Файл: Организация кассовой работы в банке. Особенности кассовой работы банка АКБ «ИРС».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 2511

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сумки с ценностями, доставленные разными командами коллекционеров, хранятся в отдельных сейфах.

Доверенность, явочные карточки и ключи от сейфа вручаются руководителю инкассаторского подразделения (дежурному инкассатору) под роспись в реестре выдачи и приема явочных карточек, печатей, ключей и доверенностей.

Хранение денег и других ценностей в хранилище ценностей.

Денежные средства из кассы и другие ценности кредитной организации хранятся в хранилищах ценностей. Вход в хранилище ценностей оборудован бронированной дверью специальной конструкции, которая закрывается не менее чем на два ключа.

Ключи от сейфа находятся у должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, производят пломбирование (опломбирование) хранилищ ценностей.

Перед вскрытием хранилища должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, в присутствии представителя Службы безопасности проверяют, имеют ли повреждения двери, замки, а затем расписывают в контрольном следе под охраной и сдачей из-под стражи сокровищницы.

В течение рабочего дня хранилище ценностей закрывается должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей для ключей. При совершении кассовых операций из ключей-замков дверей сейфа, сейфов, металлических шкафов, тележек изымаются ключи.

В хранилище деньги и другие ценные вещи хранятся отдельно в металлических шкафах, полках, сейфах, тележках, которые запираются на ключ заведующим кассой.

Значения в хранилище хранятся упорядоченными по датам в порядке поступления, а в пределах одной даты - в порядке номеров значений. К упаковке со значениями на каждого владельца прикрепляется этикетка к памятному распоряжению о приеме (сдаче) ценностей 0402102) с указанием в нем: владельца ценностей, вида и количества ценностей, даты зачисления на счет и суммы. Драгоценные металлы, принятые в качестве залога в качестве обеспечения по кредитам, хранятся в указанном выше порядке упакованными в инкассаторские мешки, коробки, контейнеры и т.д. Ценные бумаги и формы ценных бумаг хранятся упакованными в пачки и корешки по наименованию, а также выпускам и достоинствам (при наличии). Бланки хранятся упакованными по их типам в пачки.

Банкноты, монеты и другие ценности, находящиеся в хранилище, учитываются в книге (книгах) наличных денег и других ценностей.

Хранилище закрывается должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, в присутствии охранника, который подписывает контрольный протокол под охраной и сдачей из-под стражи ценностей хранения в приемное хранилище под охраной. Журнал контроля хранится в головке кассового аппарата.


Необходимость присутствия представителя Службы безопасности при открытии и закрытии хранилища, оснащенного системой безопасности на базе персонального компьютера, определяется руководителем кредитной организации совместно с организацией, осуществляющей охрану кредитной организации.

2. Особенности кассовой работы банка АКБ «ИРС»

2.1. Общая характеристика банка

Акционерный коммерческий банк "ИРС" (АО) – универсальный коммерческий банк, основанный в 1990 году (Базовая лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 272).[7]

Главными составляющими деятельности данного банка являются надёжность механизма проведения операций, уверенность в результате при принятии решений, строгое выполнение взятых на себя обязательств, а также разумный консерватизм и верность корпоративным ценностям.

Основой взаимоотношений АКБ «ИРС» с клиентами является принцип партнёрства, при этом банк ориентируется на построение программ долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, предоставляя своим клиентам весь комплекс банковских услуг:

- расчётно-кассовое обслуживание;

- кредитование;

- предоставление банковских гарантий;

- международные расчёты;

- документарные операции;

- предоставление услуг в сфере факторинга;

- депозиты частным лицам и корпоративным клиентам;

- выпуск собственных векселей и депозитных сертификатов;

- услуги на рынке ценных бумаг.

АКБ "ИРС" является участником системы международных расчётов SWIFT и участником государственной системы страхования вкладов.

Устойчивое финансовое положение АКБ "ИРС" обеспечило ему доверие со стороны иностранных банков-корреспондентов, позволило сохранить в условиях кризисов (1998 года и т.д.) кредитные линии западных банков.

Высокая культура обслуживания создаёт банку заслуженный авторитет в российских деловых и финансовых кругах.

Сегодня АКБ "ИРС" – это универсальное кредитное учреждение, занимающее прочные позиции на финансовом рынке России.

2.2. Кассовая работа банка АКБ «ИРС»

Расчёты между АКБ «ИРС» и его клиентами (юридическими и физическим лицами) производятся на основе Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации[8].


Кассовое обслуживание клиентов рассматриваемого банка осуществляется на основе договора банковского счёта.

Для осуществления наличных расчётов АКБ «ИРС» имеет кассовый узел, в состав которого входит: хранилище ценностей, операционная касса, касса пересчёта, помещение по приёму-выдаче денег инкассаторам, хранилище (комната с сейфовыми ящиками) ценностей клиентов, а также помещение вспомогательного характера (для хранения упаковочных материалов, архив и т.п.).

Банковские кассы различны по своим функциям. В АКБ «ИРС» есть оборотная касса, приходно-расходная, а также касса пересчёта, обменного пункта, «вечерня» касса.

Оборотные кассы АКБ «ИРС» находятся в составе филиалов и отделений банка и осуществляют как оприходование поступающей в банк наличности от клиентов и вкладчиков, так и выдачу наличных средств клиентам. Поступившие наличные средства в течение операционного дня оприходуются и зачисляются на соответствующие лицевые счета в тот же рабочий день.

Специализированные кассы (приходные, расходные, обменных пунктов) есть в подразделениях рассматриваемого банка, имеющих большой оборот наличности.

АКБ «ИРС» как юридическое лицо вправе выдавать наличность другим юридическим лицам (т.е. своим клиентам: предприятиям, организациями и учреждениям) в соответствии с их потребностью (но не более остатков на счетах клиентов) в следующих случаях:

- на заработную плату;

- на командировочные расходы;

- на приобретение материалов, продукции, услуг (в пределах лимита расчетов наличными в РФ).

Каждый клиент (юридическое лицо) имеет согласованный с АКБ «ИРС» лимит по остатку наличности в своей кассе. Наличность, образованная сверх лимита, сдаётся вечером в банк. Лимит устанавливается в зависимости от ежедневной потребности предприятия в наличности. Для предприятий, имеющих постоянную наличную выручку и обязанных сдавать её ежедневно в конце рабочего дня (предприятия розничной торговли, сферы услуг населению и т.п.), лимит устанавливается в размере, необходимом для работы с утра следующего дня. Этот тип предприятий «избыточен» по наличности. Промышленные предприятия «дефицитны» по наличности. Необходимые наличные средства они получают (в перечисленных выше четырёх случаях) из обслуживающего банка.

Для планирования кассовых операций АКБ «ИРС» принимает от каждого клиента за 65 дней до следующего квартала кассовый план, в котором показывается месячный объём месячных поступлений, объём потребностей в наличных средствах, объём сдачи наличной выручки в банк, а также приводится расчёт денег, в т.ч. на заработную плату, премии, командировочные расходы, пособия, хозяйственные расходы и т.п. Кроме того, в кассовом плане отражаются сроки получения наличности в рассматриваемом банке.


На основе полученных от клиента кассовых планов-заявок АКБ «ИРС» составляет расчёт сводного по данному банку кассового прогноза с учётом собственных потребностей в наличных средствах. В случае, если наличности, поступающей в АКБ «ИРС» не хватает для кассового обслуживания клиентов, то АКБ «ИРС» обращается в Банк России за подкреплением, либо за определённую плату обналичивает средства в других коммерческих банках.

Для приёма и выдачи денег в АКБ «ИРС» кассовый узел, включая приходно-расходную, «вечернюю» кассу, кассу обменных пунктов, а также отдельные операционные кассы, объединены, в отдел кассовых операций. Так называемая «вечерняя» касса АКБ «ИРС» существует и создается для приёма наличности только в вечернее время, а касса пересчёта создана для приема выручки от предприятий розничной торговли посредством инкассации.

Приём наличных денег осуществляется в коммерческом банке «ИРС» следующими способами:

- по объявлению на взнос наличными;

- инкассацией;

- по приходному ордеру.

Объявление на взнос наличными состоит из трёх частей: собственно объявления, квитанции и ордера, которые заполняются носителем денег. В объявлении указывается, от кого принимаются деньги, на какой счёт они зачисляются, сумма, назначение взноса.

Приём наличности через аппарат инкассации осуществляется кассиром банка «ИРС» от инкассатора, который сдаёт ему опломбированную сумку с наличностью, а также накладные, явочную карточку. В накладной указывается сумма денег в сумке, номер счёта, на который должны быть зачислены деньги, символы кассовых оборотов и опись сдаваемых денег. После пересчёта фактического наличия денег накладные передаются для оформления операций по зачислению денег в операционную кассу АКБ «ИРС» и на счёт клиентов.

По приходному ордеру принимаются деньги, как правило, от сотрудников банка «ИРС» (остаток выданных денег под отчёт, погашение кредитов сотрудниками).

В случае приёма денежной выручки от предприятия выручка зачисляется на расчётный счёт с соответствующей бухгалтерской проводкой по кассе (дебет) и расчётному счёту (кредит).

Из расходной кассы выдача наличных денег производится:

- по чеку из лимитированной денежной книжки;

- по расходному ордеру.

Денежные суммы по чеку выдаются юридическим лицам в основном на заработную плату, на командировочные расходы. Расходные кассовые ордера используются банком «ИРС» при погашении ценных бумаг, выдаче вкладов физическим лицам, выдаче денег под отчёт работникам рассматриваемого банка.


В случае выдачи наличных денежных средств предприятию остаток безналичных средств на расчётном счёте уменьшается на соответствующую сумму.

Для учёта кассовых операций в АКБ «ИРС» ведётся кассовый журнал. Записи в кассовом журнале производятся по каждой операции по дням отдельно по приходу и расходу. В кассовые журналы также вносятся все реквизиты операции (род операции, номер счёта, на который зачисляются поступившие средства или с которого списываются, символ кассовых оборотов).

Выдача кассирами наличных денег утром, а также приём от них остатка наличности заведующим кассой АКБ «ИРС» регистрируется в специальной книге учёта выданных и полученных денег. Кассиры и инкассаторы работают в банке АКБ «ИРС» на основе договора о материальной ответственности.

3. Рекомендации и предложения по совершенствованию организации кассовой работы АКБ «ИРС»

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в коммерческих банках, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и прибыльным видом деятельности. Расчетно-кассовое обслуживание в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка являются классическими банковским операциями.

Выполнение банком расчетно-кассовых операций, привлечение клиентов - юридических и физических лиц позволяет АКБ «ИРС» устанавливать с ними деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества, а, следовательно, данный банк и клиенты становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными друг для друга партнерами.

В настоящее время предоставление услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания в большинстве банков очень похожее, поэтому для укрепления своих позиций на рынке, АКБ «ИРС» необходимо обратить внимание на ряд направлений, требующих совершенствования и развития.

В разрезе расчетно-кассового обслуживания АКБ «ИРС» можно выделить следующие проблемы:

- комплексность обслуживания;