Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические аспекты распределения и использования прибыли предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С переходом к рыночной экономике центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием, как правило, занимает планирование и использование прибыли. Коммерческие предприятия пре­следуют множество различных целей, причем эти цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и кратко­срочными. Среди них наиболее значимой целью деятельности предприятия является получение прибыли, по­скольку именно достигнутые финансовые результаты и финансовое положение являются обобщенной оценкой эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики, когда деятельность хозяйствующих субъектов нуждается в адаптации к специфическим условиям внешней среды, повышении уровня конкурентоспособности, возникает объективная необходимость определения путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этих условиях каждое предприятие может обеспечить перспективу своего дальнейшего существования только на основе эффективного механизма формирования и распределения прибыли.

Исследование формирования и распределение прибыли нашли свое отражения во многих научных работах и исследованиях отечественных авторов. Боровик О.А. в своей работе[1] привел авторскую методику классификации доходов и расходов при налогообложении прибыли предприятий. Фомина Е. И.[2] определила эффективность использования факторной модели в процессе прогнозирования прибыли организации. Хайрулин, А.Г. в своем исследовании[3] разработал основные направления совершенствования управления финансовыми результатами деятельности организации.

Исследованию проблем эффективного распределения прибыли предприятия посвящены научные работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов: И. А. Бланка, А. А. Мазараки, В. С. Белова, А. И. Сергеева, К. В. Измайловой, О. Л. Устенко, Г. В. Савицкой, А. А. Садекова, и др.

Однако возникает ситуация недостаточного уровня адаптации отдельных положений формирования и распределения прибыли к особенностям функционирования предприятий. В связи с этим требуют научного обоснования теоретико-методологические основы диагностики прибыли предприятия и практические разработки и рекомендации по их внедрению в практику ведения хозяйства производственного предприятия.


Цель данной курсовой работы состоит в исследовании вопросов распределения и использования прибыли как источника экономического роста предприятий.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть понятие прибыли предприятия;
  • исследовать процесс распределения и использования прибыли предприятия;
  • провести анализ нормативно-правового регулирования распределения чистой прибыли организаций;
  • проанализировать распределение и использование прибыли ПАО «Газпром нефть»;
  • определить направления формирования оптимальной дивидендной политики предприятия.

1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли предприятия

1.1. Понятие прибыли предприятия

В современных условиях особенностью формирования прибыли предприятия является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инновационные и инвестиционные цели, что в перспективе способствует не только долгосрочному экономическому росту предприятия, но и повысит ее конкурентоспособность на рынке среди аналогичных компаний.

Прибыль является одним из важнейших показателей экономического эффекта, от ее величины прямо зависит рост стоимости акций, объемы дивидендных выплат, эффективность деятельности компании в целом, а, следовательно, и уровень благосостояния собственников предприятия. Динамика и качество прибыли оказывает влияние не только на обобщающие показатели финансовой устойчиво­сти, деловой активности, но и на инвестиционную привлекательность компании. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), извлечение прибыли - основная цель деятельности коммерческих организаций.

В научных работах отмечено, что прибыль, полученная организацией, обеспечивает устойчивость финансового состояния организации только при достаточности формируемых денежных средств[4].

В экономическом смысле прибыль представляет собой часть добавленной стоимости организации, которую она получает в результате реализации товаров, работ, услуг, в качестве вознаграждения за вложенные финансовые и иные ресурсы и риск предпринимательской деятельности[5]. При этом на характер прибыльности деятельности организации могут оказывать влияние различные факторы такие, как эффективность производственной деятельности предприятия, структура постоянных и переменных затрат, ценовая политика организации, политика организации при определении объемов реализации продукции, наличие у компании доходов от не связанной с производством деятельности, эффективность финансовой и инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта, результативность проводимой маркетинговой политики, производительность труда на предприятии, а также ряд внешних факторов, связанных со сложившейся макроэкономической ситуацией в стране (рис. 1).


Рис. 1. Факторы, влияющие на величину прибыли

Следует отметить, что субъекты хозяйственной деятельности в одних и тех же условиях принимают различные решения, опираясь на практический опыт, интуицию и т.п, а значит, и характер финансовых рисков зависит от множества факторов[6].

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат компании, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность за определенный промежуток времени, т.е. является основой экономиче­ского развития всего предприятия. На величину прибыли влияют две группы факторов, одни оказывают прямое воздействие, другие - косвенное. В связи с этим их группируют как внутренние и внешние факторы воздействия:

- внешние: состояние экономики страны; политически факторы; природные, климатические и транс­портные условия; изменение цен на сырье, материалы и топливо, не предусмотренные предприятием; ставки арендной платы; тарифы на перевозки и услуги; ставки на налоги и сборы; нарушения обязательств со стороны поставщиков, финансовых, банковских организаций, органов государственной власти и многое другое.

- внутренние факторы, связанные непосредственно с результатами деятельности предприятия: резуль­таты коммерческой деятельности; эффективность заключаемых сделок на поставку товаров; производительность труда; объем и структура товарооборота; эффективность основных и оборотных средств; уровень издержек и др.[7]

Руководству компании необходимо учитывать выше перечисленные факторы и постоянно проводить анализ внешней среды, однако трудности такого анализа заключается в сложности структуры анализируемых факторов, поскольку одни факторы характеризуются своим постоянством, а другие эпизодичностью воздействия, что обуславливает сложность предпринимательской деятельности .

В свою очередь, от величины прибыли зависит нормальная деятельность компании, поскольку:

- рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования предприятия, обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды, прирост оборотных средств и др.);

- прибыль необходима для развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые, в свою очередь, обеспечивают научно-техническое производство;

- за счет прибыли выполняется часть обязательств перед бюджетом разных уровней, банками, другими предприятиями, финансируются затраты на социальные нужды.


Таким образом, подытожив вышесказанное, отметим, что прибыль является сложным комплексным по­казателем, величина которого используется при оценке хозяйственной деятельности предприятия и учитывается в процессе обоснования принятия управленческих решений всеми участниками рынка (кредиторами, инвесто­рами, поставщиками, экономическими службами, владельцами крупных пакетов акций и др.). В связи с этим при анализе финансовых результатов компании рекомендуется особое внимание уделять интерпретации множества различных показателей прибыли. Поэтому необходимо изучить по­рядок ее формирования, начиная с выручки от продаж (момент продажи товаров или выполнения работ) до не­распределенной прибыли (непокрытого убытка). В РФ порядок формирования прибыли предприятия определяется рядом нормативных документов. В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) закреплены правила обращения информации о финансовых результатах предприятия.

1.2. Процесс распределения и использования прибыли предприятия

Прибыль выполняет стимулирующую функцию, так как являет собой основной элемент финансовых ресурсов предприятия. Распределение прибыли - это направление прибыли в бюджет в соответствии по статьям её использования[8]. Прибыль, поступающая в бюджет в виде налоговых отчислений, регулируются на уровне законодательства. Прибыль, которая остаётся после уплаты всех налогов, это та прибыль, которой может распоряжаться предприятие самостоятельно[9].

Принципы чистой прибыли можно сформулировать как прибыль, которую предприятие получает в процессе своей деятельности и распределяется между государством (налоги в бюджет) и предприятие (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). В отношении государства прибыль поступает в виде налогов и сборов. Весь процесс поступления прибыли в государственные фонды регулируется законодательством по средствам ставок по налогам, порядком взимания и составом ставок. Размер этих выплат не должен сильно снижать экономические выгоды предприятия, так как в противном случае снижается и заинтересованность предпринимателя в своей деятельности. Оставшаяся часть прибыли остаётся у предприятия, и оно имеет право распоряжаться ей по своему усмотрению.


Процесс формирования различных фондов и резервов на предприятии, отражает распределение чистой прибыли. Непосредственно сам порядок распределения прибыли на предприятии контролирует устав предприятия. Для данного устава формируются и составляются документы по расходам, которые будут финансироваться за счёт собственной прибыли. Предприятие формирует фонды, в которые будут идти отчисления с чистой прибыли. Фонды, которые формируются на предприятии: фонд накопления, фонд социального развития, фонд развития производства[10].

Распределение и использование чистой прибыли должно осуществляться на основе двух основных принципов:

- обеспечение материальной заинтересованности работников в дости­жении максимальных результатов при минимальных затратах;

- накопление собственного капитала.

Смета, которая составляется для отражения всех расходом, финансируемых за счёт чистой прибыли, включает в себя следующие расходы:

1) Расходы на социальные нужды работников;

2) Расходы на развитие производства;

3) Расходы на материальные поощрения работников;

4) Расходы на благотворительные цели.

К первой группе расходов относятся расходы на социальные нужды, которые включают в себя: расходы на финансирование строительства объектов (непроизводственного назначения), социально-бытовые объекты, находящиеся на балансе предприятия, затраты по организации культурных мероприятий.

Ко второй группе расходов относятся те расходы, которые финансируют развитие производства. К ним относятся: модернизация на производстве, реконструкция действующих вне оборотных активов, освоение новых видов продукции и так далее.

Четвёртая группа расходов (затраты на материальное поощрение сотрудников) включается в себя следующие статьи: выплаты премий, материальная помощь сотрудникам, оплата питания, поощрение за сотрудников[11].

Всю прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия, можно разделить на две группы:

1) Прибыль, увеличивающая имущество предприятия и участвующая в процессе накопления;

2) Прибыль, которая используется на потребление.

Прибыль, которая остаётся не востребованной в вышесказанные группы имеет существенное значение. Она остаётся в форме резерва и при потребности может быть использована предприятием для финансирования убытков или непредвиденных затрат.

Необходимость резервных ресурсов характеризуется возможными рисками, поэтому предприятие может создавать резерв.