Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (на примере ПАО «Завод «Водоприбор»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности менеджмента, как организационно-целевого управления
2. Исследование организационной структуры управления ПАО «Завод Водоприбор»
2.1. Общая характеристика ПАО «Завод «Водоприбор»
2.2. Анализ системы управления и организационной структуры ПАО «Завод «Водоприбор»
2.3. Влияние организационной структуры на эффективность деятельности ПАО «Завод «Водоприбор»
3.1. Мероприятия по улучшению структуры управления ПАО «Завод «Водоприбор»
3.2. Экономическое обоснование изменений ПАО «Завод «Водоприбор»
Источник: Савин А.Б. Типы организационных структур и управленческих систем промышленных предприятий и их реструктуризация // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3. – С. 53.
При матричной структуре достигается определенная гибкость в расходовании ресурсов, и открываются большие возможности для эффективной координации работ.
Однако матричным структурам присущи и недостатки. Так, например, в психологическом плане матричной структурой исполнители ставятся в двойственную позицию («двойное подчинение»). Вследствие чего порождается одна из разновидностей общего психологического феномена маргинальность. В отличие от маргинальности руководителя, это – маргинальность исполнителя[15].
Одним из типов адаптивных структур является организация конгломератного типа. Её характеризует то, что в рамках одной организации присутствуют сочетания двух или более рассмотренных выше типов организационных структур. В частности возможно использование в одном отделении компании продуктовой дивизиональной структуры, в другом – линейно-функциональной, а в третьем – матричной организации[16].
В качестве наиболее современного организационного типа структур следует назвать свободную структуру. У таковой отсутствует жесткая и стабильная организация, она изменяется и приобретается ей тот или иной ее вид в зависимости от изменяющихся внешних условий и стоящих в тот или иной момент главных задач. В ней, таким образом, происходит замена функционального разделения структурой, которая ориентирована на результат[17]. Характеризует свободные структуры очень низкая степень иерархической соподчиненности; принятие решений в них является максимально децентрализованным. Главное достоинство и основное назначение свободных структур заключается в способности быстро и гибко отвечать на высококонкурентные, сложные и быстро изменяющиеся внешние условия. Главным же их недостатком является слабая административная управляемость, а также возможность применения только в узком диапазоне условий – лишь при наличии высокого уровня профессиональной компетентности исполнителей.
Целевое управление организацией
Наряду с официальными целями, или целями-заданиями, содержащимися в планах организации, все более широкое распространение в управлении получают неофициальные цели-ориентиры и сформулированные на их основе самими исполнителями с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Именно на них ориентируются прежде люди в своей деятельности и их достижение стимулируется прежде всего[18].
Управление этими процессами, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой их реализации, получило название управление по целям или целевое управление.
Сущность целевого управления состоит в совместной постановке целей руководителями и подчиненными, что является гарантией их реализации. Официально планирование дополняется при этом подходе системой индивидуальных целей, смягчающих жесткость внешнего руководства, а также персональным их стимулированием с учетом конкретных должностных обязанностей и личных качеств работников[19].
Большинство специалистов и исследователей в области менеджмента считают главным разработчиком Питера Друкера, хотя элементы целевого управления существовали уже с первых дней сотрудничества людей, в частности, идея заданий, выработанная Ф. Тейлором и развитая Лилиан Гилберт, была предшественницей целевого управления. П. Друкер осуществил синтез элементов целевого управления и объединил их в общую философию менеджмента, известную как целевое управление[20].
Считается, что такой подход гибче традиционного и обеспечивает более глубокое понимание сотрудниками целей организации и ее подразделений, а следовательно и лучшее использование ими своих обязанностей, улучшает взаимодействие в системе управления, дает возможность предоставить подчиненным больше полномочий, позволяет уточнять существующие нормы, нормативы и стандарты деятельности, создает для более объективного контроля и поощрения работников.
Целевое управление – это своеобразная форма построения процесса управления и его организационно-практического осуществления. Она характеризуется определяющим и активным влиянием цели управления на все его характеристики[21].
Содержание целевого управления заключается в реализации следующих положений:
- анализе того, что сделано на данный момент, определение желательных характеристик будущего результата, детализации того, что, почему и как должно быть сделано, какие корректирующие действия и в какое время необходимо произвести, чтобы достичь поставленных целей;
- логически обоснованной декомпозиции главной цели на цели более низкого уровня – построение «дерева целей»;
- создания так называемой Декларации – документа, содержащего систему индивидуальных или коллективных целей работников организации (подразделения);
- согласования «дерева целей» с системой управления;
- использования целей более низкого уровня как исходной позиции и основы всех последующих управленческих воздействий;
- подведения итогов деятельности работников в системе управления по целям[22].
В целом можно сказать о том, что в управлении предприятиями большую роль играет построение его организационной структуры. Важно подобрать такую организационную структуру, которая будет наиболее эффективной для компании в большей степени подойдет под ее цели.
Целевое управление является своеобразной формой построения процесса управления, а также его организационно-практического осуществления. Данное управление характеризуется ключевым и активным влиянием целей управления на любые его характеристики.
2. Исследование организационной структуры управления ПАО «Завод Водоприбор»
2.1. Общая характеристика ПАО «Завод «Водоприбор»
ПАО УК «Завод Водоприбор» основан в 1892 году. За более чем 120-летнюю историю предприятие из ремонтных мастерских Алексеевской насосной станции превратилось в передовой производственный центр, обеспечивающий бесперебойный выпуск продукции самого высокого качества и непрерывно генерирующий новые идеи. На сегодняшний день завод является обновленным, процветающим производством, ориентированным на успех и эффективное взаимодействие с контрагентами.
ПАО УК «Завод Водоприбор» обеспечивает комплексное решение проблем жилищно-коммунального хозяйства – от производства до ввода в эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения.[23]
Завод «Водоприбор» – современное московское предприятие, специализирующееся на производстве комплексных систем учета воды, тепла и запорной арматуры европейского качества, внедрении инновационных продуктов, в том числе, автоматизированных систем комплексного учёта энергоресурсов (АСКУЭ).
Руководство завода умело комбинирует 120-летние традиции производства, передовые технологии и эффективные подходы к управлению бизнесом. Сочетание этих компонентов в совокупности с генерацией оригинальных конструкторских идей обеспечивает конкурентоспособность предприятия в современных рыночных условиях.
На протяжении многих лет компания поддерживает стабильные партнерские отношения с крупнейшими предприятиями жилищно-коммунального хозяйства России: МГУП «Мосводоканал», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ГП «Калугаоблводоканал» и других городов.
ПАО УК «Завод Водоприбор» активно развивает дилерскую сеть, как в столице, так и за ее пределами. Для удобства гарантийного и послегарантийного обслуживания открыто более 15 сервисных центров на территории РФ.
Предприятие выпускает продукцию, востребованную потребителями: задвижки, приборы учета воды, вантузы, гидранты, фильтры для очистки воды, затворы, соединительные узлы и многое другое. Специалисты завода предоставляют комплекс услуг по проектированию, изготовлению и обследованию узлов коммерческого учета воды, поверке и калибровке счетчиков воды.
Система менеджмента качества выпускаемых изделий сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Продукция ПАО УК «Завод Водоприбор» неоднократно становилась лауреатом конкурса «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества ХХI века» и была подтверждена Платиновыми и Золотыми Знаками качества[24].
Предприятие регулярно участвует в масштабных отраслевых выставках и форумах. В 2011 и 2013 годах Завод «Водоприбор» принимал участие в крупнейшей международной выставке «WASSER BERLIN» в Германии, продемонстрировав, что в России есть современные компании, не уступающие лучшим мировым брендам.
В 2015 году планируется запуск в серийное производство турбинного счетчика воды ВВ-65 с гидродинамически разгруженной турбиной.
В настоящее время ПАО УК «Завод Водоприбор» является действующим членом Научно-промышленной ассоциации арматуростроителей, Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Ассоциации строителей России, Первой национальной организации строителей, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей). Предприятие ведет активную работу по борьбе с фальсифицированными и контрафактными товарами в сфере водопотребления, проводит исследования и испытания приборов учета воды, выступает с докладами в профильных комитетах.
В таблице 1 представлены показатели выручки компании.
Таблица 1
Анализ выручки от реализации продукции, работ и услуг (без НДС)
ПАО УК «Завод Водоприбор» за 2013 – 2017 г.г.
Наименование |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|
Выручка от реализации продукции предприятия |
604,0 |
51 |
717,2 |
54 |
691,7 |
54 |
943,5 |
61 |
985,0 |
61 |
Выручка от реализации услуг по сдаче зданий и помещений в аренду |
573,2 |
49 |
616,4 |
46 |
583,0 |
46 |
596,8 |
39 |
634,8 |
39 |
Всего |
1177,2 |
100 |
1333,6 |
100 |
1274,7 |
100 |
1540,3 |
100 |
1619,8 |
100 |
Источник: составлено автором
Интегральным показателем уровня платежеспособности и финансовой устойчивости организации является показатель размера и динамики чистых активов. За отчетный год размер чистых активов увеличился на 82,6 млн. руб. (4,7 %) и достиг 1843,9 млн. рублей. За последние пять лет чистые активы ПАО УК «Завод Водоприбор» выросли в 1,3 раза.
Основными видами деятельности Общества являются:
- производство оборудования для водопроводно-канализационного, жилищного и других видов городского хозяйства;
- производство продукции общемашиностроительного, строительного назначения;
- производство товаров народного потребления;
- производство противопожарного оборудования;
- эксплуатация подъемных и подъемно-транспортных сооружений
- эксплуатация объектов соцкультбыта;
- управление производством и производственной деятельностью на предприятиях;
- оказание услуг связанных с управленческой и производственной деятельностью на предприятиях;
- сдача помещений и недвижимости в аренду;
- предоставление помещений в пользование;
- оказание консультационных и иных услуг, выполнение работ в сфере производства и управления с учетом специфики деятельности предприятия[25].
2.2. Анализ системы управления и организационной структуры ПАО «Завод «Водоприбор»
Далее в таблицах представлен анализ кадровых показателей ПАО «Завод «Водоприбор» за период 2015-2017 гг.
Согласно динамики, с 2015-2017 гг. число персонала уменьшилось на 10 чел. и составило 95 чел. Основную часть персонала составляют специалисты со средне-специальным и высшим образованием. Средний возраст сотрудников 37 год. По возрастным группам штат укомплектован равномерно, в каждой группе работников есть специалисты в возрасте и большим опытом работы, и есть молодые специалисты, что способствует передаче опыта. Основная часть персонала – это мужчины, что весьма традиционно для транспортной сферы. Это в основном опытные мастера своего дела, как видно из таблицы, стаж работы работников на предприятии в основном от 5 и более лет.
Таблица 2
Кадровые показатели