Файл: Теоретико-методологические подходы к трудовой мотивации.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретико-методологические подходы к трудовой мотивации
1.1. Структура мотивации: потребности, мотивы
1.3. Механизмы и этапы профессиональной адаптации
Глава II. Эмпирическое исследование типа трудовой мотивации и адаптационного потенциала личности
Введение
Актуальность проблемы обусловлена тенденциями современного общества, которые диктуют довольно высокий уровень конкуренции среди сотрудников различных рода фирм. Каждый сотрудник, занимая ту или иную должность руководствуется определенными мотивами, стремясь в ходе профессиональной деятельности удовлетворить те или иные потребности.
Вопрос структуры мотивации был исследован и ранее, но, несмотря на это остается актуальными и в наши дни. Изучение трудовой мотивации сотрудников является одним из ключевых аспектов установления эффективного взаимодействия в коллективе и между руководителем и подчиненными. Знание типов трудовой мотивации сотрудников поможет руководителю правильно определить значимые для того или иного сотрудника сферы потребностей. Это будет способствовать и инициировать более индивидуальный подход к сотрудникам, позволит руководителю использовать правильные стимулы для повышения трудовой мотивации того или иного сотрудника, в случаях ее снижения.
Помимо высокой значимости изучения мотивации для руководителей организаций, так же знание о типах и истоках немало важно для самих сотрудников. Сотрудник, имеющий представление и осознающий собственную мотивацию, как профессиональную, так и личную, будет обладать гораздо более уверенной позицией и будет иметь возможность более легко проходить процесс самореализации в интересующих его сферах.
Внутренняя уверенность и знание собственной мотивации, может положительным образом повлиять на первичный процесс адаптации сотрудника на рабочем месте или при существенных изменениях связанных с профессией сотрудника.
В настоящее время система управления организацией требует более детального и индивидуального подхода к личности сотрудника. Система мотивации является основной движущей силой деятельности человека, не только в профессии, но и в жизни. Только определив личностные и профессиональные мотивы можно структурировать, направлять и корректировать детальность субъекта, не только из вне, но и им самим изнутри. Таким образом, изучение трудовой мотивации, ее особенностей, структуры и типов является актуальной задачей современного общества.
Цель исследования: изучить структуру трудовой мотивации и влияние ее на адаптационный потенциал сотрудников.
Задачи исследования:
- Анализ теоретических исследований по проблеме трудовой мотивации сотрудников организаций
- Проанализировать структуру и основные типы трудовой мотивации
- Изучить механизмы адаптации личности в профессиональной среде
- Подобрать методический инструментарий для оценки трудовой мотивации сотрудников и их адаптационного потенциала
- Выявить ведущий тип мотивации у сотрудников с высоким адаптационным потенциалом.
Объект исследования: трудовая мотивация
Предмет исследования: структура и типы трудовой мотивации, влияние их на адаптационный потенциал сотрудников
Гипотеза исследования: Существует связь межлу типом мотивации и адаптационным потенциалом личности
Частная гипотеза: Внешний тип мотивации будет выступать ведущим в процессе первичной адаптации
Методы исследования: при сборе данных использовались общепсихологические методы проведения исследования: теоретический анализ проблемы, в качестве методик использовались: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермяниной и тест внешней и внутренней мотивации Х. Зиверт. При обработке данных применялись математико-статистические процедуры, обязательные для проведения любого психометрического исследования. Был использован такой аппарат математической статистики как коэффициент корреляции Спирмена для выявления взаимосвязей. Интерпретация и описание проводились с помощью методов знаково-символического представления (диаграммы, таблицы).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе него будут обобщены теоретические знания в сфере трудовой мотивации, а также буде т выявлены взаимосвязи между адаптационным потенциалом ведущим типом мотивации у сотрудников.
Практическая значимость состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы психологами в организациях для работы с персоналом и для первичной оценки сотрудников, а так же для помощи в адаптации на рабочем месте.
Глава I. Теоретико-методологические подходы к трудовой мотивации
1.1. Структура мотивации: потребности, мотивы
Существует моножество подходов к определению мотивации, но все они базируются и неотъемлимо связаны с потребностями человека. Потребности , переходящие в побуждения, являются пусковым механизмом деятельности человека, поэтому в начале следует исследовать данную категорию.
Потребность — это переживаемое человеком состояние объективной нужды в чем-то, что не досутпно ему в данный момент времени представляет собой необходимое условие нормального фцнкционирования организма (как физиологической стороны так и психологической). Потребность, выступая источником активности человека необходимой для существования и развития индивида, организует прознавательные процессы, воображение и поведение личности в направлении нахождения путей удовлетворения потребности. Так как потребности являются динамической структурой, они подвержены постоянным изменениям, совершенствованию в зависимости от восприятия человеком самого себя, от социума, от физиологического состояния организма и т.д. [16].
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.
По происхождению потребности бывают:
- естественные;
- культурные.
В естественных потребностях человека отражается зависимость человка от необходимых для сохранения и поддержания его жизнедеятельности условий. В культурных же проявляеся зависимость индивидов от соцуима и продуктов человеческой культуры. [16]
По предмету потребности подразделяются:
- на материальные;
- духовные;
- социальные.
В процессе удовлетворения различного уровня потребностей, в сознании человека сформировывается мотив – побуждение к деятельности, иногда понимаемое в качестве причины, лежащей в основе совершаемых индивидом действий, поступков и выбираемой им модели поведения. В психологии существует множетсво опредлений мотива, рассмотрим некоторые из них.
«Мотив – это состояние возбуждения, которое побуждает организм к действию» [12].
Потребность, посредствами ее первого удовлетворения обнаруживает и приобретает свою предметность, а та в свою очередь выявляет побудительную, направляюшую деятельность функцию, то есть становится мотивом. Таким образом А.Н, Леоньев дает определение мотива [2].
«Мотив – это побуждение к действию». Так же Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать». [3]
И.П, Ильин в своей книге, рассматривает следующее разделение мотивов.
1. Мотив как потребность – мненения относительно этой категрии различны. Тем не менее можно рассматривать потребность как некую силу дающую толчок к офрмированию мотива. Так же в данной категории можно утверждать, что между мотивом и потребностью существуют опосредованные отношения, позволяющее предположить, что потребности являляются частью мотива. Помимо этого концепция рассмотрения мотива как потребности позволяет утвержать что преход от потребности к мотиву происходит только после опредмечивания, т.е. после нахождения конкретного предмета или действия имеющего возможность удовлетворить потребности идивида.
2. Мотив как цель – предмет удовлетворения потребности может выступать в качестве цели, в ситуациях, когда предметы выступают в качестве объекта желаний. В таком случает предметы могут является возможными действиями субъекта. Все это позволяет нам рассматривать концепцию в которой в качесвте мотива выступает цель.
3. Мотив как побуждение – феномен мотива содержит в себе побуждение, как таковое, потому он всегда может трактоваться как побуждение к совершению какого-либо действия или наоборот,к его не совершению. Таким образов, сперва ученые отождествляли понятия мотива с побудителем или побуждением. Любой «стимул» принимался за мотив. Но с развитием психологии, как науки стало очевидно, что это концепция не верна. Такие ученые как Г.Олпорт и С.Л. Рубейнштейн справедливо указывали на то, что стимулы могут лежать не только в материально/физическом пространстве, но так же и в сознаниии и подсознании индивида. Таким обрзом, побудителей (детерминант) поведения может быть множество и они могут быть как внешними, так и внутренними. Но далеко не все из них могут быть отнесены к мотивам. В западной психологии шикоро распространено деление поведения на способ (как) и причины (почему), к мотивации отностят только причины, так как предполагется что система мотивации отвечает за стратегию поведения направленную на цель, в то время как способ – отражает тактику, определямою опытом и научением.
Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т. е. побуждения и стимула, возможно производить и с помощью механизмов ответных реакций человека: произвольному или непроизвольному. Поэтому должна быть детерминирована не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости.
4. Мотив как намерение – некоторые авторы признанают за намерение побудительную силу, это указывает на то, что оно самым тесным образом связано с мотивацией и мотивом. Например Л.И. Божович рассматривала намерения в качестве побудителей действия в ситуациях связанных с принятием решений, отмечая при этом, что намерения возникают на основе ппотребностей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют косвенных способов. К.Левин, в свою очередь, писал, что намеренность происходит из базируется на том, чтобы создать действие происходящее из непосредственного требования окружающего пространства. [6,7]
5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции) – данная точка зрения в основном характерна для западной школы психологии. Ключевым аспектом этой концепции являются устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мотивации, которые рассматриваются как критерии разделения понятий мотива и мотивации. Западные ученые считают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.
6. Мотив как состояние – некоторые авторы придерживаются теории того, что мотива/мотивация может представлять особое состояние побужающее к действиям, способствующее и поддерживающее активность индивида в отшении предмета, необходимого для удовлетворения потребности. [6,7]
7. Мотив как формулировка – К. Обуховский предлагает следующее определение – «Мотив – это психическая формулировка, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия». Но данная концепция не находит большой поддержки. [11]
Исходя из представленных выше концепций можно утверждать, тема мотивации многогранна и регулярно изучается, что демонстрирует не только ее важность для современного общества, но так же показывает большое колличество возможных подходов к изучению мотивов и мотивации. Анализируя вышеизложенное можно придти к выводу, что мотив исходит и формируется из потребности личности в чем-либо, приобретая свою предметность тем самым формируя мотивацию личности.
Исходя из вышеизложенного теоретического обзора структуру мотивации можно представить следующим образом, в виде схемы (рис.1.).
Рис.1 Структура мотивации
1.2. Понятие мотивации
Впервые понятие мотивации было упомянуто А. Шопенгауэром.
С.Л.Рубийнштей дал следующее определение мотивации человеческого поведения – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром [1,15].
Мотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.
Психология мотивации раскрывается в многочисленных теориях мотивации, существуют 2 подхода к исследования мотивации: содержательный и процессуальный.
Содержательный подход к изучению мотивации представляют такие психологи как Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Мак Клелланд, тогда как к процессуальным теориям можно отнести работы таких ученых как В. Врум, Портер, Лотнер. Рассмотрим и проанализируем некоторые из них. [1,4]
1.2 Теории трудовой мотивации
Теория мотивации по А. Маслоу
Рассматривая тему мотивации нельзя не обозначить теорию Маслоу – иерархия потребностей. Это базовая и вместе с тем ранняя теория, сторонники которой полагали, что предметом психологии является поведение человека, а не сознание. Тем не менее, теория актуальна и в настоящее время. Согласно данной теории потребности можно разделить на следующие уровни: