Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения лиц по потере кормильца страховой пенсией
1.1. История развития пенсионного обеспечения сирот в российском государстве
1.2. Нормативно-правовые основы обеспечения лиц по потере кормильца страховыми пенсиями
Глава 2. Характеристика понятия и выплаты потери кормильца
2.1 Понятие и основания назначения пенсии по случаю потери кормильца
2.2. Проблемные аспекты назначения и выплаты страховых пенсий по случаю потери кормильца в России
Государство в свою очередь ставит перед собой цель «смягчить» наступившие неблагоприятные последствия. Реализуется это посредством денежных выплат. В конкретно рассматриваемом случае - ежемесячная денежная выплата, связанная с потерей кормильца. Рыбакова О.С. говорит о том, что подобным образом государство реализует свою обязанность о гарантированности каждому достойных условий жизни, вытекающих из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека[12].
Основным законодательным актом выступает Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В нем непосредственно устанавливается данный вид страховой пенсии, разъясняются условия назначения, размер выплат, а так случаи прекращения и восстановления выплат[13].
Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца состоят в большом количестве нормативно-законное правовых актов, регулирующих данный законное правовой институт.
Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»[14].
Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца в Российской Федерации состоят в том, что она регулируется разными законами в зависимости от вида пенсии: страховой или государственной.
Страховую пенсию по утрате кормильца регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «O страховых пенсиях». Статья 10 данного закона называется «Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца». В статье определяются условия назначения страховой пенсии по потере кормильца и круг лиц, которые имеют законное право на получение такой пенсии[15]. В части первой статьи устанавливается возможность получения страховой пенсии по потере кормильца с указанием лиц, которые имеют на это законное право. Перечень членов собственной семьи , которые могут считаться нетрудоспособными, установлен в ч.2 статьи, а критерий нахождения на иждивении – в части 3 статьи15.
Обратим внимание, что пенсия по потере кормильца может быть также государственной, назначаться в порядке, установленном федеральным законом «O государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Например, на основании ст 7.1. указанного закона.
Также пенсия по утрате кормильца регулируется ведомственными законное правовыми актами, например, Приказ Генпрокуратуры России от 04.12.2009 № 374 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей»[16] ; Приказ ФТС России от 07.04.2010 № 708 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и представления документов на выплату пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам таможенных органов Российской Федерации и членам их семей».[17]
Важным в законное правовом регулировании пенсий по утрате кормильца является деятельность Конституционного суда Российской Федерации, например, Постановление от 19 ноября 2012 года № 27-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации», пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона «O трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой». Предмет рассмотрения: законное право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца супруги судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью.
«Семья судьи находятся под особой защитой государства, так как в связи с деятельностью судьи по осуществлению законное правосудия они подвергаются рискам причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу. В случае смерти судьи в связи с осуществлением служебной деятельности для членов его собственной семьи предусматриваются повышенные меры социальной защиты. Однако не в полной мере охвачены ситуации, когда судья умер от заболевания, не связанного с исполнением своих обязанностей. В таких случаях нетрудоспособным членам его собственной семьи устанавливаются трудовые пенсии по случаю потери кормильца. Их размер определяется по общим правилам, как и членам семей других лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. То есть в страховой стаж включаются только те периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР. Названные пенсии членам семей судей назначаются в размерах, не соотносимых с заработной платой умершего кормильца за период исполнения им полномочий по должности судьи, на которую не начислялись страховые взносы в ПФР. Изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 174-ФЗ «O внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «O гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». Решение об исключении зарплаты судей из базы для начисления страховых взносов в ПФР должно было приниматься законодателем с учетом интересов нетрудоспособных членов семей судей, законное правовой статус которых производен от статуса кормильца, замещавшего должность судьи, отнесенную к государственным должностям Российской Федерации. В отличие от членов семей граждан, которые замещали некоторые иные государственные должности Российской Федерации, им не устанавливаются такие выплаты, как ежемесячное пособие, ежемесячное денежное содержание (как, например, в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Госдумы)[18].
В этой связи не соответствуют Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации» и ряд положений Закона № 173-ФЗ, не устанавливающие механизм социальной защиты нетрудоспособных членов собственной семьи судьи, который умер вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью. Федеральному законодателю предписано установить механизм социальной защиты нетрудоспособных членов собственной семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, который гарантирует им пенсионное обеспечение, соотносимое с утраченным доходом в виде заработка»[19].
Таким образом можно сделать общий вывод, что определение и условия получения и выплат страховых пенсий в России установлены в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с положениями ст.3 указанного закона, страховая пенсия - «это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
В случае если умерший кормилец обладал статусом военнослужащего], то порядок назначения пенсионного обеспечения по случаю его утраты определяется наряду с вышеуказанным Законом положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1[20]. Важно, что в интересах ребенка в отношении нетрудоспособных детей пенсия назначается независимо от их нахождения на иждивении кормильца, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию (ч. 2 ст. 29).
В данном случае к нетрудоспособным детям военнослужащего законодатель относит детей, не достигших 18 лет и старше (в случае если они стали инвалидами до достижения 18 лет), а также проходящих обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу), до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста (п. "а" ч. 3 ст. 29).
Законоположения п. "а" ч. 3 ст. 29 Закона N 4468-1 в совокупности с положениями других нормативных правовых актов в сфере образования и пенсионного обеспечения были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в связи с поступившей жалобой гр. Л., полагавшей, что ей незаконно прекращена выплата пенсии по потере кормильца, которую она получала до 18 лет в связи с гибелью отца, проходившего военную службу по контракту, на основании того, что она обучается в иностранной образовательной организации самостоятельно (т.е. без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации).
По результатам рассмотрения дела суд установил, что оспариваемые заявителем положения п. "а" ч. 3 ст. 29 Закона N 4468-1 являются конституционными, так как по своему конституционно-правовому смыслу не препятствуют предоставлению самостоятельно поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до 23 лет на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории.
Порядок назначения пенсионного обеспечения детям из числа членов семей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, регулируется нормами Закона N 166 и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"[21].
Правовое регулирование пенсий по потери кормильца является многоуровневым и включает в себя как международно-правовые акты так и внутренние законодательство РФ в частности Конституцию РФ, ФЗ О Стразовых пенсиях, ФЗ О государственном пенсионном обеспечении, а также нормативно правовые акты министерств и ведомств.
Глава 2. Характеристика понятия и выплаты потери кормильца
2.1 Понятие и основания назначения пенсии по случаю потери кормильца
Определение, условия получения и выплат страховых пенсий в России установлены в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»[22]. В соответствии с положениями ст.3 указанного закона, страховая пенсия - «это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Следует отметить, что, несмотря на легальное определение пенсии некоторые авторы дают и свое. Так в частности Григорьев И.В. страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц[23].
При изучении вопроса назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца важное значение имеет основание назначения, субъекты имеющие право на её получение а также процедура назначения.
Проанализируем подробно данные аспекты.
Считать, что основанием права на рассматриваемый вид пенсионного обеспечения, судя по его названию, является факт смерти кормильца, не следует, поскольку сам по себе данный факт автоматически без учета иных юридически значимых обстоятельств соответствующего права еще не порождает.
Для возникновения этого права, наряду с установлением факта смерти гражданина, требуется также доказать (обосновать), что:
-умерший гражданин при жизни выступал в качестве кормильца в отношении строго определенного законом круга физических лиц, а эти лица, в свою очередь, должны быть признаны его иждивенцами;
-круг (перечень) таких иждивенцев ограничивается членством в составе семьи, т.е. наличием брачно-семейных отношений этих лиц с умершим гражданином. Согласно законодательству семья - это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство . Однако далеко не все и каждый член семьи вправе претендовать на данный вид пенсии;
- члены семьи умершего кормильца признаются субъектами права на пенсию лишь при условии, что они являются нетрудоспособными.
Каждый из перечисленных выше юридических фактов, взятый вне связи с другими, права на пенсию не дает. Эти факты, которые следует рассматривать в качестве условий права на пенсию, «работают» лишь в своей совокупности и именно их совокупность выступает в качестве основания права на пенсию по случаю потери кормильца. На данное обстоятельство следует обратить особое внимание, ибо оно определяет наиболее важную особенность основания права на пенсию рассматриваемого вида. Поэтому, например, смерть отца не может служить основанием для назначения пенсии его сыну, если последний трудоспособен, не признан инвалидом, хотя по каким-то причинам находился на иждивении умершего. Точно так же нрава на пенсию не возникает у таких членов семьи умершего кормильца, как его дядя и тетя, племянники и племянницы, поскольку они, даже в том случае, если и находились на его иждивении, проживали совместно и вели совместное хозяйство, не отнесены в силу закона к числу лиц, имеющих права на пенсию.