Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда. Оценка уровня профессиональной деформации у педагогов..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
Введение
В современном обществе не все люди уверены в стабильности своей работы. В связи с этим теряется уверенность в социальном и материальном положении, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу, порой даже, внутри коллектива. В итоге, из-за стресса на рабочем месте, возрастает психическое и эмоциональное напряжение.
Возникшая проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало еще древних философов, но наиболее часто данная проблема стала обсуждаться в конце ХIX века. В начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин ввел в научный оборот специальное выражение "профессиональная деформация" для обозначения особого социально-психологического феномена.
К числу ученых, которые в разной степени занимались, а некоторые до сих пор и занимаются данной проблемой, можно отнести В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других.
Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера – это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Важной задачей общества является формирование гармонично развитой личности, а не однобокого профессионала. Но для того, чтобы эффективно решать данную задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен “профессиональной деформации”. Не смотря на то, что в большинстве работ по данной теме выявлено отрицательное влияние профессиональной деформации на личность, но так же можно выявить и положительное влияние.
Актуальность данной проблемы заключается в следующих аспектах. Первый аспект заключается в том, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, и в следствие этого, накладывает свой отпечаток на его личность. Второй аспект – недостаточное количество исследований по данному важному вопросу. В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии – принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности, так как деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности.
Целью проводимого исследования в рамках курсовой работы является изучение профессионально-личностной деформации личности.
Предметом исследования является деформация личности той или иной профессии.
Как объект исследования можно выделить профессиональную деятельность человека.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
- Освещение общих понятий и представлений о профессионально-личностной деформации личности;
- Рассмотрим пути преодолевания профессионально-личностной деформации личности;
- Разберем мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на личность.
1. Общее представление о профессиональной деформации личности
1.1 Основные понятия профессиональная деформация личности
Деформация личности профессиональная — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности[1]. Профессиональный тип личности формируется в связи с неразрывным единством сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. На людей, работа которых связана с людьми, а именно чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, профессиональная деформация оказывает наибольшее влияние на личностные особенности. Это выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. У медицинских работников и военнослужащих так же выражается высокий уровень профессиональной деформации.
В пример можно привести выводы психологов, которые выявили, что у менеджеров профессионально-личностная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них внешних и внутренних факторов. Деформация проявляется в высоком уровне агрессии, неадекватности в восприятии людей и ситуации. Данные моменты перерастают в одну общую проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и саморазвитию[2].
В профессионально-личностной деформации личности можно выделить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она выражается в профессиональном жаргоне, манере поведения и порой даже в физическом облике. К частным случаям профессиональной деформации можно отнести: административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания. Разберем их более подробно.
Административный восторг – своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью.[3] Данная деформация приводит к злоупотреблению власть, административному произволу.
Выражение «административный восторг» впервые было употреблено в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского. Сам Фёдор Михайлович объяснял этот термин так: «Любое ничтожество волею судеб посаженное продавать пассажирам билеты в железнодорожной кассе тут же представляет себя большим начальником и уже не выдаёт билеты как ему положено по его ничтожной должности всем приходящим, но и уже решает кому билет дать, а кому его не дать! И не продать билет такое ничтожество может уже просто потому, что ему не понравится лицо пассажира!»[4].
Одним из самих интересных психологических феноменов является управленческая эрозия или «порча» властью. Суть данного феномена заключается в том, что со временем уменьшается эффективность деятельности субъектов власти (руководителей).
Работники, которые занимают наивысшие должности, наиболее подвержены опасности и начинают принимать все менее рациональные решения. Связано это с тем, что в процессе реализации руководящих функций власть (контроль) над другими людьми начинает приносить им все большее удовольствие. В таком случае работник больше озабочен возможностью доминировать (властвовать), чем интересами дела. Общественная польза заменяется личностным удовольствием и упоением властью. При этом увеличение количества власти способствует тому, что ее хочется еще больше.
Не смотря на стиль управления, применяемый руководителем, может возникнуть и развиться управленческая эрозия. Данному случаю психологической деформации больше всего подвержены менеджеры, которые могут использовать как авторитарный, так и демократический стиль управления. Этот стиль, изначально эффективный, но со временем начинает терять свою практическую направленность и ценность[5].
Замена на руководящих должностях является основным методом профилактики управленческой эрозии. В связи с этим, в большинстве компаний есть определенный срок, который работник может занимать на руководящей должности. По истечению установленного срока, руководство поручается другим работникам. Как правило, они начинают демонстрировать больший энтузиазм, инновационность и творчество.
Вид профессиональной деформации «синдром эмоционального выгорания» является специфическим и ему подвержены те, кто по своей профессиональной деятельности тесно общаются с людьми[6].
Американский психиатр Фрейденберг в первые предложил термин «burnout»[7] в 1974 г. Данный термин на русский язык переводят как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.
В синдроме эмоционального выгорания выделяют три основных фактора, которые играют в нем важную роль. К ним можно отнести – организационный, личностный, ролевой[8].
Рассмотрим более подробно личностный фактор. Исследования, который были проведены, показали, что такие переменные, как семейное положение, стаж работы, возраст, никаким образом не влияют на эмоциональное выгорание. Данному фактору больше подвержены женщины, чем мужчины.
Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем Эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности[9].
Следующий фактор, который мы рассмотрим – ролевой. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Следующий фактор, который мы рассмотрим – это организационный. Синдром эмоционального выгорания вызван напряженной психоэмоциональной деятельностью: интенсивное восприятие, интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Неблагополучная психологическая атмосфера и не стабильная организация деятельности – это следующий фактор развития эмоционального выгорания. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами[10].
Последним фактор, который можно выделить при синдроме эмоционального выгорания является наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.).
В профессиональной деформации можно предположить два компонента:
1. Изначальные склонности, подразумевается, что еще до начала будущей работы у человека уже имеются черты характера и особенности личности, необходимые для той или иной профессии. Они делятся на осознанные, то есть принимаются как желательные чувство гордости (к примеру, желание помогать людям) или, наоборот, быть неосознанными, подавляться и скрываться (к примеру, интерес к частной жизни других людей).
2. Сама профессиональная деформация, т.е. профессиональная деятельность развивает личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Они представляют собой "благоприятную" почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия.
Такие ученые как Грановская Р.М. и Хоминский В.А. имеют мнение о том, что профессиональные деформации проявляются в стереотипных действиях. Сперва стереотипы ускоряют и повышают эффективность работы, но, в последствии, они начинают доминировать - восприятие ситуации становиться упрощенным, а уверенность в непогрешимости используемых методов со своими возможностями - излишней, что понижает аналитические способности, гибкость мышления и умение взглянуть на вещи с другой позиции.
К уровням профессиональной деформации можно отнести[11]:
1. Общепрофессиональные деформации. К примеру, развиваются синдром "асоциальной перцепции" (представители правоохранительных органов), синдром "вседозволенности" менеджеры).