Файл: Налог на прибыль организаций (Роль и значение налога на прибыль в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по нашему мнению, налог на прибыль не может рассматриваться в качестве убытка, так как понятие «убыток» имеет производный характер. Подход к налогу на прибыль как к убытку за период в конечном счете сводится к одной из трех существующих точек зрения на экономическую сущность налога на прибыль:

- налог на прибыль является распределением прибыли в пользу государства;

- налог на прибыль является специфической статьей финансовой отчетности;

- налог на прибыль является расходом отчетного периода.

Отдельно стоит обратить внимание на понятие «расходы», которое также может быть сведено к понятию «обязательства». В общем случае, под расходом понимается уменьшение экономических выгод вследствие уменьшения активов и/или увеличения обязательств.

Согласно п. 80 Концептуального положения № 6 «Элементы финансовой отчетности», подготовленного Советом по стандартам финансового учета (США) (Statement of Financial Accounting Concepts No. 6 Elements of Financial Statements, FASB) расходы это отток или другое.

Использование активов или возникновение обязательств (или сочетание обоих) от поставки или производства продукции, оказания услуг или выполнения других видов работ (выделено автором), которые составляют сущность текущих основных или главных операций [7, п. 80].

В Концептуальных основах финансовой отчетности «Расходы представляют собой уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме выбытия или истощения (depletion) активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала, не связанному с его распределением между участниками капитала (выделено автором)» [6, п. 4.25(b)][6].

При отражении налога на прибыль в бухгалтерском учете и отчетности отражается именно возникновение обязательства перед государством, а не выбытие активов. А в этом случае экономическая сущность налога на прибыль также сводится к определению сущности обязательства перед государством. При этом обязательство может интерпретироваться либо как обязательство по распределению прибыли в пользу государства, либо в качестве специфической статьи финансовой отчетности.

Налог на прибыль как распределение прибыли организации в пользу государства. В 1922 г. В.Э. Патон разделял точку зрения, согласно которой налог на прибыль является распределением прибыли организации в пользу государства, а не расходом текущего периода. Так, В.Э. Патон писал: «Если воспринимать правительство как субъект, обеспечивающий защиту финансово-хозяйственной деятельности организации, гарантирующий выполнение контрактов, регулирующий уровень конкуренции, предотвращающий недобросовестную деятельность и т.д., то можно было бы утверждать, что налог является, во-первых, стоимостью смешанных полезных услуг, и, наконец, себестоимостью продажи или расходом.


Говард Грир приходит к выводу, что экономическая сущность налога на прибыль организации зависит от точки зрения на государство. Если государство рассматривать в качестве поставщика услуг, то налог на прибыль следует признать расходом. Если рассматривать государство как совладельца, то налог на прибыль является распределением прибыли.

Признание налога на прибыль распределением в пользу государства предполагает, что государство наравне с собственниками создает благоприятные условия для деятельности организации. Собственники формируют капитал, необходимый для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации, а государство обеспечивает благоприятные внешние условия для такой деятельности. И как собственники организации имеют право на получение части прибыли - дивидендов, так и государство имеет право на получение части прибыли - налога на прибыль. При этом и дивиденды, и налог на прибыль, как правило, прямо пропорциональны сумме полученной прибыли.

Более того, подход к налогу на прибыль как к распределению прибыли организации в пользу государства, позволяет избежать значительных проблем и, в частности, проблему распределения налога на прибыль по периодам путем признания отложенных налогов. По данному поводу Морис Мунитц замечает: «Если бы налоги на прибыль трактовались как распределение прибыли, по примеру распределения дивидендов, исчезло бы большинство проблем, связанных с отчетностью по налогам на прибыль; в этом случае выставленная сумма налога, отраженная в налоговой декларации, начисляется непосредственно на счет нераспределенной прибыли» [10, с. 175]. Другими словами, признание налога на прибыль распределением прибыли в пользу государства исключает появление механизма отложенных налогов в бухгалтерском учете.

1.3 Роль и значение налога на прибыль в России

С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многостороннее значение прибыли. Акционерные, арендные, частные, а также предприятия других форм собственности получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль. Прибыль как экономическая категория является обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции - это налог на прибыль организаций.


Переход экономики России на рыночные отношения способствовал созданию системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году закона «О налоге на прибыль» является продолжением важнейшего элемента экономической реформы в России. Однако постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, которая выражается в большом количестве издаваемых изменений, чаще всего не позволяет предприятиям правильно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что в конечном итоге приводит к спорам и разногласиям с налоговыми органами.

С введением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации появилось новое понятие - налоговый учет, представляющей собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством Российской Федерации.

Налог на прибыль организаций занимает одно из главных мест в национальной бюджетной системе. Налог на прибыль организаций, являясь федеральным, играет важную роль в регулировании всей бюджетной системы страны. Изначально он был определен в качестве регулирующего источника доходов. Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по расчетам Минфина России. А затем нормативы были узаконены, региональные власти получили широкие полномочия в установлении своей части налога. Эти полномочия касаются и налоговых льгот. В течение ряда лет налог на прибыль служил регулятором фонда оплаты труда.

В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%.

Велика роль налога на прибыль в развитии малого

предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций.

В то же время фискальное значение данного налога в большинстве развитых стран мира невелико. Это положение не относится пока к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с физических лиц.


Как и любой другой налог, налог на прибыль выполняет прежде всего фискальную функцию, но его значение как источника бюджетного дохода по мере развития российской экономики постепенно изменялось. Если на первом этапе налоговой реформы налог на прибыль играл ведущую роль в формировании доходов государства и был вторым по величине налогом после НДС, то в дальнейшем его доля постепенно сокращалась. Это обстоятельство было вызвано как объективными, так и субъективными причинами.

Налог на прибыль организаций является основным видом налога с юридических лиц. Данный налог наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.

Однако налог на прибыль является прямым, т.е. его окончательная сумма полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли считается внутренним делом организации. Однако государство воздействует на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, и распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет большое значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

Таким образом, поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков - предприятий и организаций.

2 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: СОСТОЯНИЕ В РОССИИ


2.1 Налоговый учет на примере налога на прибыль

Налог на прибыль (так называемый налог на прибыль организаций) является гораздо более сложным в Российской Федерации, чем например в Чехии. Во-первых, особый вид бухгалтерского учета - налоговый учет существует для расчета этого налога. Российские компании должны вести налоговый учет на постоянной основе.

Налог на прибыль рассчитывается в конце на­логового периода для подготовки налоговых дек­лараций в соответствии с чешским законодатель­ством. Согласно российской системе, каждая опе­рация отражается как в бухгалтерском, так и в на­логовом учете в течение отчетного периода. В ос­новном, эти записи похожи, но есть и различия, одно и то же событие оценивается по-разному в налоговом учете и согласно правилам бухгалтер­ского учета. В этом случае финансовый учет будет отражать реальную сумму сделки, так как этот тип учета должен предоставлять своим пользователям полную и достоверную информацию о состоянии активов и обязательств. В налоговом учете, будет записано максимально допустимое количество, или ноль (например, если расходы не облагаются налогом), или суммы, определенные в соответст­вии с налоговым законодательством. Разница ме­жду этими двумя типами учета должна быть запи­сана в финансовой отчетности, в связи с тем, что расчет налоговых поступлений был бы возможен в финансовой отчетности [3].

Есть постоянные разницы, которые появляются из-за отсутствия вычетов или ограничения определенных расходов и доходов в соответствии с налоговым законодательством, и временных разниц, возникающих из различных методов амортизации, различного срока полезного использования активов, различных методов оценки запасов и т.д.

Все эти ситуации строго регулируются стан­дартным положением Российского бухгалтерского учета № 18/02 (ПБУ), «Доходы налогового учета», и Планом счетов. Таким образом, счета 68 "Налог на прибыль", 99 "Прибыли и убытки", 09 "Отло­женные налоговые активы», 77 «Отложенные на­логовые обязательства» используются для упомя­нутых выше операций. Постоянные расхождения приводят к постоянным налоговым активам (Дебет 68 Кредит 99 - снижение налогов, прибыль растет) или постоянным налоговым обязательствам (Де­бет 99 Кредит 68 - увеличение налога на прибыль). Отложенные налоговые активы (дебет 09 Кредит 68 - налог на увеличение в текущем периоде, но уменьшается в более поздние периоды) и отло­женные налоговые обязательства (дебет 68 Кредит 77 - наоборот, снижение налогов в текущем пе­риоде, но растет в более поздние периоды) возни­кают из-за временных разниц (ПБУ 18/02, 2002). В России, бухгалтерский и налоговый период по на­логу на прибыль - один календарный год [4].