Файл: Доказательства трудового стажа (Понятие трудового стажа и его значение для социального обеспечения граждан).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и использование термина трудовой стаж в законодательстве Российской Федерации
1.1 Понятие трудового стажа и его значение для социального обеспечения граждан
1.2 Характеристика трудового стажа как юридического факта
1.3 Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения
Глава 2. Анализ доказательства трудового стажа
2.1 Характеристика процесса подтверждения трудового стажа
В трудовом праве стаж работы по специальности при включении в него периодов ухода за ребенком, когда трудовая деятельность не осуществляется, искусственно расширяется, что не соответствует принципам профессионализма и компетентности осуществления трудовой деятельности. К тому же, при включении на равных периодов фактически осуществляемой трудовой деятельности и периодов ухода за ребенком нарушается принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, закрепленного в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Методологически верным будет применение конструкции специального страхового стажа в праве социального обеспечения к исчислению стажа работы по специальности в трудовом праве: в специальный страховой стаж включаются только периоды фактически осуществляемой трудовой деятельности.
Неудачна формулировка определения термина «страховой стаж», приведенная в ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[12]: «страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж». За счет большого количества признаков, характеризующих данное понятие, повышается информативность правового термина, однако усложняется его восприятие, а употребление данного термина в строго определенном значении приводит к возникновению тавтологии при интерпретации правового акта. К примеру, в ч. 2 ст. 9, ч. 10 ст. 10, ч. 6 ст. 13, ст. 15 и в других статьях указанного федерального закона используется языковая конструкция «продолжительность страхового стажа», что лексически означает «продолжительность суммарной продолжительности...».
Следует отметить также, что Федеральный закон «О страховых пенсиях» (так же, как и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») оперирует термином «страховой стаж» в качестве одного из условий назначения страховых пенсий, в то же время Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее - Закон № 166-ФЗ)[13] при обеспечении пенсиями по старости лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, до сих пор использует термин «трудовой стаж». Исходя из буквального толкования определения понятия «трудовой стаж», содержащегося в ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в него включается суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, трудовой стаж становится разновидностью страхового стажа, что не соответствует современным научным представлениям о соотношении указанных понятий, в соответствии с которыми страховой стаж является одним из видов трудового стажа1. При этом на основании ч. 2 ст. 10 указанного Закона гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет. Поскольку Федеральный закон «О страховых пенсиях» дефиницию термина «трудовой стаж» не содержит, о его содержании можно только догадываться. Вопросам исчисления стажа в данном Законе посвящена гл. III «Страховой стаж», и именно продолжительность страхового стажа (периодов работ и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, иных периодов, засчитываемых в страховой стаж) является условием назначения страховых пенсий. Строго говоря, в терминологии ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», речь идет о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а в ст. 12 о периодах, засчитываемых (не являющихся страховыми, но приравненных к таковым) в страховой стаж. Статья 2 Закона № 166-ФЗ говорит о засчитываемых в страховой стаж периодах, но только о периодах работы и трудовой деятельности, исключая иные пе-риоды, засчитываемые в страховой стаж. На наш взгляд, данный подход не обоснован, поскольку периоды, равнозначные в силу ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, формально в страховой стаж для целей Закона № 166-ФЗ не входят. В силу изложенного дефиниция трудового стажа в Законе № 166-ФЗ подлежит уточнению в редакции: «трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые включаются в страховой стаж, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях"». Но, по сути, речь идет о страховом стаже, поэтому представляется целесообразным вместо термина «трудовой стаж» использовать термин «страховой стаж» в том значении, в котором он используется в Федеральном законе «О страховых пенсиях».
Противоречивость терминологии является довольно распространенным дефектом законодательства о социальном обеспечении. Поэтому терминология Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнитель увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы при определенной продолжительности общего трудового стажа. Вопрос заключается в том, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается «суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.», а согласно Закону от 12 февраля 1993 г. при определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, и в первом, и во втором случае применяется один и тот же термин «общий трудовой стаж», однако его употребление происходит в различных значениях.
По смыслу Закона РФ от 12 февраля 1993 г. термин «общий трудовой стаж» является более широким и включает в себя периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, в том числе после 1 января 2002 г. Подобные разночтения усложняют законодательство и не прибавляют в него ясности. При этом вызывает вопросы близость содержания общего трудового стажа в обоих случаях, что требует каждый раз уточнять, о каком именно общем трудовом стаже идет речь. Для устранения данного противоречия необходимо в Законе от 12 февраля 1993 г. термин «общий трудовой стаж» заменить на словосочетание «трудовой стаж».
Использование термина «стаж» в таких смежных отраслях, как трудовое право и право социального обеспечения, до сих пор вызывает вопросы не только в теории, но и в правоприменительной практике, поэтому необходимо их разрешение и уточнение действующих норм права.
Глава 2. Анализ доказательства трудового стажа
2.1 Характеристика процесса подтверждения трудового стажа
Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение его также нужно доказывать.
В жизни каждого из нас наступает момент, когда хочешь ты или нет, но пора идти на заслуженный отдых. Наверное, немногим из нас в процессе трудовой деятельности удается прочно закрепиться на одном месте работы и, оказавшись в преддверии выхода на пенсию, не иметь никаких проблем с подтверждением трудового стажа. Тогда и работники отдела кадров будут избавлены от головной боли. А как подтвердить трудовой стаж, если, например, перед выходом на пенсию обнаруживается, что не все в порядке с документами? И хорошо, если возникнет только один вопрос. Но как показывает практика, таких вопросов может быть очень много.
Закон предусматривает два основных способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, – подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа – общий, специальный, страховой и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также иные периоды, которые в него включаются согласно установленных законодательных актов.
Второй способ вспомогательный, состоит из подтверждения стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться лишь стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), к тому же лишь при определенных условиях и лишь для назначения государственной пенсии. Ни страховой, ни непрерывный трудовой стаж свидетельскими показаниями доказывать нельзя.
При отсутствии документов или невозможности их получения ввиду чрезвычайных обстоятельств (ведение военных действий, стихийные бедствия и др.), или полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных трудовой стаж может быть установлен на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной работе или работавших в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя. В отдельных случаях установление трудового стажа по свидетельским показаниям возможно и до наступления условий, дающих право на пенсию, – при наличии просьбы самого заявителя или представителя предприятия, учреждения, организации по месту последней работы заявителя. В случаях, когда утрата документов о стаже работы произошла в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, подтверждение трудового стажа устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. В состав таких комиссий включаются представители работодателей, профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов и заинтересованных организаций. Если работник до поступления на данное предприятие ранее уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт. По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника. Администрация предприятия на основании такого акта выдает работнику дубликат трудовой книжки.
В других случаях стаж работы подтверждается комиссиями по назначению пенсий, создаваемыми при органах социального обеспечения. К их компетенции относится правовая оценка содержания и надлежащего оформления документов, представленных для подтверждения трудового стажа (при необходимости комиссия может принять решение о проведении проверки обоснованности их выдачи); установление стажа работы по свидетельским показаниям; вынесение в необходимых случаях решений о зачете или исключении из продолжительности стажа отдельных периодов трудовой деятельности. Решение комиссии оформляется протоколом и заносится в специальный журнал регистрации таких решений.
Документы, представляемые для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью. Если в представленном документе о стаже указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то им считается 15 число соответствующего месяца.
Рассмотрим первый способ подтверждения трудового стажа – с помощью документов.
Правила его подтверждения подразделяются по времени на два основных этапа. Первый этап – трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Второй этап – трудовой стаж приобретенный после такой регистрации, он начался с 1 января 1997 года.
Первый этап в свою очередь слагается из двух периодов – до введения трудовых книжек и после их введения.
Трудовые книжки для тех кто трудился в качестве рабочих и служащих, то есть для работающих по найму, введены с начала 1939 года, а для колхозников – в 1967 году.
Катаева Н.М. обратилась к ответчику Государственному учреждению –Управлению Пенсионного фонда РФ по Чернушинскому району Пермского края со следующими исковыми требованиями.
23 декабря 2010 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости. С 23 января 2011 года истцу была назначена трудовая пенсия по старости. 11 апреля 2011 года истцу была выдана на руки выписка из пенсионного дела №. В соответствии с данной выпиской истцу стало известно, что в общий трудовой стаж у истца не был включен период учебы в Уральском лесотехническом институте в <адрес> на дневном отделении с 01 сентября 1973 года по 16 июня 1978 года включительно. Всего 04 года 10 месяцев 15 дней. В связи с этим в общий страховой стаж истцу зачли периоды работы на предприятиях и в учреждениях, который составил 35 лет 02 месяца 24 дня. С учебой стаж истца составляет 35 лет 02 месяца 24 дня. В связи с тем, что истцу не включили в общий стаж период обучения в ВУЗе, истец не может воспользоваться льготой как ветеран труда, т. к. для этого необходим стаж 35 лет. В период ее обучения на дневном отделении применялось «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от 03 августа 1972 года с последующими изменениями и дополнениями. В п.п. «и» п. 109 данного «Положения…» указано, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведениях. В п. «д» ст. 67 Закона СССР «О пенсионном обеспечении» от 15 мая 1990 года так же указано, что обучение в высших учебных заведениях включается в общий трудовой стаж. В соответствии со ст. 91 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях» учеба в ВУЗАХ включается в общий трудовой стаж. В данном случае ссылка ответчика на п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173 от 17.12.01. «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой учеба в ВУЗАХ засчитывается в страховой стаж лицам, достигшим пенсионного возраста до 1 января 2002 года не обоснованна. Поскольку в период учебы истца действовал другой закон. В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Проверяя соответствие п. 4 ст. 30 ФЗ РФ требованиям Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года указал на то, что исключив из общего трудового стажа некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы (в т. ч. время учебы, включаемое в общий трудовой стаж ст. 91 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» законодатель придал норме этого пункта обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионное право до 01.01.02. Таким образом, ответчик необоснованно не включил истцу в общий трудовой стаж период обучения на дневном отделении ВУЗА. На основании изложенного истец просит суд :
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда в Чернушинском районе Пермского края включить в общий трудовой истца период обучения в Уральском лесотехническом институте с 01 сентября 1973 года по 16 июня 1978 года. Всего 04 года 10 месяцев 15 дней.
В судебное заседание истец Катаева Н.М. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась. Согласно телефонограммы от 20 июня 2011 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Фролова Н.В. иск не признала, пояснила суда, что включение истцу в общий трудовой стаж периода учебы в соответствии со ст. 91 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года возможно в том случае если бы размер трудовой пенсии по старости по заявлению истца был бы исчислен на основании вышеуказанного Закона. Однако с каким-либо заявлением о исчислении ей размера трудовой пенсии по старости в соответствии с вышеуказанным законом, истец не обращалась. Поскольку размер трудовой пенсии исчислен истцу в соответствии с ныне действующим Федеральным законом № 173 от 17.12.01., а данным законом включение периода учебы в ВУЗе в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления пенсии, не предусмотрено, отказ ответчика во включении истцу в общий трудовой стаж периода учебы в ВУЗе представитель считает законным. В случае, если бы истец обратилась с заявлением о включении ей в общий трудовой стаж периода учебы в ВУЗе и исчислении размера пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 года, которым включение периодов учебы в ВУЗах в общий трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии предусмотрено, то такой расчет истцу был бы сделан и период учебы в общий трудовой стаж был бы включен, но в этом случае, поскольку методика расчета пенсии по Закону от 20.11.90, отличается от методики, предусмотренной ныне действующим Законом от 17.12.01. размер пенсии у истца, несмотря на то, что ответчик включил бы ей в общий трудовой стаж период учебы, был бы меньше размера пенсии, исчисленной и назначенной по Закону от 17.12.01. На основании изложенного, представитель ответчика просит суд в удовлетворении исковых требований Катаевой Н.М. отказать.
Кроме устных доводов по которым она оспаривает заявленный иск, представитель ответчика представила письменные возражения согласно которым оспаривает иск по следующим основаниям : С 1 января 20202 года введен в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона с этой даты утратил силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы страхового обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей. (п.2)