Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические аспекты распределения и использования прибыли предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие нераспределённая прибыль можно охарактеризовать, как прибыль, использованная на накопление. Если нераспределённая прибыль остаётся невостребованной, в течение нескольких лет, то это говорит о положительной финансовой устойчивости предприятия.

При распределении прибыли необходимо учитывать и изучать источники формирования прибыли, ведь нужно изначально развивать наиболее эффективные, а также это позволит разработать научно-практический подход к решению многих проблем (повышение эффективности и ответственности трудового персонала, получение наибольших выгод при наименьших затратах и т. д.).

В процессе распределения прибыли на любом предприятии важно учитывать влияние многих факторов, которые условно можно разделить на внешние и внутренние (рисунок 2).

Рис. 2. Основные факторы, влияющие на формирование и

распределение прибыли

Представленные на рисунке 3 факторы могут дополняться в зависимости от специфики условий, в которых действует исследуемое предприятие.

Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает.

Для успешной деятельности предприятий основными расходами, финансируемыми из прибыли, должны быть расходы на развитие производства. Благодаря акценту на это направление прибыль будет направляться на финансирование научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на разработку новой техники и технологии, на улучшение организации производства и персонала, на модернизацию оборудования и т. д. Это позволит получить определенные конкурентные преимущества на рынке.

Однако важно учесть, что предприятию нужно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и фондом потребления, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Нестабильность в экономической ситуации даёт основание рекомендовать как одно из актуальных направлений распределения прибыли создание высоколиквидных активов.

Несомненно, рекомендуемые направления распределения финансового результата на каждом предприятии будут иметь свою специфику и должны быть тщательно проанализированы с целью учета всех рисков. Именно поэтому следует при использовании чистой прибыли предприятия создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд. Размер этого резерва должен составлять от 5 до 15 % уставного фонда. Ежегодно резервный фонд должен пополняться за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.


Если производить анализ динамики балансовой прибыли и сопоставить с динамикой прироста величины чистой прибыли, то можно понять каким образом предприятие распоряжается своей прибылью. Например, если балансовая прибыль в несколько раз больше чистой, это может означать, что предприятие активно распоряжается своей прибылью, а это может благоприятно сказываться на дальнейшем финансовом положении предприятия. Так же из данного анализа можно подчеркнуть тот факт, что если доля чистой прибыли в балансовой растёт, то это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов[12].

Руководство компании распределяя прибыль руководствуется, прежде всего, внутренним положением, в частности:

- рассматривается конкурентоспособность предприятия, т. е. возможно ли расширение производственной деятельности, обновление производственного потенциала предприятия,

- выявляются масштабы финансирования инвестиций, повышения уровня технологий и оборудования.

Следует отметить, организация распределяет прибыль исходя из своей организационной структуры. Например, чистая прибыль товарищества может распределяться в фонд накопления, фонд потребления, а также между учредителями. На рисунке 3 представлена модель распределения прибыли для акционерных обществ.

Рис. 3. Модель распределения прибыли в акционерных обществах

В акционерных обществах чистая прибыль распределяется в следующие фонды: резервный, накопления, потребления, дивидендный фонд и остается остаток нераспределенной прибыли. При этом государство и иные органы управления не имеют право вмешиваться в распределении чистой прибыли, находящейся в распоряжении организации[13]. В частности, из оставшейся прибыли предприятие выплачивает единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям и т.п. Вместе с тем денежные средства могут быть направлены на материальное стимулирование, на социальное обеспечение, на подбор и развитие персонала. Следовательно, эффективное распределение прибыли является интересом самой организации. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

Таким образом, распределение прибыли представляет собой важный процесс формирование направлений предстоящего ее использования в хозяйственной деятельности в соответствии с целями и задачами развития предприятия[14]. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна, в первую очередь, гарантировать выполнения финансовых обязательств перед государством и одновременно обеспечивать материаль­ные и социальные нужды предприятия. Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в уставе и определяется положением, которая разрабатывается экономическими службами. Обычно в соответствии с уставом образуются прибыль к накоплению, прибыль к потреблению и прибыль к резервированию, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости компании[15].


Таким образом, выделим ряд особенностей формирования и распределения прибыли российских компаний:

- во-первых, базовая часть прибыли компаний формируется за счет продажи продукции, которая зависит от таких факторов как объем продаж, уровень средних цен на продаваемую продукцию, величины себестоимости;

- во-вторых, объем продаж оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на прибыль. Так, если же увеличение объема продаж рентабельной продукции прямо приводит к росту прибыли, то, в случае если продукция является убыточной, несмотря на увеличение объема продаж, будет наблюдаться сокращение величины прибыли;

- в-третьих, показатель себестоимости и прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости, так при увеличении цен на продукцию, прибыль возрастает, и наоборот;

- в-четвертых, на величину прибыли также оказывает влияние структура товарной продукции, если в структуре доля более рентабельных видов продукции увеличивается, то сумма прибыли возрастет, и, напротив, при увеличении доли низкорентабельной продукции общая величина прибыли сокращается.

Подытожив вышесказанное, отметим, что прибыль предприятия является базовой характеристикой эффективности их деятельности.

1.3. Нормативно-правовое регулирование распределения чистой прибыли организаций

Понятие прибыли закреплено в основных нормативно-правовых актах, в том числе в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ). Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибыль для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ[16].

Прибыль, полученная предприятием, подлежит ее дальнейшему распределению, то есть направлению прибыли в бюджет (предусмотренные законодательством налоги и сборы) и по статьям использования непосредственно в организации. Таким образом, полученная предприятием прибыль подразделяется на две составляющие: направляемая в бюджет и остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль).


Методика распределения чистой прибыли организаций регулируется нормативно-правовыми документами, которые являются составляющими четырехуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Первый уровень - правовой, включает в себя такие нормативные документы, как федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства, в частности: ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Налоговый Кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, Гражданский Кодекс (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ. Перечисленные нормативные документы регулируют постановку бухгалтерского учета в организации, а также предоставление отчетности[17].

Второй уровень - нормативный - формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях. Например, Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99", Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н "Об утверждении Поло­жения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" , Приказ Минфина России от 19.11.2002 №114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" и пр.

Третий уровень - методический, к которому относятся методические указания, инструкции и ре­комендации по ведению бухгалтерского учета, в частности Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органи­заций и Инструкции по его применению".

Четвертый уровень - организационно-распорядительный, включающий рабочие документы организаций: протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, учетная политика для целей бухгалтерского учета, устав организации и т.д.

Кроме того, в процессе распределения прибыли организации можно выделить три характерные особенности.

Первая состоит в том, что, в соответствии со ст. 48 ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», распределение чистой прибыли находится в исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) и не может осуществляться единоличным распоряжением (приказом) руководителя организации. Решение о распределении чистой прибыли принимают собственники (учредители) организации в начале года, следующего за отчетным.

Вторая особенность заключается в том, что направления использования чистой прибыли должны быть закреплены в смете на расходование нераспределенной прибыли, утвержденной собственниками. К числу таких направлений относятся выплата дивидендов собственникам организации, создание и пополнение резервного капитала, погашение убытков прошлых лет, а также другие цели, предусмотренные в смете.


Третья особенность связана с влиянием на процесс распределения прибыли организационно-правовой формы общества[18].

Распределение чистой прибыли происходит по следующим основным направлениям:

- выплата дивидендов;

- формирование резервного капитала;

- погашение убытков прошлых лет;

- увеличение уставного капитала;

- реализация программ развития и социальных программ.

Выплата дивидендов в зависимости от организационно-правовой формы предприятий также ре­гулируется следующими нормативными документами: ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пр.

Резервный капитал может быть сформирован в акционерных обществах, в обществах с ограниченной ответственностью, в потребительских кооперативах и т.д. В обязательном порядке резервный капитал формируется только в акционерном обществе, предназначается для покрытия его убытков, погашения облигаций общества и выкупа акций общества (при отсутствии иных средств) и не может быть использован на иные цели.

В соответствии со статьей 35 Главы 3 ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, определенного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Акционерные общества формируют резервный капитал в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 % уставного капитала.

Согласно статье 30 Главы 3 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество с ограниченной ответственностью может создать резервный капитал, если это предусмотрено его уставом, то есть при утверждении устава учредители заранее выражают свое согласие на направление части прибыли на формирование резервного капитала.

Направление прибыли на увеличение уставного капитала также регулируется нормативной базой. В частности, при направлении нераспределенной прибыли на увеличение уставного капитала общество с ограниченной ответственностью должно руководствоваться статьей 18 Главы 3 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в том плане, что сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет его имущества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой его уставного капитала и резервного фонда.