Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда. Оценка уровня профессиональной деформации у педагогов..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
Советы специалистов позволяют сделать вывод, что необходимо иметь хобби, которое позволит Вам отвлечься от работы. Так же, что необходимо, даже при крайне загруженном и напряженном расписании заниматься делами, которые никак не связаны с работой, находить время и силы для общения с близкими людьми.
Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Нужно делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.
Можно сделать вывод о том, что помимо напряженной работы необходимо иметь насыщенную и яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле человек будет успешен.
2. Мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника
Деятельность работников требуют высокой интенсивности мыслительных процессов, скорости и большого количества принятия решений, насыщенности действий, быстроты реакции на вмешательства внешних факторов, беспрерывного общения с другими людьми, различного статуса, разных профессиональных, и социальных групп. Человеческий фактор и неформальные отношения в коллективе лишь добавляют эмоциональную напряженность. Длительное, постоянное пребывание в стрессе неизбежно развивает профессиональные деформации.
Мероприятия, которые принято использовать для борьбы с профессиональной деформацией можно разделить на следующие 4 основных направления[20];
1. Приспособление себя к работе. Часто это называют "профессиональным ростом". Имеется в виду развитие у работника следующих качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. При этом, если сотрудник будет отделять это от собственных взглядов, тем это будет более профессионально.
2. Приспособление работы к себе. Это - противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне. Данное мероприятие подразумевает
изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе.
3. Экономичный расход "эмоционального топлива". Имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью. К мероприятиям, которые направленны на поддержание стабильно-устойчивого психологического состояния работника, можно отнести разные способы "психологической защиты", а именно: "контроль контрпереноса", "разделение ответственности", формализация и структурирование своей деятельности, использование "техник" и прочее. В результате мы получаем, что работа становится стандартной, где работник уже спокойно выполняет свои обязанности[21].
4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес сотрудник, пройдя через профессиональные отношения. Сюда также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, коллег, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов.
Существует несколько способов для преграждения пути профессиональной деформации:
1. Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью.
2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций.
3. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.
4. Удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
5. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности.
6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.
7. Открытость новому опыту.
8. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.
9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).
10. Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.
11. Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.
12. Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.
13. Участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.
14. Хобби, доставляющее удовольствие.
15. Выполнения психотехнических упражнений. Вне зависимости от профессии, главным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. Время затрачивается небольшое на выполнение данных упражнений, а вот результат благоприятный. Для наибольшего эффекта от данных упражнений рекомендуется использовать цвета.
16. Игры-формулы. Они используются для вербального (словесного) самовнушения. Данные формулы можно произносить как в слух, так и про себя по дороге на работу, в течении рабочего дня, в трудной ситуации или при подготовке к выполнению задания. Формулы можно произносить произвольно, а не точно по тексту. В зависимости от характера человека может меняться и формула. Например, человек, не терпящий приказов и директив, должен построить текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: "Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор". В то же время у эмоционального человека текст должен содержать яркие прилагательные: "Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания".
17. Определенные ритуалы очищения. Ритуалы могут быть любыми, самое главное, чтобы они помогали очертить границы между работой и домом. Например, в США, сотрудник встает на пороге своего дома, выдыхает и отряхивает, тем самым стараясь оставить все проблемы, связанные с работой за порогом дома.
Помимо индивидуальных средств защиты и профилактики существуют коллективные подходы. Когда руководитель берет на работу сотрудника, он рассматривает его как ценный ресурс для реализации задач организации. Забота о каждом сотруднике - это сохранение ресурса организации. Особенности профессии и эмоциональная включенность требуют определенных условий от организации. Это наличие наставничества, супервизорства, проведения дебрифингов, повышения квалификации. Индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности, например, профориентация внутри помогающих профессий или профессиональная непригодность.
К мероприятиям по устранению или снижению воздействия профессиональной деформации, уровня стресса, испытываемого на работе, увеличению производительности можно отнести[22]:
1. Организация физической среды;
2. Улучшение условий для отдыха и приема пищи;
3. Четкое структурирование производственного процесса во времени и пространстве;
4. Кабинеты психологической разгрузки;
5. Привлечение работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы;
6. Проведение опросов по организации производства;
7. Проведение собраний в коллективах;
8. Проведение серий семинаров-тренингов с руководителями среднего и низшего звена (по типу “мозгового штурма”) по выявлению и решению проблем на производстве;
9. Переквалификация и повышение квалификации работников;
10. Анализ кадрового состава отдельных подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через переобучение;
11. Выделение отдельных сотрудников, которые имеют перспективы для роста (профессионального и служебного);
Из всех перечисленных мероприятий, самым распространенным можно назвать психолого-педагогическое образование сотрудников и повышение их квалификации.
Со стороны руководящего звена компании должна быть организована система поощрений, должны быть использованы методы психологической разгрузки и релаксации прямо на работе.
Важным аспектом в профессиональной деятельности сотрудника является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда он сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда работник находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны коллег ил других людей.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня.
Регулярное выполнение психотехнических упражнений поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Из всего выше сказанного хотелось бы сделать следующие выводы:
1. Мероприятия, которые принято использовать для борьбы с профессиональной деформацией можно разделить на 4 основных направления, а именно:
А) Приспособление себя к работе;
Б) Приспособление работы к себе;
В) Экономичный расход "эмоционального топлива";
Г) Восстановление;
2. Существует 17 способов для преграждения пути профессиональной деформации. Все способы были более подробно рассмотрены в данной главе;
3. К мероприятиям по устранению или снижению воздействия профессиональной деформации, уровня стресса, испытываемого на работе, увеличению производительности можно отнести 11 мероприятий, эффективность которых научно доказана.
3. Оценка уровня профессиональной деформации у педагогов.
Для оценки уровня профессиональной деформации был составлен опросник, который состоял из 32 вопросов. Опрос был проведен в сельской школе, количество учителей в которой 8 человек. Педагогический состав представляет собой молодые учителя, стаж которых от 2 до 4 лет.
Результаты опроса показали, что чем выше стаж учителя, тем выше балл, который приближает к утверждению о том, что у человека наступила профессиональная деформация. Но не смотря, у каждого из учителей балл не перешел за порог, говорящий о профессиональной деформации.
Несколько примеров опроса, который был проведен среди учителей предоставлен в Приложении 1.
Из данного исследования можно сделать вывод, что чем выше стаж учителя, то тем выше балл, говорящий о том, что у человека начинается профессиональная деформация.
Приложение 1
Заключение
Профессиональная деформация представляет собой изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.
Наибольшее влияние профессиональная деформация оказывает на личностные качества тех профессий, которые работают с людьми.
Профессиональная деформация личности может носить как эпизодический, так и устойчивый характер. Как частные случаи профессиональной деформации личности можно выделить административный восторг, управленческую эрозию и синдром эмоционального выгорания.