Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические аспекты распределения и использования прибыли предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: составлено автором самостоятельно на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти ПАО «Газпром нефть»

Анализируя данные таблицы 3, можно отметить, что большая часть чистой прибыли ПАО «Газпром нефть» на протяжении 2016-2018 гг. направлялась на инвестирование, производственное и социальное развитие компании, в 2015 г. доля составляла 58,66%, в 2018 г. – 62,2%. С увеличением объемов чистой прибыли в 2017 г. с 122,5 до 154,9 млрд. руб. величина прибыли, приходящаяся на выплату дивидендов, увеличилась на 20,48 млрд.руб., что повлекло увеличение ее доли с 41,34% до 45,91%. В 2018 г. 37,8% чистой прибыли ПАО «Газпром нефть» было направлено на выплату дивидендов, против 45,91% в 2017 г. Столь резкое снижение величины ди­видендов по акциям, в первую очередь, связано с сокращением чистой прибыли.

Таким образом, проведенный анализ финансовых результатов ПАО «Газпром нефть» за исследуемый период времени позволяет сделать вывод о том, что предприятие является инвестиционно-привлекательным для инвесторов, поскольку на сегодняшний момент компания активно вкладывает денежные средства на реализацию крупных проектов, разработку новых месторождений. Финансовое положение ПАО «Газпром нефть» оценива­ется как хорошее, несмотря на снижение чистой прибыли в отчетном году, вызванное переоценкой кредитов и займов, однако данное снижение не оказало влияние на объемы продажи нефти и нефтепродуктов.

2.2. Формирование оптимальной дивидендной политики предприятия

Эффективное распределение и использование прибыли подразумевает под собой оптимизацию распределения чистой прибыли и выбор оптималь­ного типа дивидендной политики предприятия.

Важным моментом в распределении прибыли является выявлении про­порции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, ко­торые устанавливаются в соответствии с учредительными документами, ин­тересами учредителей, а также определяются в зависимости от стратегии развития хозяйственной деятельности предприятия.

Цель дивидендной политики заключается в установлении оптимальных пропорций между прибылью, потребляемой (направляемой на выплату дивидендов) и капитализируемой (направляемой на развитие). Выделяют следующие типы дивидендной политики предприятия: консервативный, умеренный и агрессивный. Каждый тип выражается размером отчислений от полученной прибыли.


При использовании консервативного типа политики дивиденды выплачиваются в пропорциях, удовлетворяющих потребности производственного развития, более высокими темпами наращивается стоимость собственного капитала, следовательно, и рыночная стоимость акций. Проведение консервативной политики может осуществляться следующим образом:

1) Начисление дивидендов по остаточному признаку. Совет директоров заранее определяет объем средств, которые будут направлены на развитие предприятия на предстоящий период (капитализируемая часть чистой прибыли), а остаток направляется на дивиденды. Преимуществом такого начисления является высокий темп развития организации и повышение её платежеспособности. К недостатку относят нестабильность дивидендных выплат или вовсе их отсутствие.

2) Установление долгосрочного норматива соотношения капитализируемой и потребляемой частей чистой прибыли. Повышается предсказуемая выплата дивидендов, что является привлекательной чертой для некоторых инвесторов, однако это может отрицательно отразиться на темпах развития предприятия.

При использовании умеренного типа политики предприятие старается учитывать и интересы акционеров, нуждающихся в дивидендных выплатах, и свои потребности в росте. Выделяют следующие варианты начисления дивидендов:

1) Установление постоянной суммы дивидендов. Такая политика делает более простым прогнозирование стоимости акций организации и доходов инвесторов. Однако существенные колебания прибыли предприятия могут нанести ущерб предприятию или вызвать недовольство акционеров.

2) Начисление стабильных сумм дивидендов с надбавкой при определённых условиях. Акционеры могут рассчитывать на заранее установленный минимальный уровень дохода, а при успешной работе организации – на определённое поощрение. Выплата надбавки не должна осуществляться слишком часто, иначе рынок не будет на нее реагировать.

При использовании агрессивного типа политики дивиденды начисля­ются в максимально возможном размере. Агрессивная политика эффективно действует при намерении организации провести новую эмиссию среди большого числа физических лиц. Однако большой минус заключается в том, что резкое снижение размеров дивидендных выплат может отрицательно сказаться на стоимости акций предприятия, сигнализируя об ухудшении показателей деятельности.

К основным факторам, влияющим на дивидендную политику, относятся следующие:

- инвестиционные возможности предприятия;


- стоимость привлечения дополнительного капитала;

- наличие резерва собственных средств, сформированного в предыдущем периоде;

- доступность кредитов на рынке;

- уровень налогообложения дивидендов, имущества, прибыли;

- эффект финансового рычага;

- ликвидность (недостаток денежных средств затрудняет выплату дивидендов, предприятие может взять кредит под выплату дивидендов, но это крайне невыгодно);

- уровень дивидендных выплат фирм-конкурентов (низкий уровень дивидендов может привести к массовому «сбросу» акций, может возникнуть риск захвата предприятия конкурентом).

Предприятию крайне важно провести сравнительный анализ использования существующих типов дивидендной политики, чтобы выбрать наиболее оптимальный из них, который позволит привлечь как можно большее количество инвесторов и одновременно позволит развивать предприятие высокими темпами.

Заключение

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

Функционирование любого предприятия направлено на достижение наиболее эффективного уровня работы и удовлетворение интересов его собственников и работников. Однако основная цель финансово-хозяйственной деятельности фирмы заключается в максимизации прибыли. Прибыль представляет собой финансовый результат, образованный из разницы между полученными хозяйствующим субъектом доходами и осуществленными расходами. Важной составляющей частью деятельности предприятий является ориентация в рыночном механизме, осуществление объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности и характер.

Порядок распределения прибыли имеет свою актуальность, поскольку полученная прибыль как конечный результат обеспечивает достижение требуемого уровня результативности и финансовой устойчивости в любой организации. Наличие у предприятия положительного финансового результата деятельности, то есть прибыли, свидетельствует об успешном и эффективном функционировании организации на рынке.

Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и за­дачами развития предприятия. Характер распределения прибыли опреде­ляет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность.


Исследование позволило выделить направления эффективного распределения прибыли на производственных предприятиях:

– формирование резервного фонда;

– формирования фонда производственного развития;

– формирование фонда социального развития;

– выплата дивидендов;

– формирования фонда материального поощрения работников;

– рисковый фонд.

Резервный фонд формируется в расходной части бюджетов всех уровней с целью финансирования непредвиденных расходов (компенсации риска и других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия). Он создается за счет обязательных ежегодных отчислений в размере, который устанавливается уставом общества, но не ниже 5% от чистой прибыли. В случае недостатка суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов по акциям возможно осуществление этих выплат из резервного фонда предприятия. В фондах специального назначения сосредоточена значительная часть прибыли, которая направляется на создание источников финансирования затрат, на образование нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры. Исходя из того, что фонды специального назначения включают в себя средства, которые направляются предприятием на производственное развитие и средства, распределяемые на потребительские нужды, образуются фонды накопления и фонды потребления. Фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) включают в себя часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направляется на строительство и приобретение основных фондов, то есть на создание нового имущества предприятия. Использование средств фонда накопления должно обеспечивать высокую конкурентоспособность предприятия, надежную перспективу производственно-хозяйственного развития общества, эффективность капиталовложений и, следовательно, рост прибыли предприятия.

Основное назначение фондов потребления (фонд материального поощ­рения работников) заключается в финансировании расходов на социальные нужды и материальное стимулирование работников предприятия. За счет средств фонда потребления работникам выплачиваются премии, несвязанные с производственными результатами, социальные и компенсационные выплаты, различного вида поощрения, осуществляется материальная по­мощь, предоставляются льготы на лечение и отдых.


Распределение прибыли по данным направлениям позволит предприятию создать устойчивую основу для успешного функционирования и даст возможность обрести конкурентные преимущества. Также следует обратить внимание на следующие условия, которые необходимо учесть при распределении прибыли:

– методы распределения прибыли должны быть выбраны в зависимости от целей и особенностей деятельности предприятия;

– требуется привлечение грамотных специалистов для планирования направлений распределения прибыли;

– необходим учет оптимального соотношения между фондом накопления и фондом потребления при распределении прибыли;

– рекомендуется снижение уровня постоянных и переменных затрат, продажа неиспользованных основных средств и нематериальных активов.

Библиографический список:

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года, N 117-ФЗ2. Конев К.А. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ// Меж­дународный бухгалтерский учет. 2014.

  1. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995, № 208-ФЗ.

Абрютина М. С. Экономика предприятий: учеб. – М: Дело и Сервис, 2017.

Балашова И.В., Липкина А.В. Денежная форма стоимости в страховании. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный ре­дактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 41-43.

Блошенко Т.А. Налоговый аспект при хеджировании рисков // Проблемы анализа риска. 2013. №2. С. 72-79.

Боровик О.А. Классификация доходов и расхо­дов при налогообложении прибыли предприя­тий. // Учет и статистика. 2018. № 5. С. 55-59.

Герасимов К. Б., Лапин Е. А. Особенности распределения и использования прибыли предприятия //Экономика, бизнес, инновации. 2018. № 6. С. 27-30.

Головачёв А.С. Экономика предприятия: учебное пособие /. - Минск: РИВШ, 2018.

Гончарова Е. В., Корниенко В. С. Методы эффективного управления прибылью для повышения инновационного потенциала предприятия //Современные научные исследования в сфере экономики. 2018. № 8. С. 385-388.

Доходы, расходы и прибыль в организациях: Учебное пособие / Баженов Ю.К., Иванов Г.Г.-М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА - М, 2016.

Ендовицкий Д. А. Формирование и анализ показателей прибыли организации // Экономический анализ. 2017. № 11. С. 14 – 25.

Зимин А.Ф. Экономика предприятия: учебное пособие / - Москва: Форум, Инфра - М, 2018.