Файл: Налог на прибыль организаций (Роль и значение налога на прибыль в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Среди экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, большое значение имеют налоги. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в роли определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Применение налогов - это один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц, либо налога с корпораций.

В налоговой системе РФ налог на прибыль организации является одним из наиболее значимых. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. И по характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.


Задачи:

- рассмотреть теоретические основы налога на прибыль;

- рассмотреть проблемы и перспективы развития его в целом.

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИИ

1.1 Понятие и содержание налога на прибыль

Основным объектом налогообложения предприятий является валовая (балансовая) прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. Вначале из валовой прибыли отчисляются налоги в местный и республиканский бюджеты, целевые сборы, а затем из налогооблагаемой части оставшейся прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

Одна из отличительных особенностей налога на прибыль предприятий состоит в том, что облагаться этим налогом может не вся чистая или балансовая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью. Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия, капиталовложения из прибыли в производственную сферу часто освобождаются от налога на прибыль.

После уплаты предприятием всех налогов и сборов, образуемых из прибыли, в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль. Название «распределяемая» отражает то обстоятельство, что эта часть прибыли распределяется самим предприятием, его администрацией. По большому счету, распределяемая часть прибыли делится на фонд накопления (капиталовложения в развитие предприятия) и фонд потребления (расходы на социальные нужды, на материальное стимулирование и др.).

Налог на прибыль выполняет как фискальную, так и регулирующую функции.

Посредством реализации фискальной функции налога на прибыль происходит изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государства: для функционирования публичной власти, для осуществления государством его функций, для содержания той непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов. Реализация фискальной функции налогов показывает их значение при формировании доходной части бюджетной системы государства [2, С.97].


С фискальной функцией налога на прибыль тесно связана распределительная функция, которая заключается в следующем:

Во-первых, посредством налогов перераспределяется часть валового внутреннего продукта от источника к потребителю соответствующих финансов.

Во-вторых, распределительная функция налогов означает иной характер распределения и перераспределения финансов - между звеньями бюджетной системы государства, то есть межбюджетное регулирование государственных доходов.

Налог на прибыль - прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится в прямой зависимости от финансового результата деятельности организации. Это означает, что теоретически организации выступают реальными плательщиками этого налога, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции как при косвенном налогообложении. Налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства.

Налог на прибыль организаций — это федеральный прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ [1, С.121]. Данный налог является прямым, т.е. впрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, поэтому государство стремится активно влиять на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через предоставление или отмену льгот и регулирование налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.

Таким образом, налог на прибыль позволяет государству активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности, развитии малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством разных льгот и установления налоговых ставок. Налог на прибыль служит важным инструментом регулирования экономики. Именно налогообложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета, эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.


1.2 Зарубежный опыт налога от прибыли

В Великобритании налог на прибыль в его общепринятом понимании появился в 1799 г. в связи с необходимостью финансирования войны против наполеоновской Франции [1].

Федеральный налог на прибыль корпораций был введен в Соединенных Штатах Америки в 1862 г. в связи с необходимостью финансирования гражданской войны, однако в 1872 г. налог на прибыль был признан Верховным судом неконституционным и отменен. В своем решении суд указал: «...налог на доходы является прямым налогом, и, следовательно, должен быть распределен среди штатов в соответствии с народонаселением» [1, с. 29]. Федеральному правительству Соединенных Штатов Америки было запрещено вводить налог на прибыль. В 1909 г. налог на прибыль был введен повторно и узаконен в 1913 г. путем принятия шестнадцатой поправки в конституцию США[1] [2].

С появлением налога на прибыль у бухгалтеров англо-американской школы возникла проблема его правильной идентификации. В работе «Теория бухгалтерского учета: со спецтальными рекомендациями для акционерных обществ» («Accounting Theory: With Special Reference to the Corporate Enterprise») в разделе «Чистая прибыль, убытки и налоги» В.Э. Патон (W.A. Paton) проводит различия между расходами и убытками организации [2]. Расходами признаются издержки, которые необходимо понести в связи с процессом производства и получением выручки; убытком - издержки, которые понесены организацией, но не связаны с процессом производства и получением выручки. Патон пишет: «Нужно признать, что, хотя различие между убытком и расходом в теории определено, на практике не всегда легко провести грань между этими двумя классами» [2, с. 177].

Анализируя различия между расходами и убытком, В.Э. Патон задается вопросом: «Какова сущность правительственных налогов на частные предприятия и какой, соответственно, характер имеют счета, на которых они отражаются?».

И далее продолжает: «Трудно ответить на эти вопросы удовлетворительно. Налоги представляют собой аномальный элемент в бизнесе и, следовательно, в бухгалтерском учете» [2, с. 179].

В своей работе В.Э. Патон впервые обозначает четыре подхода к определению экономической сущности налога на прибыль организации: «Налоги должны представлять либо расходы (уменьшение активов, используемых для получения выручки), либо убыток, либо распределение прибыли, или быть совершенно самостоятельной статьей, которая не может быть включена в более общую статью» [2, с. 181].


Таким образом, налог на прибыль организации можно рассматривать с нескольких взаимоисключающих точек зрения:

- налог на прибыль как убыток организации за период;

- налог на прибыль как распределение прибыли организации в пользу государства;

- налог на прибыль как специфическая статья финансовой отчетности;

- налог на прибыль как расход отчетного периода.

Данные подходы к определению сущности налога на прибыль получили распространение в англо-американской школе бухгалтерского учета и широко обсуждались в академической и профессиональной литературе[3] [4].

Налог на прибыль как убыток организации за период. Признание налога на прибыль убытком организации за период не позволяет выявить экономическую сущность налога на прибыль, так как само понятие «убыток» имеет производный характер.

В бухгалтерском учете понятие «убыток», как и понятие «прибыль», производны от понятий «доходы» и «расходы». Так, под убытком понимается величина превышения расходов над доходами .

Частными случаями возникновения убытка являются:

а) списание в расходы актива без получения соответствующего дохода;

б) возникновение обязательства без получения равноценного актива. Одной из отличительных черт налога вообще и налога на прибыль в частности является его безвозмездность. Поэтому при признании налога на прибыль убытком периода, налог на прибыль должен быть классифицирован либо в качестве расхода периода (как списание в расходы актива без получения соответствующего дохода), либо в качестве обязательства перед государством (как признание обязательства без получения равноценного актива).

Примечательно, что согласно п. 4.34 Концептуальных основ финансовой отчетности (разработаны Советом по Международным стандартам финансовой отчетности), «Убытки представляют собой прочие статьи, которые удовлетворяют определению расходов и могут возникать как в ходе обычной деятельности организации, так и без отношения к ней. Убытки представляют собой уменьшение экономических выгод и, таким образом, не отличаются от других расходов по своему характеру. Следовательно, они не считаются отдельным элементом настоящих Концептуальных основ» [6, п. 4.34][5].

В свою очередь, признание налога на прибыль убытком организации, возникшим вследствие отражения обязательства перед государством, ставит вопрос о природе такого обязательства. Экономическая сущность налога на прибыль будет определяться сущностью возникшего обязательства. Обязательство перед государством по выплате налога на прибыль может трактоваться либо как обязательство по распределению полученной прибыли, либо как специфическое обязательство перед государством, обусловленное существующей системой налогообложения.