Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические аспекты распределения и использования прибыли предприятия).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли предприятия
1.1. Понятие прибыли предприятия
1.2. Процесс распределения и использования прибыли предприятия
1.3. Нормативно-правовое регулирование распределения чистой прибыли организаций
2. Распределение и использование прибыли ПАО «Газпром нефть»
2.1. Анализ распределения и использования прибыли ПАО «Газпром нефть»
2.2. Формирование оптимальной дивидендной политики предприятия
Введение
С переходом к рыночной экономике центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием, как правило, занимает планирование и использование прибыли. Коммерческие предприятия преследуют множество различных целей, причем эти цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Среди них наиболее значимой целью деятельности предприятия является получение прибыли, поскольку именно достигнутые финансовые результаты и финансовое положение являются обобщенной оценкой эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики, когда деятельность хозяйствующих субъектов нуждается в адаптации к специфическим условиям внешней среды, повышении уровня конкурентоспособности, возникает объективная необходимость определения путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этих условиях каждое предприятие может обеспечить перспективу своего дальнейшего существования только на основе эффективного механизма формирования и распределения прибыли.
Исследование формирования и распределение прибыли нашли свое отражения во многих научных работах и исследованиях отечественных авторов. Боровик О.А. в своей работе[1] привел авторскую методику классификации доходов и расходов при налогообложении прибыли предприятий. Фомина Е. И.[2] определила эффективность использования факторной модели в процессе прогнозирования прибыли организации. Хайрулин, А.Г. в своем исследовании[3] разработал основные направления совершенствования управления финансовыми результатами деятельности организации.
Исследованию проблем эффективного распределения прибыли предприятия посвящены научные работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов: И. А. Бланка, А. А. Мазараки, В. С. Белова, А. И. Сергеева, К. В. Измайловой, О. Л. Устенко, Г. В. Савицкой, А. А. Садекова, и др.
Однако возникает ситуация недостаточного уровня адаптации отдельных положений формирования и распределения прибыли к особенностям функционирования предприятий. В связи с этим требуют научного обоснования теоретико-методологические основы диагностики прибыли предприятия и практические разработки и рекомендации по их внедрению в практику ведения хозяйства производственного предприятия.
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании вопросов распределения и использования прибыли как источника экономического роста предприятий.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие прибыли предприятия;
- исследовать процесс распределения и использования прибыли предприятия;
- провести анализ нормативно-правового регулирования распределения чистой прибыли организаций;
- проанализировать распределение и использование прибыли ПАО «Газпром нефть»;
- определить направления формирования оптимальной дивидендной политики предприятия.
1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли предприятия
1.1. Понятие прибыли предприятия
В современных условиях особенностью формирования прибыли предприятия является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инновационные и инвестиционные цели, что в перспективе способствует не только долгосрочному экономическому росту предприятия, но и повысит ее конкурентоспособность на рынке среди аналогичных компаний.
Прибыль является одним из важнейших показателей экономического эффекта, от ее величины прямо зависит рост стоимости акций, объемы дивидендных выплат, эффективность деятельности компании в целом, а, следовательно, и уровень благосостояния собственников предприятия. Динамика и качество прибыли оказывает влияние не только на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, но и на инвестиционную привлекательность компании. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), извлечение прибыли - основная цель деятельности коммерческих организаций.
В научных работах отмечено, что прибыль, полученная организацией, обеспечивает устойчивость финансового состояния организации только при достаточности формируемых денежных средств[4].
В экономическом смысле прибыль представляет собой часть добавленной стоимости организации, которую она получает в результате реализации товаров, работ, услуг, в качестве вознаграждения за вложенные финансовые и иные ресурсы и риск предпринимательской деятельности[5]. При этом на характер прибыльности деятельности организации могут оказывать влияние различные факторы такие, как эффективность производственной деятельности предприятия, структура постоянных и переменных затрат, ценовая политика организации, политика организации при определении объемов реализации продукции, наличие у компании доходов от не связанной с производством деятельности, эффективность финансовой и инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта, результативность проводимой маркетинговой политики, производительность труда на предприятии, а также ряд внешних факторов, связанных со сложившейся макроэкономической ситуацией в стране (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на величину прибыли
Следует отметить, что субъекты хозяйственной деятельности в одних и тех же условиях принимают различные решения, опираясь на практический опыт, интуицию и т.п, а значит, и характер финансовых рисков зависит от множества факторов[6].
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат компании, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность за определенный промежуток времени, т.е. является основой экономического развития всего предприятия. На величину прибыли влияют две группы факторов, одни оказывают прямое воздействие, другие - косвенное. В связи с этим их группируют как внутренние и внешние факторы воздействия:
- внешние: состояние экономики страны; политически факторы; природные, климатические и транспортные условия; изменение цен на сырье, материалы и топливо, не предусмотренные предприятием; ставки арендной платы; тарифы на перевозки и услуги; ставки на налоги и сборы; нарушения обязательств со стороны поставщиков, финансовых, банковских организаций, органов государственной власти и многое другое.
- внутренние факторы, связанные непосредственно с результатами деятельности предприятия: результаты коммерческой деятельности; эффективность заключаемых сделок на поставку товаров; производительность труда; объем и структура товарооборота; эффективность основных и оборотных средств; уровень издержек и др.[7]
Руководству компании необходимо учитывать выше перечисленные факторы и постоянно проводить анализ внешней среды, однако трудности такого анализа заключается в сложности структуры анализируемых факторов, поскольку одни факторы характеризуются своим постоянством, а другие эпизодичностью воздействия, что обуславливает сложность предпринимательской деятельности .
В свою очередь, от величины прибыли зависит нормальная деятельность компании, поскольку:
- рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования предприятия, обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды, прирост оборотных средств и др.);
- прибыль необходима для развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые, в свою очередь, обеспечивают научно-техническое производство;
- за счет прибыли выполняется часть обязательств перед бюджетом разных уровней, банками, другими предприятиями, финансируются затраты на социальные нужды.
Таким образом, подытожив вышесказанное, отметим, что прибыль является сложным комплексным показателем, величина которого используется при оценке хозяйственной деятельности предприятия и учитывается в процессе обоснования принятия управленческих решений всеми участниками рынка (кредиторами, инвесторами, поставщиками, экономическими службами, владельцами крупных пакетов акций и др.). В связи с этим при анализе финансовых результатов компании рекомендуется особое внимание уделять интерпретации множества различных показателей прибыли. Поэтому необходимо изучить порядок ее формирования, начиная с выручки от продаж (момент продажи товаров или выполнения работ) до нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). В РФ порядок формирования прибыли предприятия определяется рядом нормативных документов. В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) закреплены правила обращения информации о финансовых результатах предприятия.
1.2. Процесс распределения и использования прибыли предприятия
Прибыль выполняет стимулирующую функцию, так как являет собой основной элемент финансовых ресурсов предприятия. Распределение прибыли - это направление прибыли в бюджет в соответствии по статьям её использования[8]. Прибыль, поступающая в бюджет в виде налоговых отчислений, регулируются на уровне законодательства. Прибыль, которая остаётся после уплаты всех налогов, это та прибыль, которой может распоряжаться предприятие самостоятельно[9].
Принципы чистой прибыли можно сформулировать как прибыль, которую предприятие получает в процессе своей деятельности и распределяется между государством (налоги в бюджет) и предприятие (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). В отношении государства прибыль поступает в виде налогов и сборов. Весь процесс поступления прибыли в государственные фонды регулируется законодательством по средствам ставок по налогам, порядком взимания и составом ставок. Размер этих выплат не должен сильно снижать экономические выгоды предприятия, так как в противном случае снижается и заинтересованность предпринимателя в своей деятельности. Оставшаяся часть прибыли остаётся у предприятия, и оно имеет право распоряжаться ей по своему усмотрению.
Процесс формирования различных фондов и резервов на предприятии, отражает распределение чистой прибыли. Непосредственно сам порядок распределения прибыли на предприятии контролирует устав предприятия. Для данного устава формируются и составляются документы по расходам, которые будут финансироваться за счёт собственной прибыли. Предприятие формирует фонды, в которые будут идти отчисления с чистой прибыли. Фонды, которые формируются на предприятии: фонд накопления, фонд социального развития, фонд развития производства[10].
Распределение и использование чистой прибыли должно осуществляться на основе двух основных принципов:
- обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении максимальных результатов при минимальных затратах;
- накопление собственного капитала.
Смета, которая составляется для отражения всех расходом, финансируемых за счёт чистой прибыли, включает в себя следующие расходы:
1) Расходы на социальные нужды работников;
2) Расходы на развитие производства;
3) Расходы на материальные поощрения работников;
4) Расходы на благотворительные цели.
К первой группе расходов относятся расходы на социальные нужды, которые включают в себя: расходы на финансирование строительства объектов (непроизводственного назначения), социально-бытовые объекты, находящиеся на балансе предприятия, затраты по организации культурных мероприятий.
Ко второй группе расходов относятся те расходы, которые финансируют развитие производства. К ним относятся: модернизация на производстве, реконструкция действующих вне оборотных активов, освоение новых видов продукции и так далее.
Четвёртая группа расходов (затраты на материальное поощрение сотрудников) включается в себя следующие статьи: выплаты премий, материальная помощь сотрудникам, оплата питания, поощрение за сотрудников[11].
Всю прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия, можно разделить на две группы:
1) Прибыль, увеличивающая имущество предприятия и участвующая в процессе накопления;
2) Прибыль, которая используется на потребление.
Прибыль, которая остаётся не востребованной в вышесказанные группы имеет существенное значение. Она остаётся в форме резерва и при потребности может быть использована предприятием для финансирования убытков или непредвиденных затрат.
Необходимость резервных ресурсов характеризуется возможными рисками, поэтому предприятие может создавать резерв.