Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (на примере ПАО «Завод «Водоприбор»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности менеджмента, как организационно-целевого управления
2. Исследование организационной структуры управления ПАО «Завод Водоприбор»
2.1. Общая характеристика ПАО «Завод «Водоприбор»
2.2. Анализ системы управления и организационной структуры ПАО «Завод «Водоприбор»
2.3. Влияние организационной структуры на эффективность деятельности ПАО «Завод «Водоприбор»
3.1. Мероприятия по улучшению структуры управления ПАО «Завод «Водоприбор»
3.2. Экономическое обоснование изменений ПАО «Завод «Водоприбор»
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективного управления предприятия очень важное значение имеет четкое построение целей и определение организационной структуры управления.
В настоящее время менеджмент во многом определяется в качестве организационно-целевого управления, в основе управленческого процесса находится как необходимость разработки целей управления, так и организация данного процесса. Сущность организации управленческого процессе на предприятии выражают организационные структуры.
Актуальность темы исследования заключается в том, что процесс управления является важнейшим в современных условиях для предприятий, организаций и учреждений. Качественное управление обеспечивает достижение целей и общей эффективности предприятия. Большое значение для процесса управления играет построение целей, а также выбор организационной структуры, которая должна соответствовать основным целям предприятия и способствовать их достижению.
Цель – исследовать менеджмент в качестве организационно-целевого управления, выявить особенности организационно-целевого управления на конкретном предприятии и предложить направления по их совершенствованию.
Задачи:
- Исследовать типы организационных структур
- Проанализировать особенности целевого управления
- Исследовать организационно-целевое управление на примере ПАО «Завод «Водоприбор»
- Разработать мероприятия по улучшению структуры управления ПАО «Завод «Водоприбор».
Объект исследования – ПАО «Завод «Водоприбор».
Предмет – организационно-целевое управление и возможности его совершенствования на примере ПАО «Завод «Водоприбор».
Основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов посвященные анализу вопросов управления, а также организационно-целевому управлению.
В ходе работы использовалась статья Савина А.Б. «Типы организационных структур и управленческих систем промышленных предприятий и их реструктуризация», посвященная общим вопросам организационных структур на предприятиях и возможности их изменения в целях повышения работы предприятия. Вопросы организационного и целевого управления были рассмотрены на примере учебных пособий посвященных менеджменту и организационному управлению, таких как Архипова Н.И. Организационное управление; Бондаренко В.В. Менеджмент организации: введение в специальность; Виханский О.С. Менеджмент; Долгов А.И. Теория организации.
Работа состоит из введения, трех разделенных на параграфы глав, заключения и списка использованных источников.
1. Особенности менеджмента, как организационно-целевого управления
Под организационной структурой организации понимается «расстановка людей в различных социальных позициях, влияющих на ролевые отношения между этими людьми»[1]. Однако следует также отметить, что структуры организаций не являются все время неизменными, скорее, ими формируется происходящее в организации, и в свою очередь они также формируются тем, что происходит в организации.
Для структур организаций характерно наличие трёх важнейших функций. Во-первых, их предназначение заключается в создании того, что производят организации, иными словами, в эффективном достижении поставленных целей. Во-вторых, структуры предназначены для того чтобы свести к минимуму или, по крайней мере, иметь возможность регулировать воздействия индивидуального поведения в организации. Структуры направлены на обеспечение согласования людей, входящих в организацию, с ее требованиями, а не наоборот. В-третьих, структуры являются образованиями, посредствам которых происходит осуществление властных функций (структурами также устанавливаются или определяются, главные и определяющие позиции с точки зрения иерархии), в которых принимаются решения (направление потока информации для принятия решений, главным образом, определяется структурой) и в которых выполняется деятельность организации (структура является местом действия организации)[2].
На основании результатов исследования схем формальных организаций следует отметить существование уровня вертикального и горизонтального разделения труда[3]. При вертикальном разделении труда руководителем верхнего уровня осуществляется управление деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, другими словами он формально обладает большей властью и более высоким статусом. Вертикальная дифференциация имеет непосредственную связь с иерархией управления в компании. Чем большее количество ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация[4]. Происходит распределение полномочий по должностям и руководителям, которые занимают эти должности. Цель организации рассматривают в качестве ориентира для направлений потоков связей и полномочий.
Горизонтальной дифференциацией отражается уровень разделения труда между определенными структурными единицами. Чем больше в организации различных сфер, которым требуются специализированные знания и навыки, тем она сложнее[5]. Отметим направленность горизонтальной специализации на дифференциацию функций. Ей охватывается определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими сотрудниками. При горизонтальном разделении труда требуется различие подходов к охвату контролем (число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем) и функционализации (разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации).
На некоторых предприятиях высшими руководителями принимаются все решения, а управляющими низшего уровня только выполняются их указания[6]. В других компаниях отмечается перемещение процесса принятия решений вниз к руководителям, которые наиболее тесно связаны с конкретными проблемами, по которым осуществляется принятие решения. Первый случай известен как централизация, второй как децентрализация.
При сравнении различных типов организационных структур требуется отметить, что организации, имеющие меньшее количество уровней управления и более широкий охват контролем, являются наиболее гибкими и динамичными, по сравнению с централизованными пирамидальными структурами. Благодаря широкому охвату контроля облегчается передача полномочий вниз, децентрализация управления[7].
Соотношение централизации и децентрализации в управлении находится под влиянием таких факторов, как размер компании, технология производства, внешняя среда.
Организационная структура – это определенность, упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности. Ей создаются условия для того чтобы компания могла осуществлять свою деятельность и достигала поставленных целей. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций[8].
Обуславливают наличие большого разнообразия организационных структур различия в сфере деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий. В частности, структура небольшой компании несравнима с организационной структурой транснациональной корпорации и финансово-промышленной группы[9].
Рассмотрим наиболее распространенные типы этих структур.
Рис. 1. Линейно-функциональная структура управления
Источник: Савин А.Б. Типы организационных структур и управленческих систем промышленных предприятий и их реструктуризация // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3. – С. 47.
Иерархические (механические) структуры. Наиболее известная разновидность иерархических организационных структур – это линейно-функциональная организация управления (рис. 1). В ней соединяются идеи иерархии с департаментаризацией (функциональной специализации – группировкой персонала по широким задачам, которые они выполняют, например, производство, маркетинг, финансы и т. д.)[10]. Основа линейно-функциональных структур заключается в так называемом шахтном принципе построения. В соответствии с таковым организация департаментализуется и далее по каждому департаменту происходит формирование иерархии служб («шахты»), пронизывающей всю организацию сверху донизу. Вертикальным линиям передают управленческие полномочия, в результате формируется сеть скалярных цепей управления[11]. Скалярная цепь представляет собой иерархию уровней управления, создаваемую делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных работ.
Характерно иерархическое построение и для другой разновидности структур – линейно-штабной структуры управления (рис. 2)[12]. Ее суть заключается в том, что каждый или некоторые уровни предполагают – при сохранении их общей иерархии – дополнение по горизонтали и координируются так называемыми штабами, которыми обеспечивается более эффективная реализация управленческих функций.
Рис. 2. Линейно-штабная структура управления
Источник: Савин А.Б. Типы организационных структур и управленческих систем промышленных предприятий и их реструктуризация // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3. – С. 51.
Этими двумя типами структур наиболее полно и последовательно воплощается идея иерархии. При этом они являются в целом довольно эффективными и потому – широко распространенными. Тем не менее, и им вследствие усложнения и увеличения масштабов организационного функционирования потребовалась модификация, поиск новых принципов и структур построения. Так, например, в крупных организациях подразделения будут вынуждены координировать столь большие участки работ, что для этого потребуется множество дополнительных уровней и подотделов. Линейная скалярная цепь станет очень длинной, громоздкой и неэффективной.
Дивизиональная структура (лат. divisio – отдел) (рис. 3)[13]. При сохранении иерархичности структуры, данным типом организации предполагается ее разделение на элементы и блоки другими, не применявшимися ранее способами. К примеру, по видам товаров и услуг (передача полномочий по их производству соответствующим руководителям, имеющим в своем подчинении вторичные функциональные службы), по группам потребителей продукции, по географическим регионам (региональные отделы выступают, фактически, как филиалы фирмы).
Рис. 3. Дивизиональная структура управления
Источник: Савин А.Б. Типы организационных структур и управленческих систем промышленных предприятий и их реструктуризация // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3. – С. 53.
Основой иерархических структур является главный – субординационный признак. Очевидной является стройность и четкость таких традиционных структур. В тоже время очевидными являются и недостатки, присущие любой иерархии, какой бы совершенной она ни была.
Адхократические (органические) структуры. Традиционными структурами все чаще в практической деятельности уступается место принципиально новому их классу – классу адаптивных (адхократических) структур. Адхократические структуры (от лат. adhocracy – ad hoc – специальный, предназначенный для данного случая; и греч. – kratos – власть, господство) – не являются вариациями или модификациями бюрократического принципа. Их построение осуществляется на принципах и идеях, кардинально отличающихся от него. Внутри данного класса возможно выделение четырех основных типов структур, а именно: проектной организации, матричной структуры, организации конгломератного типа и свободной структуры.
Проектная организация является временной структурой, создаваемой для того чтобы решить конкретную задачу и объединяющей наиболее квалифицированных специалистов организации для максимально результативного ее решения[14].
Одна из наиболее распространенных разновидностей проектной организации – это матричная структура, при которой члены проектной команды находятся в подчинении не только у руководителя проекта, но и руководителей функциональных подразделений, в которых они постоянно работают.
Рис. 4. Матричная структура управления