Файл: Доказательства трудового стажа (Понятие трудового стажа и его значение для социального обеспечения граждан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

       Под страховым стажем Законом «О трудовых пенсиях» понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а так же иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. (ст. 2)

         Согласно ст. 11 Закона «О трудовых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются : период прохождения военной службы, а так же иной приравненной к ней службы, период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полтора лет, но не более трех лет в общей сложности, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком –инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с супругами в местностях, где они могли трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но неболее 5 лет в общей сложности, период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Годы учебы в перечне иных периодов не поименованы, а следовательно не могут быть включены в страховой стаж истца. Кроме того, в период обучения в институте, истцом не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

В законе «О трудовых пенсиях» наряду с понятием «страховой стаж» для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, применяется и понятие «Общий трудовой стаж». Пунктом 4 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно –полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды (период подготовки к профессиональной деятельности (учеба) в данном пункте не указан).


Истец необоснованно отождествляет институты страхового и общего трудового стажа и фактически оспаривает конституционность порядка учета общего трудового стажа, установленного п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», вопрос о проверке которого уже был предметом рассмотрения КС РФ. В постановлении от 29 января 2004 года за № 2-П КС признал п. 4 ст. 30 Закона…норму в той части в какой она взаимосвязана с п. 2 ст. 31 Закона … при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно-полезной деятельности, включающиеся в него ранее действующим законодательством, не противоречащей Конституции РФ. Изложенная позиция носит общий характер и в силу ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» является обязательной на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 Согласно абз. 2 п. 3.2 Постановления КС РФ от 29.01.04. № 2-П, отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и, исключив из него некоторое периоды общественно –полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленных на основании Закона «О государственных пенсиях в РФ». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в ст. 18 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Более того, согласно п. 8 ст. 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с пунктом 4 подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.


Следовательно, норма п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ране действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. (абз. 3 п. 3.2 Постановления № 2-П).

Таким образом, регулирование, закрепленное в п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не противоречит Конституции РФ, в т. ч. ее статьям 18,54 (часть 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения. (абз. 5 п. 3.2 Постановления № 2-П».

Применительно к положениям ст. 30 Закона … данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» (абз. 2 п. 3.3 Постановления № 2-П).

Согласно п.п. «е» п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года за № 25 по волеизлиянию и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ о 17.12.01. периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных актов в т. ч. по Закону от 20.11.90.

Однако далее Постановление ПВС от 20.12.05. указано, что необходимо иметь ввиду, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона № 340-1 без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы (службы), иных периодов, а так же возможность включения ряда периодов в льготном исчислении, но и положения ст. 16,17, а так же статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии.

Исчисление в таком размере пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера (ПК)

На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд решил исковые требования Катаевой Нины Михайловны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ по Чернушинскому району Пермского края о возложении обязанностей включить в трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости времени учебы в Уральском лесотехническом институте с 01 сентября 1973 года по 16 июня 1978 года оставить без удовлетворения.


За периоды до введения трудовых книжек трудовой стаж подтверждается различными документами – послужными списками (они велись до 1917 года на некоторых государственных служащих и специалистов, например, на земских врачей, в первые годы советской власти продолжали делать записи о работе их владельцев), трудовыми списками (они велись с 1927–1929 годы на служащих государственных, общественных предприятий и учреждений) и другими документами выдаваемыми с места работы (справками, удостоверениями и т.п.). Записи о работе, службе в таких документах заверялись подписью руководителя организации, и ее печатью. В настоящее время таки документы встречаются крайне редко, учитывая, что они выдавались многие годы назад.

Ныне основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка.

2.2 Проблемы подтверждения трудового стажа

Трудовой стаж является одним из основных юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в области социального обеспечения. Легальное определение понятия «трудовой стаж» закреплено в ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Так, под трудовым стажем понимается учитываемая при определение права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсий, предусмотренных ФЗ «О страховых пенсиях»[14].

В настоящий период, институт трудового стажа регулируется рядом нормативных актов, расположенных в иерархической последовательности. Во-первых, это международные акты, которые направлены на урегулирование вопросов, касающихся трудового стажа в международном сообществе. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правой системы РФ и имеют преимущество перед национальным законодательством. Одним из основных международных актов в этой области является Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках Содружества Независимых государств. А главенствующими нормативно - правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок подтверждения трудового стажа, в настоящее время, являются ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» и ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».


Как любой другой юридический факт, трудовой стаж необходимо доказать. Так, в качестве доказательств рассматриваются документы и свидетельские показания. Однако, ественно полезно деятельности, граждане могут столкнуться с рядом актуальных в современный период проблем[15].

В первую очередь следует сказать, что подтверждение стажа документами является основным способом установления наличия стажа. В таком порядке могут быть подтверждены все виды трудового стажа без исключения. Нельзя не отметить, что документальные источники являются весьма ненадежными и нередко их потеря или непригодность может привести к невозможности подтвердить тот или иной период деятельности гражданина. Основную роль в установлении стажа играет трудовая книжка. И поэтому, неофициально, правила подтверждения стажа по времени подразделяются на два периода - до введения трудовых книжек и после их введения[16].

До момента введения трудовых книжек, стаж можно было подтвердить с помощью послужных списков, трудовых списков, а также других документов, выдаваемых с места работы. Однако, в современный период, процесс подтверждения стажа с использованием этих документов является проблематичными, потому что со временем большинство документов теряются либо приобретают такой вид, который не может способствовать подтверждению стажа.

С начала 1939 года на всех граждан, работающих по трудовому договору свыше пяти дней заводятся трудовые книжки, и все записи, внесенные в неё, принимаются в подтверждение стажа. Если в ней не содержатся какие - либо сведения, касающиеся трудовой деятельности работника, то доказательствами стажа могут служить справки из организации-работодателя, расчетные книги и справки архивных органов, данные персонифицированного учета застрахованных лиц.

Однако есть такие периоды, засчитываемые в трудовой стаж, сведения о которых не отражаются ни в трудовой книжке, ни в данных персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. К ним относятся сведения о пребывание в местах заключения в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности и т.д. Такие периоды доказываются иными документами, выдаваемыми в установленном порядке уполномоченными органами. Точный алгоритм их получения также не установлен и это приводит к трудностям в практике подтверждения стажа. Перед гражданами встают вопросы: как и куда обратиться?