Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда. Оценка уровня профессиональной деформации у педагогов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Специальные профессиональные деформации. Например, у врачей разных специальностей могут проявляться черствость, равнодушие.

3. Профессионально-типологические деформации, связанны с психологическими особенностями личности: темпераментом, характером, способностями.

4. Индивидуальные деформации, связанные с особенностями работников самых различных профессий. В процессе реализации профессиональной деятельности происходит к возникновению акцентуаций, например, сверхответственность, сверхчувствительность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другим.

Основными причинами профессиональной деформации являются[12]:

  1. Монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
  2. Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания;
  3. Строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
  4. Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
  5. Нехватка условий для самовыражения личности на работе;
  6. Работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
  7. Неразрешенные личностные конфликты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деформация личности профессиональная — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. К частным случаям профессиональной деформации можно отнести: административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания. В синдроме эмоционального выгорания выделяют три основных фактора, которые играют в нем важную роль. К ним можно отнести – организационный, личностный, ролевой. Все частные случае и основные факторы синдрома эмоционального выгорания были более подробно рассмотрены выше.

В профессиональной деформации можно выделить два компонента, а именно: изначальные склонности и саму профессиональную деформацию.

В профессиональной деформации можно отнести 4 уровня профессиональной деформации, к которым относятся: общепрофессиональные деформации, специальные профессиональные деформации, профессионально-типологические деформации и индивидуальные деформации.

Среди причин профессиональной деформации выделяют семь основных причин, которые были рассмотрены выше.


1.2 Стадии и аспекты профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии[13]:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Аспекты профессионального выгорания можно разделить на 3 группы:

1)  Снижение самооценки.  Такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

2) Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

3) Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени.

Симптомы профессионального выгорания можно разделить на следующий группы[14]:

  1. психофизические симптомы. К ним относятся:

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);


• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

  1. социально-психологические симптомы делятся на:

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

  1. поведенческие симптомы, можно выделить:

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

В жизни часто можно встретить случаи, когда начинающий специалист воспринимает все происходящее слишком эмоционально и отдается делу без остатка. Каждый такой случай оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В.[15] называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами “Я”. Со временем эмоционально-энергетические ресурсы ослабевают и их необходимо либо беречь изначально, либо потом восстанавливать, прибегая к тем или иным способам и приемам психологической защиты. Часто происходят случаи когда специалисты, проработавшие 5 лет, меняют сферу деятельности[16].


Эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекцией, она может передаваться другим сотрудникам. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания можно разделить на 3 стадии. Аспекты и симптомы эмоционального выгорания так же делятся на 3 группы.

1.3 Пути преодоления профессиональной деформации

Легче предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания, чем потом бороться с последствиями. Данный синдром не возникает внезапно. Этот процесс требует времени и человек принимает в нем активное участие. При своевременном принятии мер можно самостоятельно справится с данной болезнью. В противном случае, если не обращать никакого внимания на признаки, лечение будет длительным и без посторонней помощи не обойтись.

Самый действенный способ профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден – значит вооружен».
Современные и компетентные методики для информирования представителей коммуникативных специальностей о симптомах данного синдрома и факторах, которые влекут за собой его развитие, нашли широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.

Деформацию необходимо предотвратить. Необходимым является исследование мотивов выбора профессии и, в дальнейшем, «отслеживание» проявления стресса. Необходимо создавать здоровую систему поддержки и вне работы наслаждаться, радоваться и жить активной жизнью.

Согласно данным исследования, которое было проведено Московским институтом консультирования в 2018, 80% людей имеют различной степени выраженности признаки профессиональной деформации, 7,8% имеют резко выраженные профессиональные деформации, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям[17]

В современном мире стали наибольшее внимание уделять вопросам психологического здоровья работников. Стали активно разрабатывать и применять приемы, которые только возможно, для профилактики и борьбы с профессиональной деформацией.

Важными аспектами, которым в других источниках уделено наименьшее внимание, являются апатия и потеря интереса. Они развиваются у работников, которые в середине карьеры бросают учебу и перестают «развиваться». Они опираются на привычные модели при общении с клиентами, то есть относятся к каждому новому клиенту, как к повторению предыдущего.


Для предоставления качественных услуг необходимо внедрить в рабочее место такой важный аспект как принцип супервизии. Она дает возможность социальному субъекту посмотреть на себя «со стороны»., возникшие трудности в работе с клиентом, обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию, провести анализ проведенной работы, проверить собственные знания и составить план работы на следующий период. Так же она содействует укреплению веры как в собственные силы, так и в возможности клиента.

Для профилактики профессиональной деформации вокруг сотрудника необходимо создать обучающую среду, обязанности и рабочая нагрузка должны быть четко определенны.

Сотруднику должны быть присущи определенные качества, чтобы избежать профессиональной деформации, а именно[18]:

- хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

- опыт успешного преодоления профессионального стресса;

- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

- высокая мобильность;

- открытость;

- общительность;

- самостоятельность;

- стремление опираться на собственные силы.

- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.

Для самостоятельной борьбы с данным явлением недостаточно только знать о нем. Самое главное, научится справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый просто, и в тоже время действенный, совет – это снимать каждый день напряжение. Это могут быть занятия спортом, медитация, вечерняя прогулка или что-то другое. Каждый человек самостоятельно может выбрать тот вариант, который ему подходит больше всего. Главное, чтобы человек расслабился.

Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно делать пятиминутный перерыв.

Важно разделять личную и рабочую часть жизни. Бывают моменты, когда приходиться жертвовать личными интересами ради работы, но это не должно переходить в привычку и быть каждый день. Консультант по работе с персоналом Евгения Рухова считает, что в обществе сложился опасный стереотип: чем больше и напряженнее человек трудится, тем профессиональнее и успешнее он кажется окружающим. Она утверждает: «На самом деле такие «успешные» люди больны, поскольку у них возникает трудоголизм — разновидность психологической зависимости. Для трудоголика смыслом существования становится процесс работы, а за пределами офиса ничего столь же значимого нет. Причин явления множество. Например, к трудоголизму нередко приводит искренняя и на первый взгляд безобидная увлеченность любимым делом. Человек настолько горит, что не замечает, как оказывается в замкнутом круге, где нет никаких радостей, кроме работы. Или с помощью «трудового запоя» человек спасается от проблем в других сферах жизни. А иной раз руководитель, который страдает такой зависимостью, подчиняет своему распорядку и графику всех подчиненных»[19].