Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда. Оценка уровня профессиональной деформации у педагогов..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
2. Специальные профессиональные деформации. Например, у врачей разных специальностей могут проявляться черствость, равнодушие.
3. Профессионально-типологические деформации, связанны с психологическими особенностями личности: темпераментом, характером, способностями.
4. Индивидуальные деформации, связанные с особенностями работников самых различных профессий. В процессе реализации профессиональной деятельности происходит к возникновению акцентуаций, например, сверхответственность, сверхчувствительность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другим.
Основными причинами профессиональной деформации являются[12]:
- Монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания;
- Строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
- Нехватка условий для самовыражения личности на работе;
- Работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- Неразрешенные личностные конфликты.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деформация личности профессиональная — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. К частным случаям профессиональной деформации можно отнести: административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания. В синдроме эмоционального выгорания выделяют три основных фактора, которые играют в нем важную роль. К ним можно отнести – организационный, личностный, ролевой. Все частные случае и основные факторы синдрома эмоционального выгорания были более подробно рассмотрены выше.
В профессиональной деформации можно выделить два компонента, а именно: изначальные склонности и саму профессиональную деформацию.
В профессиональной деформации можно отнести 4 уровня профессиональной деформации, к которым относятся: общепрофессиональные деформации, специальные профессиональные деформации, профессионально-типологические деформации и индивидуальные деформации.
Среди причин профессиональной деформации выделяют семь основных причин, которые были рассмотрены выше.
1.2 Стадии и аспекты профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии[13]:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Аспекты профессионального выгорания можно разделить на 3 группы:
1) Снижение самооценки. Такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
2) Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
3) Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени.
Симптомы профессионального выгорания можно разделить на следующий группы[14]:
- психофизические симптомы. К ним относятся:
• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
- социально-психологические симптомы делятся на:
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
- поведенческие симптомы, можно выделить:
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
В жизни часто можно встретить случаи, когда начинающий специалист воспринимает все происходящее слишком эмоционально и отдается делу без остатка. Каждый такой случай оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В.[15] называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами “Я”. Со временем эмоционально-энергетические ресурсы ослабевают и их необходимо либо беречь изначально, либо потом восстанавливать, прибегая к тем или иным способам и приемам психологической защиты. Часто происходят случаи когда специалисты, проработавшие 5 лет, меняют сферу деятельности[16].
Эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекцией, она может передаваться другим сотрудникам. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания можно разделить на 3 стадии. Аспекты и симптомы эмоционального выгорания так же делятся на 3 группы.
1.3 Пути преодоления профессиональной деформации
Легче предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания, чем потом бороться с последствиями. Данный синдром не возникает внезапно. Этот процесс требует времени и человек принимает в нем активное участие. При своевременном принятии мер можно самостоятельно справится с данной болезнью. В противном случае, если не обращать никакого внимания на признаки, лечение будет длительным и без посторонней помощи не обойтись.
Самый действенный способ профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден – значит вооружен».
Современные и компетентные методики для информирования представителей коммуникативных специальностей о симптомах данного синдрома и факторах, которые влекут за собой его развитие, нашли широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.
Деформацию необходимо предотвратить. Необходимым является исследование мотивов выбора профессии и, в дальнейшем, «отслеживание» проявления стресса. Необходимо создавать здоровую систему поддержки и вне работы наслаждаться, радоваться и жить активной жизнью.
Согласно данным исследования, которое было проведено Московским институтом консультирования в 2018, 80% людей имеют различной степени выраженности признаки профессиональной деформации, 7,8% имеют резко выраженные профессиональные деформации, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям[17].
В современном мире стали наибольшее внимание уделять вопросам психологического здоровья работников. Стали активно разрабатывать и применять приемы, которые только возможно, для профилактики и борьбы с профессиональной деформацией.
Важными аспектами, которым в других источниках уделено наименьшее внимание, являются апатия и потеря интереса. Они развиваются у работников, которые в середине карьеры бросают учебу и перестают «развиваться». Они опираются на привычные модели при общении с клиентами, то есть относятся к каждому новому клиенту, как к повторению предыдущего.
Для предоставления качественных услуг необходимо внедрить в рабочее место такой важный аспект как принцип супервизии. Она дает возможность социальному субъекту посмотреть на себя «со стороны»., возникшие трудности в работе с клиентом, обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию, провести анализ проведенной работы, проверить собственные знания и составить план работы на следующий период. Так же она содействует укреплению веры как в собственные силы, так и в возможности клиента.
Для профилактики профессиональной деформации вокруг сотрудника необходимо создать обучающую среду, обязанности и рабочая нагрузка должны быть четко определенны.
Сотруднику должны быть присущи определенные качества, чтобы избежать профессиональной деформации, а именно[18]:
- хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
- опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
- высокая мобильность;
- открытость;
- общительность;
- самостоятельность;
- стремление опираться на собственные силы.
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.
Для самостоятельной борьбы с данным явлением недостаточно только знать о нем. Самое главное, научится справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый просто, и в тоже время действенный, совет – это снимать каждый день напряжение. Это могут быть занятия спортом, медитация, вечерняя прогулка или что-то другое. Каждый человек самостоятельно может выбрать тот вариант, который ему подходит больше всего. Главное, чтобы человек расслабился.
Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно делать пятиминутный перерыв.
Важно разделять личную и рабочую часть жизни. Бывают моменты, когда приходиться жертвовать личными интересами ради работы, но это не должно переходить в привычку и быть каждый день. Консультант по работе с персоналом Евгения Рухова считает, что в обществе сложился опасный стереотип: чем больше и напряженнее человек трудится, тем профессиональнее и успешнее он кажется окружающим. Она утверждает: «На самом деле такие «успешные» люди больны, поскольку у них возникает трудоголизм — разновидность психологической зависимости. Для трудоголика смыслом существования становится процесс работы, а за пределами офиса ничего столь же значимого нет. Причин явления множество. Например, к трудоголизму нередко приводит искренняя и на первый взгляд безобидная увлеченность любимым делом. Человек настолько горит, что не замечает, как оказывается в замкнутом круге, где нет никаких радостей, кроме работы. Или с помощью «трудового запоя» человек спасается от проблем в других сферах жизни. А иной раз руководитель, который страдает такой зависимостью, подчиняет своему распорядку и графику всех подчиненных»[19].