Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Амадео».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки и управления конкурентоспособностью организации
1.1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Понятие и виды конкуренции
2. Анализ конкурентоспособности ООО «Амадео»
2.1. Характеристика ООО «Амадео»
2.2. Анализ объёма реализации и качества продукции ООО «Амадео»
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Амадео»
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Амадео»
Введение
В условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде служит конкурентоспособность организаций и предприятий анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.
В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится задача количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.
Исходя из вышесказанного, актуальность темы курсовой работы заключается в том, определение конкурентоспособности предприятия, проведение анализа его конкурентов на рынке позволяет повысить адаптивность предприятия, его конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.
В качестве объекта исследования выбрано ООО «Амадео».
Предмет исследования – показатели, определяющие уровень конкурентоспособности ООО «Амадео».
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи.
1. Обоснованы теоретические основы оценки и управления конкурентоспособности организации и её продукции.
1. Дана краткая характеристика деятельности ООО «Амадео»;
2. Проведён анализ конкурентоспособности ООО «Амадео» и его продукции;
3. Предложены мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции ООО «Амадео».
Теоретическую и методическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в вопросах совершенствования хозяйственного механизма, конкурентоспособности и методов управления производством и предприятием.
Теоретическим и практическим вопросам совершенствования маркетинговых методов оценки, анализа, прогнозирования, повышения конкурентоспособности предприятия и принятия на этой основе эффективного управленческого решения, формирующего оптимальную стратегию развития в условиях экономики переходного периода, посвящены исследования ряда зарубежных и отечественных учёных. В работе основной упор был сделан на работы М. Портера, В.И. Гиссина, Р. А. Фатхутдинова и др. Ими внесён значительный вклад в разработку основополагающих проблем принятия оптимального управленческого решения в области обеспечения качества и конкурентоспособности предприятия.
Достижение целей работы осуществляется с помощью методов построения систем показателей, построения аналитических таблиц и графиков; традиционных методов экономической статистики: средних и относительных величин, абсолютных и относительных показателей, группировки, наблюдения, сравнения, вертикального и горизонтального анализа, функционального анализа.
При выполнении работы использована следующая информационная база: данные бухгалтерской и экономической отчетности организации (бизнес-план предприятия, договоры купли-продажи, договоры на поставку продукции и другие информационный материалы); нормативные и правовые акты предприятия и методическая документация, специальная литература, журналы, информационные ресурсы сети Интернет.
1. Теоретические основы оценки и управления конкурентоспособностью организации
1.1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Понятие и виды конкуренции
Конкуренция служит одним из важнейших факторов, стимулирующих повышение эффективности экономики страны и ее регионов.
В настоящее время является общепризнанным, что конкуренция – это неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления [7, с.5]. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах. Следует отметить, что в отечественной экономической теории и практике понимание, диагностика и формирование конкурентоспособности находятся в стадии исследования. Несмотря на это, труды таких известных за рубежом ученых и практиков по проблемам конкурентоспособности, как И. Ансофф, А. Леш, Б. Олин, М. Портер, Э. Хекшер, Г. Хотеллинг, Э Чемберлин. Ф. Эджоурт, М. Эрлих, становятся в нашей стране актуальными. Проблема формирования конкурентной среды региона и развития конкурентных отношений нашла свое отражение в трудах отечественных ученых: Л.И. Абалкина, А. Аганбегяна, Л.Г. Азоева, А.П. Градова, А.Г. Гранберга, В.В. Леонтьева, Ю. Б. Рубина, А.Ю. Юданова.
Конкурентоспособность является категорией динамической, причем эта динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может признаваться как управляемые параметры [8, с.21]. И если раньше конкурентоспособность территории в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства – 1) природных ресурсов; 2) трудовых ресурсов; 3) капитала, то с развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня, прежде всего, инфраструктура, научный потенциал и уровень образования населения. Проектирование и функционирование эффективной системы обеспечения конкурентоспособности объекта требует оптимального сочетания экономических, технологических и правовых предпосылок. Недооценка этого обстоятельства сдерживает развитие конкуренции, что ведет к застою в экономике, снижению ее эффективности, снижению жизненного уровня населения страны [8, с.22].
Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.
Под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя [13, с.12].
Важными в этом определении являются следующие аспекты:
1) рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;
2) конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом;
3) рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.
Конкуренция является движущей силой развития общества. Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке [17, с.15].
По степени интенсивности конкуренция может быть [5, с.16]:
– привлекательная, в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
– умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
– ожесточенная, когда один субъект конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента.
По формам удовлетворения потребностей различается конкуренция [5, с.17]:
– функциональная – обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами;
– видовая – является следствием того, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие разные виды;
– предметная – заключается в том, что организации выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, а иногда, и одинаковые по качеству.
Известный специалист в области маркетинга Ф. Котлер выделял четыре направления конкуренции [19, с.28]:
1) конкуренция торговых марок – соперничество субъектов бизнеса, предлагающих идентичные товары одним и тем же целевым покупателям по сопоставимым ценам;
2) отраслевая конкуренция – соперничество фирм, производящих и реализующих однородные товары, при этом в качестве отрасли рассматривалась группа компаний, предлагающих потребителям идентичные товары;
3) формальная конкуренция – соперничество субъектов бизнеса, осуществляющих производство продукции, призванной обеспечить удовлетворение одних и тех же потребностей;
4) общая конкуренция – соперничество всех без исключения субъектов предпринимательского бизнеса.
Рассматривая виды добросовестной конкуренции нельзя обойти вниманием недобросовестную конкуренцию, включающую следующие действия [20, с.11]:
– дезорганизация деловой деятельности конкурентов (получение, использование, разглашение информации о конкурентах и их коммерческих тайнах без их согласия, уничтожение средств наружной рекламы конкурентов, негативное воздействие на партнеров и клиентов соперника);
– прямая дискредитация конкурента (распространение ложных, неточных или искаженных сведений о конкурентах посредством недобросовестной и неэтичной рекламы);
– косвенная дискредитация конкурентов (некорректное сравнение своих товаров с товарами конкурентов);
– паразитическая конкуренция (самовольное использование чужого товарного знака, самовольное копирование товара, его упаковки или внешнего оформления);
– прямой и позиционный демпинг.
Конкуренция на рынке выполняет несколько функций [14, с.29]:
1.Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
– предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции);
– предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Выпуская конкурентоспособную продукцию, производитель обеспечивает себе прочное место на рынке благодаря использованию методов ценовой и неценовой конкуренции [8, с.10].
Ценовая конкуренция основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и, в конечном счете, завоевывает себе желаемую долю рынка [8, с.11].
Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т. д.) [8, с.12].
Важным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества, в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции. Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса.