Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения лиц по потере кормильца страховой пенсией
1.1. История развития пенсионного обеспечения сирот в российском государстве
1.2. Нормативно-правовые основы обеспечения лиц по потере кормильца страховыми пенсиями
Глава 2. Характеристика понятия и выплаты потери кормильца
2.1 Понятие и основания назначения пенсии по случаю потери кормильца
2.2. Проблемные аспекты назначения и выплаты страховых пенсий по случаю потери кормильца в России
государственную пошлину в размере 3 202 руб.
Поэтому следует гражданам своевременно сообщать в управления ПФР по своему месту жительства и по месту жительства умершего о прекращении статуса недееспособного и об изменившихся обстоятельствах так как впоследствии эти лица будут нести ответственность за несвоевременное извещение и сокрытие достоверной информации[27].
Хотя иногда можно увидеть совершенно другую ситуацию, когда органы управления ПФР не сообщают о таком праве или отказывают гражданам имеющим право на пенсию в случае потери кормильца, в выплате пенсии и иных выплат надлежащих им в данной ситуации. Например, в марте 2016 года Химкинский городской суд Московской области, рассмотрел гражданское дело по иску гражданина И.В.к ГУ ГУПФ РФ № 5 по г. Москве и М.О. о признании отказа незаконным, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании возместить социальные выплаты, восстановлении прав на социальное обслуживание, возмещении материального ущерба. Истец обратился в суд с иском к ГУ ГУПФ РФ № 5 по г. Москве и М.О. о признании отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании возместить социальные выплаты, восстановлении прав на социальное обслуживание, возмещении материального ущерба. Он указал, что Главным Управлением ПФР № 5 по Москве и Московской области ему было отказано в назначение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку на момент смерти отца он не состоял на его иждивении т.к. являлся военнослужащим и проходил срочную службу. Данный отказ истец считает незаконным, так как он просил назначить ему пенсию по случаю потери кормильца не на момент смерти отца, а на момент его возвращения после прохождения срочной службы. В настоящий момент он обучается в образовательном учреждении, с учетом этого просил обязать ответчика назначить ему пенсию по случаю потери кормильца на период обучения и по день окончания образовательного учреждения, обязать возместить социальные выплаты, восстановить его права на социальное обслуживание, а также возместить материальный ущерб в размере
Истец в судебное заседание явился, требования поддержал. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил признать отказ ГУ ГУПФ РФ № 5 по г. Москве и М.О. в назначении гражданину И.В. (истцу) пенсии по случаю потери кормильца незаконным. Обязать Главное управление ПФ РФ № 5 по г. Москве и Московской области назначить гражданину И.В. пенсию по случаю потери кормильца. В удовлетворении исковых требований гражданина И.В.к ГУ ГУПФ РФ № 5 по г. Москве и М.О. об обязании возместить социальные выплаты, восстановлении прав на социальное обслуживание, возмещении материального ущерба отказать[28].
Как мы видим нарушения законодательства пенсионного обеспечения существуют и с той и с другой стороны. Эти данные нам показывают то, что законодательство не исполняется должным образом, и система пенсионного обеспечения не отлажена как единый механизм. Следовательно, по мнению автора, государственным структурам следует создать такую систему в ПФР, при которой совершение ошибок будет сведено к нулю.
Существует и иная проблема в данной сфере. Пенсия, как уже говорилось, может быть назначена не только за родителей, но и за некоторых других членов семьи, которые в семейном праве именуются алиментообязанными лицами второй очереди. Так, допускается возможность пенсионного обеспечения братьев (сестер) и внуков, но лишь при отсутствии у них трудоспособных родителей. Пенсия не должна назначаться, если трудоспособен хотя бы один из родителей. Во внимание принимается факт трудоспособности родителей, а не реальная возможность содержать детей. Например, при нахождении сестры на иждивении брата пенсия в связи с его потерей не может быть назначена и в том случае, если их трудоспособные родители лишены родительских прав, признаны безработными или находятся в местах лишения свободы. Если не оговорено иное, нетрудоспособность родителей должна определяться по правилам ст. 10 Закона о страховых пенсиях, т.е. так же, как при установлении круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. В частности, это означает, что брат (сестра) или внук умершего будут признаны не имеющими трудоспособных родителей, если их трудоспособная мать не работает в связи с уходом за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, а работающий отец является инвалидом 3-й группы.
Согласно же СК РФ несовершеннолетние нуждающиеся братья, сестры и внуки вправе претендовать (в судебном порядке) на алименты от своих трудоспособных совершеннолетних братьев (сестер), а также от дедушек или бабушек при невозможности получения содержания от своих родителей (ст. ст. 93, 94 СК РФ). Таким образом, разница в пользу пенсионного обеспечения состоит в том, что оно может быть предоставлено и при потере несовершеннолетнего кормильца - брата или сестры. Например, если младшая сестра находилась на иждивении 17-летнего работающего брата, в случае его смерти (при отсутствии трудоспособных родителей) она может получить пенсию за него. Однако в отличие от семейного законодательства для пенсионного обеспечения, как говорилось, необходимо подтвердить отсутствие трудоспособных родителей. При этом не учитывается, есть ли у них реальная возможность содержать ребенка. Например, если трудоспособная по возрасту мать не работает в связи с уходом за мужем-инвалидом или своим парализованным отцом, а ее ребенка содержит материально обеспеченная старшая сестра, в случае смерти последней пенсия брату не может быть назначена, хотя фактически мать не в состоянии предоставить сыну, реально потерявшему кормильца, средства к жизни. Если при тех же обстоятельствах сестра была бы жива, суд мог обязать ее платить алименты. Аналогичные различия существуют и при обеспечении алиментами внуков и их пенсионном обеспечении за дедушку (бабушку). Представляется, что нормы семейного и пенсионного законодательства должны быть гармонизированы в пользу несовершеннолетних детей, находившихся на иждивении указанных членов семьи. Отметим, кстати, что такое решение не привело бы к сколько-нибудь заметным расходам пенсионных средств, поскольку подобные ситуации единичны. Так, в на практике в сфере пенсионного обеспечения не было ни одного случая обращения за пенсией при потере брата, сестры, дедушки или бабушки.
Необходимо отметить, что признание права на пенсию лишь за членами семьи определенной степени родства или свойства восходит к законодательству СССР, в частности к Закону о пенсиях 1956 г., и не подвергается критической оценке, хотя, на наш взгляд, это концептуальное положение нуждается в переосмыслении, а пенсионное законодательство - в гармонизации с нормами гражданского законодательства, посвященными возмещению вреда при потере кормильца. Предварительно отметим, что со смертью кормильца для его нетрудоспособных иждивенцев происходит смена субъекта, предоставляющего им средства существования. Вместо частного (физического) лица таковым выступает лицо публичное - государство, что, собственно, и гарантируется Конституцией РФ каждому человеку, потерявшему кормильца. Конечно, в первую очередь кормильцами детей выступают их родители и ближайшие родственники, как это и отражено в пенсионном законодательстве. В то же время нельзя не видеть существенные концептуальные различия в понимании кормильца между пенсионным и гражданским законодательством. Согласно ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют любые нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие право на получение от него содержания. Таким образом, ГК РФ несколько по-иному, более объемно определяет граждан, лишившихся кормильца и, соответственно, источника средств существования. Получается, что частные лица несут ответственность перед более широким кругом лиц, нуждающихся в материальной поддержке, чем государство, отказывающее некоторым гражданам в праве на пенсионное обеспечение лишь на том основании, что формально не признает их членами семьи, с чем трудно согласиться.
Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки М.А. Тыхеевой, которая оспаривала конституционность правила, ограничивающего возможность назначения пенсии за деда-кормильца наличием у внучки трудоспособных родителей, поддержал позицию законодателя, указав, что такое правовое регулирование учитывает положения СК РФ, согласно которым именно родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, и не может расцениваться как нарушающее права заявительницы, родители которой, как следует из представленных материалов, на день смерти ее дедушки были трудоспособны[29].
В аналогичной ситуации могут оказаться дети, находившиеся на иждивении дальних родственников или иных фактических воспитателей, которые не признаются членами семьи в целях пенсионного обеспечения. При рассмотрении подобных обращений Конституционный Суд РФ полагает, что разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, является прерогативой законодателя и в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит[30]. Между тем представляется, что законодатель вправе действовать лишь в рамках, отведенных ему Конституцией РФ, которая, гарантируя социальное (пенсионное) обеспечение каждому человеку, потерявшему кормильца, не связывает эту гарантию с обязательным наличием родственных отношений иждивенцев с кормильцем.
Заключение
Основным законодательным актом выступает Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В нем непосредственно устанавливается данный вид страховой пенсии, разъясняются условия назначения, размер выплат, а так случаи прекращения и восстановления выплат.
Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца состоят в большом количестве нормативно-законное правовых актов, регулирующих данный законное правовой институт.
Страховую пенсию по утрате кормильца регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «O страховых пенсиях». Статья 10 данного закона называется «Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца». В статье определяются условия назначения страховой пенсии по потере кормильца и круг лиц, которые имеют законное право на получение такой пенсии. В части первой статьи устанавливается возможность получения страховой пенсии по потере кормильца с указанием лиц, которые имеют на это законное право. Перечень членов собственной семьи , которые могут считаться нетрудоспособными, установлен в ч.2 статьи, а критерий нахождения на иждивении – в части 3 статьи15.
В соответствии с положениями ст.3 указанного закона, страховая пенсия - «это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Для возникновения этого права, наряду с установлением факта смерти гражданина, требуется также доказать (обосновать), что:
-умерший гражданин при жизни выступал в качестве кормильца в отношении строго определенного законом круга физических лиц, а эти лица, в свою очередь, должны быть признаны его иждивенцами;
-круг (перечень) таких иждивенцев ограничивается членством в составе семьи, т.е. наличием брачно-семейных отношений этих лиц с умершим гражданином. Согласно законодательству семья - это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство . Однако далеко не все и каждый член семьи вправе претендовать на данный вид пенсии;
- члены семьи умершего кормильца признаются субъектами права на пенсию лишь при условии, что они являются нетрудоспособными.
На основании выявленных проблем можно дать следующие рекомендации:
Интерес представляет спорное, на наш взгляд, предложение - о признании потерявшими кормильца детей, родители которых неизвестны. Действительно, такие дети признаются законодателем вообще не имеющими родителей, которые в реальности существовали или существуют, т.е. как бы потерявшими их. В то же время их приравнивание в целях пенсионного обеспечения к детям, лишившимся кормильца, неизбежно повлечет вполне обоснованный и закономерный вопрос о праве на социальную пенсию и всех детей одиноких матерей, поскольку они юридически имеют лишь одного родителя (т.е. "потеряли" отца), а это уже миллионы человек. Представляется более правомерным в таких случаях не размывать понятие потери кормильца ради назначения пенсии, а говорить о необходимости установления на детей, юридически, т.е. с точки зрения самого законодателя, не имеющих одного или обоих родителей, ежемесячного федерального (а не регионального) пособия - в размере, сопоставимом с размером рассматриваемой пенсии. Поскольку государство в данных случаях считает для себя возможным не искать и (или) не признавать реальных родителей, оно должно взять на себя ответственность за материальную поддержку их детей без искусственного расширения понятия потери кормильца.
3) Пенсия, как уже говорилось, может быть назначена не только за родителей, но и за некоторых других членов семьи, которые в семейном праве именуются алиментообязанными лицами второй очереди. Так, допускается возможность пенсионного обеспечения братьев (сестер) и внуков, но лишь при отсутствии у них трудоспособных родителей.
Представляется, что нормы семейного и пенсионного законодательства должны быть гармонизированы в пользу несовершеннолетних детей, находившихся на иждивении указанных членов семьи. Отметим, кстати, что такое решение не привело бы к сколько-нибудь заметным расходам пенсионных средств, поскольку подобные ситуации единичны.
4) Понятие иждивенца в отношении детей носит не буквальное значение. Так иждивенство детей не требует доказательств и кормильцем может быть назначен любой из родителей, независимо от реального соотношения их доходов. Научная доктрина объясняет это тем, что буквальное толкование данного понятия лишило бы пенсии детей, потерявших отца до рождения, либо мать во время родов. Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца может компенсировать не только реальные источники средств существования детей, но и потенциально возможные из них. Данная презумпция объясняется также с точки зрения