Файл: Доказательства трудового стажа (Понятие трудового стажа и его значение для социального обеспечения граждан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Характеристика трудового стажа как юридического факта

Возникновение, изменение или прекра­щение личных и имущественных прав граж­дан зависят от наличия или отсутствия юри­дических фактов.

В частности, трудовой стаж является ос­нованием возникновения различных право­отношений как в сфере труда, так и в соци­ально-обеспечительных правоотношениях.

Простым обывателем трудовой стаж вос­принимается как время трудовой деятельно­сти работника или как стаж определенной работы. В юридической науке принято счи­тать трудовой стаж понятием конкретным, имеющим разное содержание и значение применительно к различным отраслям права.

Действующими на территории Россий­ской Федерации нормативными правовыми актами предусмотрено множество видов тру­дового стажа, от наличия и продолжительно­сти которых у гражданина зависит предо­ставление ему тех или иных мер социальной поддержки, льгот, гарантий и компенсаций. Некоторые виды стажа есть у большинства работающих граждан (например, стаж рабо­ты, дающий право на отпуск), а есть виды стажа весьма специфические (например, стаж непрерывной работы с химическим оружием).

Исходя из значимости трудового стажа (как юридического факта) для возникнове­ния права на определенные гарантии в сфе­ре труда и занятости, социального обеспече­ния можно выделить следующие основные его виды: страховой стаж, об­щий стаж, специальный страховой стаж, профессиональный стаж, стаж государственной службы (выслуга лет), стаж службы (выслуга лет) , стаж гражданской службы, стаж муниципаль­ной службы, стаж по специальности.

Следует также отметить, что в россий­ском законодательстве применительно к трудовому стажу используются и иные тер­мины. Например, стаж работы, стаж, стаж непрерывной работы, непре­рывная работа в соответствующих должнос­тях и т. д.

Содержание разновидностей и понятий трудового стажа, закрепленных в действую­щем законодательстве, позволяет выделить следующие основные его особенности:

  • во-первых, значение имеет длитель­ность трудового стажа, измеряемая количе­ственно — в годах, месяцах, днях (труд в ка­честве работника, индивидуального пред­принимателя и т. д.). Перерывы в трудовой деятельности значения не имеют, стаж сум­мируется;
  • во-вторых, трудовой стаж как особая мера величины трудовой деятельности имеет качественную характеристику, отражающую условия и характер, в которых протекала

трудовая деятельность (вредность, опас­ность, тяжесть, особые природно-климати­ческие условия и т. д.);


  • в-третьих, в случаях, предусмотрен­ных законодательством, в трудовой стаж включаются периоды, когда гражданин не работал, но за ним сохранялось его место работы (должность) (например, во время бо­лезни);
  • в-четвертых, в трудовой стаж включа­ется оплачиваемая общественно-полезная деятельность, например, участие безработ­ных в оплачиваемых общественных работах;
  • в-пятых, в трудовой стаж при соблю­дении определенных условий включаются периоды времени, когда гражданин не рабо­тал и не был занят общественно полезной деятельностью (например, период выплаты пособия по безработице);
  • в-шестых, в случаях, установленных законодательством, трудовой стаж суммиру­ется при взаимосвязи отдельных видов дея­тельности (например, стаж государственной службы и муниципальной службы).

В течение своей трудовой деятельности каждый гражданин сталкивается с необходи­мостью получения пособий по временной нетрудоспособности, в связи с материнст­вом, по безработице, возможностью зани­маться определенными видами профессио­нальной деятельности и занимать соответст­вующие должности, а с годами — в получе­нии страховой или государственной пенсии. Современные правовые отношения в сфере социального обеспечения, в сфере труда и занятости базируются на таком понятии, как трудовой стаж, отсутствие которого лишает прав на получение социальных выплат, должности в определенных сферах профес­сиональной деятельности и т. п.

Трудовой стаж как правовая категория неразрывно связан с таким документом, как трудовая книжка, на основании которой можно подтвердить и квалификацию (про­фессию, должность), и опыт работы в опре­деленных сферах деятельности, и продолжи­тельность трудового стажа (страхового, спе­циального, общего, стажа государственной службы, стажа по специальности/по профес­сии), и виды поощрении (награды, грамоты и т. д.), имеющие значение при определении права на льготы (мер социальной поддержки) в сфере социального обеспечения (например, получение статуса ветерана труда для получения соответствующих мер соци­альной поддержки в соответствии с Феде­ральным законом «О ветеранах») .

Понятие трудового стажа является обоб­щенным, так как существуют названные вы­ше его разновидности.

Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательст­вом, согласно которому существуют общие и специальные правила его исчисления для разных видов правоотношений, в которых он является правообразующим юридическим фактом.


Например, в некоторых случаях расчет трудового стажа производится в ка­лендарном порядке: каждые 30 дней перево­дятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. В частности, для возникнове­ния пенсионных правоотношений существу­ет Перечень отраслей промышленности, в которых работа в течение полного сезона за­считывается в стаж для назначения пенсии как за год работы (торфяная, лесозаготови­тельная, рыбная, плодоовощная промыш­ленность, лесное хозяйство и пр.).

Во многих случаях трудовой стаж явля­ется базовым юридическим фактом, влияю­щим на возникновение определенных пра­воотношений. Так, стаж по специальности является разновидностью трудового стажа, дающего права на осуществление определен­ных видов профессиональной деятельности и (или) занятие соответствующих видов должностей. В соответствии с пунктом 1 ста­тьи 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Фе­дерации» статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической спе­циальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специ­альности не менее двух лет либо пройти ста­жировку в адвокатском образовании в сро­ки, установленные названным Федеральным законом. При этом у лиц, высшее юридиче­ское образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности ис­числяется не ранее чем с момента его полу­чения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конститу­ционного (уставного) суда субъекта Россий­ской Федерации, районного суда, гарнизон­ного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Как показывает судебная практика, в случаях признания отношений трудовыми гражданину также предоставляются гарантии с сохранением и включением в трудовой стаж различных видов периода деятельности, признанного впоследствии трудовыми отно­шениями [37]. Как разъяснил Конституцион­ный Суд Российской Федерации в своем оп­ределении от 19 мая 2009 года № 597-О-О, суды общей юрисдикции, разрешая подоб­ного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работ­ником либо трудовыми, либо гражданско­правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных фор­мализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т. п.), но и устанавливать, имелись ли в действитель­ности признаки трудовых отношений и тру­дового договора, указанные в статьях 15 и 56 ТК РФ. Доказательством трудового характе­ра правоотношений между сторонами также является периодическая выплата истице воз­награждения за проделанную работу. При этом факт проведения проверки госу­дарственной инспекцией труда, в ходе кото­рой не установлен факт трудовых отноше­ний, не является основанием для признания отсутствия трудовых отношений .


Вместе с тем анализ трудового законода­тельства свидетельствует не только о предо­ставлении гарантий с сохранением и вклю­чением в трудовой стаж различных видов пе­риода деятельности, но и об исключении из него периодов работы в случаях, установлен­ных законодательством. При этом в соответ­ствии со статьей 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оп­лачиваемый отпуск, не включаются: время отсутствия работника на работе без уважи­тельных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы; время отпусков по уходу за ребенком до достижения им уста­новленного законом возраста.

Таким образом, трудовой стаж как важ­нейший компонент фактического состава, с

которым связано возникновение правоотно­шений по социальному обеспечению, право­отношений в сфере труда и занятости, проч­но занял свое место в ряду юридически зна­чимых обстоятельств. С наличием стажа оп­ределенной продолжительности связывается не только возникновение права на различ­ные виды социального обеспечения (денеж­ные и натуральные), гарантии и компенса­ции в сфере труда, но и исчисление размера различных денежных выплат.

1.3 Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения

Одним из оснований некоторых видов социального обеспечения является наличие стажа определенной продолжительности как юридического факта - основа­ния возникновения правоотношений по социальному обеспечению. Термин «стаж» широко используется в нормах трудового права и права социального обеспе­чения, а потому имеет межотраслевой характер[7]. По­скольку трудовое право и право социального обеспе­чения являются генетически связанными отраслями российского права, а общественные отношения, свя­занные с трудом, как правило, предшествуют право­отношениям, связанным с социальным обеспечением, важно единое толкование института стажа в данном межотраслевом разрезе.

Лексически термин «стаж» обозначает продолжи­тельность деятельности в какой-нибудь области. Стаж выступает юридическим фактом: в трудовом праве он необходим для определения права на отпуск, получе­ния гарантий и компенсаций, а в праве социального полезной деятельности, а также не­которых периодов времени, с которыми связаны право­мочия граждан в области социального обеспечения».


С. В. Люминарская указывает, что начиная с 1 января 2002 г. институт стажа претерпел значительные изме­нения и рассматривается как две разные категории - трудового стажа и страхового стажа[8]. Однако трудо­вой стаж - это родовое понятие по отношению к стра­ховому стажу, а страховой стаж представляет собой разновидность трудового стажа. Сегодня норматив­но-правовые акты, наука права социального обеспе­чения выделяют несколько видов трудового стажа: об­щий трудовой стаж; страховой стаж (общий страховой стаж, специальный страховой стаж, страховой стаж для определения размера пособий по временной нетру­доспособности); выслуга лет; непрерывный трудовой стаж. В Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее - Трудовой кодексРФ)1 выделяются иные виды стажа, имеющие различ­ное назначение: трудовой стаж работника (ст. 66); стаж работы, дающий право на ежегодный основной опла­чиваемый отпуск (ст. 121); стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 121); общий и непрерывный трудовой стаж, а также стаж работы по специальности (ст. 256); трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компен­саций (ст. 314); стаж работы в районах Крайнего Севе­ра и приравненных к ним местностях (ст. 317); общий и специальный трудовой стаж (ст. 375)[9].

В связи с разнообразием видов трудового стажа требуется четкое понимание того, как указанные пери­оды соотносятся между собой, так как это может при­водить к проблемам правоприменения. В апелляцион­ном определении Свердловского областного суда от 26 марта 2015 г. по делу № 33-4133/20152 термины «стра­ховой стаж» и «трудовой стаж» рассматриваются как синонимы и даже объединены общим словом «стаж», оба рассматриваются в качестве основания для назна­чения трудовой пенсии по старости[10].

Вопросы вызывает определение периодов, за­считываемых в трудовой стаж при предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Статьей 256 Трудового кодекса РФ определено, что «отпуска по уходу за ре­бенком засчитываются в общий и непрерывный тру­довой стаж, а также в стаж работы по специальности». Общий трудовой стаж в статье 256 Трудового кодекса РФ обозначает трудовую деятельность вообще. В зако­нодательстве о социальном обеспечении под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжи­тельность трудовой и иной общественно полезной де­ятельности до 1 января 2002 г. В соответствии с прави­лами ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Фе­дерации» (далее - Федеральный закон «О тру­довых пенсиях в РФ») в продолжительность об­щего трудового стажа включаются различные периоды в зависимости от выбора застрахованного лица. При этом периоды ухода неработающей ма­тери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в об­щей сложности включаются в общий трудовой стаж лишь в порядке п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»[11]. В целях определения рас­четного пенсионного капитала в порядке п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от­пуска по уходу за ребенком в общий трудовой стаж не включаются. Поэтому логично предположить, что зако­нодатель либо не учел изменений в законодательстве о социальном обеспечении, либо подразумевает под общим трудовым стажем в ст. 256 Трудового кодекса РФ страховой стаж. Следовательно, в ст. 256 Трудового кодекса РФ необходимо «общий трудовой стаж» пере­именовать в «страховой стаж» и установить, что период отпуска по уходу за ребенком включается в страховой стаж согласно ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (т. е. в страховой стаж наравне с работой засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полуто­ра лет, но не более трех лет в общей сложности).