Файл: Информация в материальном мире.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой абстрактных методов, моделей и алгоритмов, а также связанных с ними математических теорий. Ее прерогативой является исследование процессов преобразования информации и на основе этих исследований разработка соответствующих теорий, моделей, методов и алгоритмов, которые затем применяются на практике.

Информатика как отрасль производства практически использует результаты исследований фундаментальной науки информатики. В самом деле, широко известны западные фирмы по производству программных продуктов, такие как Microsoft, Lotus, Borland, и технических средств – IBM, Apple, Intel, Hewlett Packard и другие. Помимо производства самих технических и программных средств разрабатываются также и технологии преобразования информации.

Информатика как прикладная дисциплина занимается подготовкой специалистов в области преобразования информации. Она изучает закономерности протекания информационных процессов в конкретных областях и методологии разработки конкретных информационных систем и технологий.

Таким образом, главная функция информатики состоит в разработке методов и средств преобразования информации с использованием компьютера, а также в применении их при реализации технологического процесса преобразования информации.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «СИГНАЛ», «ДАННЫЕ», «ИНФОРМАЦИЯ», «ЗНАНИЕ» В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ

В исследовательской литературе представлено множество различных позиций истолкования феномена информации. Из-за такого обилия определений и мнений возникает полисемия данного понятия, и это приводит к ещё большему непониманию данного термина. С нашей точки зрения, различные подходы к пониманию и определению понятия информации наиболее полно изложены в работе Ю.Н. Столярова «Сущность информации» [7, 156]. Среди этих подходов  можно выделить два главенствующих: атрибутивный и функциональный.

Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство реальности, которое присуще всем сущностям, независимо от их природы, включая живые и неживые объекты и системы, что, в свою очередь, дает исследователям право говорить о том, что информация является атрибутом материи и может существовать независимо от биологических систем.


Представители функционального подхода обосновывают идею, связанную с тем, что информация не может существовать вне живой природы. В связи с этим они делают акцент на том, что информация является некими данными, инструкциями, с помощью которых осуществляется управление в социальных, биологических и кибернетических системах. Помимо двух общепринятых и сложившихся подходов, представленных выше, стоит упомянуть об антропоцентрическом подходе, который можно рассматривать как один из подвидов функционального подхода. Сторонники данного подхода считают, что информация существует только в социальных системах, то есть, информация – это некие сигналы, смысл которых доступен только человеку.

В статье мы бы хотели обратить внимание на взаимосвязь таких понятий, как «сигнал», «данные», «информация», «знание», а также показать их существенное отличие друг от друга, которое возникает в процессе коммуникации субъектов между собой и с окружающей средой посредством использования информационно-телекоммуникационных систем.

1.1 Взаимосвязь понятий «сигнал», «данные», «информация», «знание»

Информационно-телекоммуникационные системы являются средством, с помощью которого субъект может получить интересующую его информацию для формирования знания об окружающем его мире. Для субъекта, взаимодействующего с информационными системами, всё сводится к поиску, переработке, структурированию информации, а это, в свою очередь, составляет процесс познания. В связи с этим можно сказать, что процесс познания рассматривается как определенные ступени преобразования информационных сигналов – в данные, дынные – в информацию, информацию – в знание. При этом каждое последующее знание является своего рода информационной ступенькой, необходимой для формирования последующего знания.

В связи с этим в познавательном процессе субъекта можно выделить четыре ступени. Первая ступень – это способность субъекта воспринимать сигнал. Сигнал отвечает за формирование пустой формы у субъекта, фиксацию некоторого явления, которое в перспективе начнёт наполняться данными. При этом стоит отметить, что сигнал может существовать независимо от носителя, и если сигнал не фиксируется субъектом, то для него этого сигнала не существует.


Если сигнал используется для взаимодействия между субъектами внутри социальных систем, то целесообразно ввести вместо понятия «сигнал» понятие «сообщение», которое представляет собой сигнал, посланный с определенной целью. У сообщения есть всегда отправитель и получатель. Отправитель закладывает определенную мысль или идею в сообщение, после чего передает его по каналам связи получателю. Получатель фиксирует сигнал, извлекает из него набор данных, преобразовывает их с помощью различных методов в информацию, после чего в процессе взаимодействия с полученной информацией получатель формирует некое знание, заложенное в полученном им сообщении.

Вторая ступень отвечает за использование определенных алгоритмов, с помощью которых субъект или объект осуществляет преобразование сигналов в данные. Данные есть набор неосознаваемых до конца структур, которые с помощью определенных методов преобразуются в информацию. В зависимости от формы получения данных и метода, который мы будем использовать для преобразования их в информацию и знание, данные можно разделить на группы. Когда мы говорим о методе, с помощью которого мы преобразовали данные в информацию, можно говорить о сигнале, который мы благодаря соответствующим средствам смогли зафиксировать.

При этом, если мы говорим о компьютерных устройствах, то они способны использовать в своей работе только две ступени. Устройство, запрограммированное определенным образом, способно зафиксировать сигнал. Также программа, использующаяся этим устройством, способна преобразовать сигналы по определенному алгоритму в структурированный набор данных, после чего выдать их конечному потребителю. Но устройство не способно использовать третью ступень, к которой относится формирование информации. Данная ступень - осуществление некой взаимосвязи между знаками, символами, образами, словами, усмотрение в них некоторых закономерностей и смысла, способствующих формированию у субъекта некоторого субстрата информации, которая впоследствии будет использоваться субъектом для формирования личностного знания. Данную ступень очень интересно описал в своей работе Блюменау Д. И. «Информация – это мгновенная вспышка сознания, которая существует лишь в настоящем времени, однако мгновенная вспышка – величина столь малая, что ею можно пренебречь» [1, 25]. Из его слов следует, что информация одновременно и существует и не существует, информация может быть только личностным достоянием субъекта, её нельзя никому передать, так как информация является мгновенной вспышкой сознания. При этом внутри субъекта информация есть приближенное отображение образов, идей, убеждений, знаний субъекта, которые он хочет передать за пределы своей личности, например, в социальную систему. Информация, исходя из этого, представляется неким субстратом, способствующим формированию личностных представлений, знаний у субъекта, которые в перспективе могут быть преобразованы в данные, которые будут переданы другим субъектам в виде символов, образов и т.д. В отличие от знания и информации, данные мы способны передать по каналам связи, с помощью информационных сигналов. Для этого мы преобразуем знания – в информацию, а информацию – в данные, и с помощью информационных сигналов передаем другим субъектам. Например, мы печатаем текст на компьютере, и отправляем его по почте другому субъекту.


Четвертая ступень является «итогом» познания и при этом рассматривается как самостоятельный субъективный процесс, благодаря которому возникает личностное знание субъекта. Знание представляется как «итог» познавательной деятельности субъекта, его нельзя никому передать, и оно является достоянием субъекта. Оно уникально и находится только у субъекта, который его сформировал. При этом знание от субъекта к субъекту можно передать только посредством преобразования его в некоторые символы, знаки, образы, то есть информацию, которая будет преобразована по определённому алгоритму в набор данных, которые в перспективе будут восприняты другим субъектом. Для того, чтобы информацию преобразовать в знание, субъект должен её усвоить, понять, воспринять своим сознанием, то есть должна произойти некая вспышка, озарение, которое будет способствовать формированию образов, символов, что в свою очередь приведёт к тому, что субъект сформирует своё личностное знание. Знание можно представить как умение субъекта использовать информацию для формирования нового знания.

Р. Л. Солсо, представитель когнитивной психологии, представляет процесс познания как структурирование и накопление информации субъектом [8, 142]. При этом сложно представить, что знание без субъекта, который познаёт окружающий мир, может существовать само по себе, как, например, в мире текстов или в информационно-телекоммуникационных сетях, занимающихся поставкой необходимых данных для процесса познания как социальной системы, так и окружающего мира.

Мир книг, текстов, информационно телекоммуникационных сетей – это не то, что образует знание, это, скорее всего, можно представить как набор конструктов, символов, образов, которые хранятся внутри этих систем в виде данных и необходимы обществу для формирования, генерирования информации. С помощью этого мира происходит формирование личностных знаний субъекта и развитие общества в целом. Данные системы осуществляют обмен, передачу данных между субъектами в процессе их коммуникации внутри социальных систем.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что в процессе развития информационных технологий возникает взаимосвязь таких двух понятий, как «информация» и «виртуальная реальность». Человек внутренне привык понимать мир, возникающий в процессе взаимодействия индивида с информационно-телекоммуникационными технологиями, как виртуальный, а виртуальный мир  - как мир, состоящий из информационных связей. В нашей статье мы считаем возможным определить понятие виртуальной реальности как отражение информационно-коммуникационной деятельности субъектов в процессе познания окружающего мира. И, соответственно, связующим звеном между реальным миром и миром виртуальным будет «информация», которая образуется при познании субъектом реального или виртуального мира.


1.2 «Виртуальная реальность» и информационные технологии

В связи с этим целесообразно рассматривать развитие понятий «виртуальная реальность» и «информации» совместно, так как, на наш взгляд, одного без другого существовать не может.

Понятие «виртуальная реальность» получило широкое распространение благодаря развитию компьютерной техники и вычислительных сетей. Только после этого его начали применять ко всем виртуальным мирам, образующимся в результате взаимодействия человеческого общества и компьютерно-телекоммуникационных технологий.

Однако стоит отметить, что идея интерактивных технических реальностей, которые потом начали называть «виртуальными реальностями», стала возможной благодаря эволюции знаковых систем искусства. Например, создание кино соединило в себе дизайн, драму, звук, компьютерную графику, фотографию. Открытость и своеобразность новой коммуникативной системы была показана на первых сеансах кино, когда зрители в панике бежали от поезда, который, как им казалось, ехал на них.

Следующим этапом идеи интерактивности было создание летнего тренажера. Тренажер марки «Линк Трейнер» был запатентован в 1929 году, принуждал моделирующее устройство двигаться, падать, вращаться, изменять курс, и вследствие чего создавалось ощущение движения. В 1939 году на Всемирной выставке проект «Футурама» представлял будущее в миниатюре: люди находились на конвейере, который медленно осуществлял движение над городом будущего, создавая иллюзию полета.

М. Крюгер в 1969 году начал исследования по взаимодействию «человек - компьютер» в Университете штата Висконсин. Он создал интерактивную среду, обеспечивающую свободное и мультисенсорное участие в компьютерных событиях. В одном из случаев благодаря чувствительному датчику, который фиксировал движение участников по комнате, создавалась «компьютерная реальность» в виде проекции лабиринта, где человек мог осуществлять движение, при этом, в случае обмана человеком системы, лабиринт забавно изменялся. В другом случае  пользователь мог использовать отображение пальца, для того чтобы рисовать на проекционном экране.

В 1972 году М. Крюгер для определения результатов, которые были получены им благодаря видеоналожению изображений объектов на генерируемую техническими средствами картинку, ввел термин «искусственная реальность».