Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения лиц по потере кормильца страховой пенсией
1.1. История развития пенсионного обеспечения сирот в российском государстве
1.2. Нормативно-правовые основы обеспечения лиц по потере кормильца страховыми пенсиями
Глава 2. Характеристика понятия и выплаты потери кормильца
2.1 Понятие и основания назначения пенсии по случаю потери кормильца
2.2. Проблемные аспекты назначения и выплаты страховых пенсий по случаю потери кормильца в России
Введение
Потеря кормильца - это не только боль от потери близкого человека, но и потеря источника средств к существованию. Это особенно касается нетрудоспособных иждивенцев кормильца.
Право на социальное обеспечение является общечеловеческим правом, и оно приобретает особое значение для лиц, которые по различным причинам потеряли источник средств к существованию.
Конституция России (ст.39) предоставляет гарантии каждому в виде социального обеспечения в случае потери кормильца. Реализация гарантий осуществляется через федеральные законы, касающиеся, в частности выплаты пенсий. Так как имеется несколько законов, регулирующих данные правоотношения, выбор применимого закона зависит от статуса кормильца. Если кормилец являлся застрахованным лицом, пенсию тем, кто имеет на нее право, назначат в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Цель исследования раскрыть правовые основы страховой пенсии по случаю потери кормильца
Задачи исследования:
- раскрыть историю развития пенсионного обеспечения сирот в российском государстве
-дать характеристику нормативно-правовых основ обеспечения лиц по потере кормильца страховыми пенсиями
-определить понятие и основания назначения пенсии по случаю потери кормильца;
- рассмотреть проблемные аспекты назначения и выплаты страховых пенсий по случаю потери кормильца в России
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатами страховых пенсий по потери кормильца.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, судебная практика, практика Пенсионного фонда РФ, а также учебно-методическая литература и научные статьи по вопросам страховых пенсий по потери кормильца.
Основу нормативной базы исследования составили следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей и иные нормативно правовые акты.
Научную основу исследования составили труды отечественных ученых, специалистов в области права социального обеспечения и в частности пенсионного права как подотрасли ПСО, таких, как: Белянинова, Ю. В. , Гусова К.Н., Захарова Н.А., Мамиек Л.А., Сивакова И.В., Филь Г.Г. и другие.
Методология исследования. В процессе написания работы применялись такие методы, как: изучение и анализ научной и юридической литературы; анализ нормативно-правовой документации; сравнение; конкретизация; аналогия; классификация; обобщение; специально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.
Исходя из цели и задач выпускной квалификационной работы она имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения лиц по потере кормильца страховой пенсией
1.1. История развития пенсионного обеспечения сирот в российском государстве
Возникновение в России пенсий по потере кормильца (сиротам) в необходимо начать с самого появления пенсионного обеспечения в России как системы. Пенсионное обеспечение в истории российского государства возникло и долгое время существовала как обеспечение престарелых, нуждающихся и нетрудоспособных, в том числе и сирот. При этом основыми формами пенсионного обеспечения вышеназванных категорий являлись: содержание военнослужащих при выходе в отставку по возрасту или в связи с полученным на войне увечьем; благотворительность; опека и попечительство над малолетними; государственная помощь бедным и неимущих слоям населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины[1].
Возникновение государственной системы социального страхования связано с 1912 г. В данный год был принят обширный список законов направленный на возникновение пенсионного обеспечения: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих». Данные законно могли бы решить большую часть проблем в сфере социального обеспечения. Но начавшаяся мировая война не позволила их реализовать в полной мере.
Следует подчеркнуть, что государственное пенсионное страхование в России зародилось как система только в начале XX-го века, гораздо позднее, чем в большинстве развитых капиталистических стран. При этом система пенсионного обеспечения имела фрагментарный характер.
После революции 1917 года пенсионная система в том числе пенсии по потери кормильца были полностью изменены.
31 октября 1918 г. СНК РСФСР утвердил первый единый нормативно-правовой акт, регулирующий порядок государственного обеспечения на случай временной и постоянной утраты трудоспособности, безработицы и медицинского обслуживания, - Положение "О социальном обеспечении трудящихся"[2].
Интерес представляет тот факт, что Положение "О социальном обеспечении трудящихся" от 31 октября 1918 г. не распространялось на обеспечение по случаю потери кормильца. Указывалось, что трудоспособные члены семьи, ведущие домашнее хозяйство, обеспечиваются на общем основании за счет главы семьи. Что же касается детей, то для них планировалось ввести общественное воспитание в государственных приютах , и советское государство, ориентированное на переход к коммунизму в ближайшем будущем, не признавало необходимости социального обеспечения детей на случай утраты кормильца.
Однако возрастание социальной напряженности в условиях Гражданской войны вскоре убедило советское правительство в объективной необходимости введения государственного пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца. Первый шаг в этом направлении был сделан в отношении семей медицинских работников, погибших при ликвидации очагов эпидемий. Постановлением СНК от 28 января 1919 г. Народным комиссариатам здравоохранения, социального обеспечения и труда поручалось в трехдневный срок разработать положение об обеспечении членов семей медицинских работников, умерших во время эпидемий. Во исполнение этого предписания 1 февраля 1919 г. в "Известиях ВЦИК" было опубликовано временное совместное Положение "Об обеспечении медицинских работников, пострадавших в борьбе с эпидемиями". Документ устанавливал нормы социального обеспечения нетрудоспособных членов семей медицинских работников, погибших или получивших инвалидность в результате профессионального заболевания. Нетрудоспособность презюмировалась у несовершеннолетних детей до 16 лет, у матери, оставшейся с одним и более детьми младше 10 лет. Остальным членам семьи следовало доказать свою нетрудоспособность актом медицинского освидетельствования[3].
Впоследствии правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца распространяется на всех трудящихся. Так, в Инструкции Народного комиссариата социального обеспечения "О порядке применения Декрета СНК от 26 апреля 1919 г. "Об отмене старых пенсий и о пенсионном удовлетворении старых пенсионеров" фрагментарно упоминалось пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца: "Вдовьи пенсии... выдаются лишь при отсутствии средств к существованию и нетрудоспособности, причем нетрудоспособной считается также вдова при одном или нескольких детях в возрасте до 10 лет"[4]. Обеспечение несовершеннолетних сирот должно было определяться на основании особого Положения о социальном обеспечении детей, которое, по всей видимости, планировалось принять в скором времени.
На общегосударственном уровне пенсионное обеспечение членов семей рабочих и служащих по случаю потери кормильца было введено Декретом СНК от 28 августа 1919 г.[5]. Право на обеспечение имели только нетрудоспособные члены семей трудящихся, состоявшие на иждивении умерших кормильцев. Декрет не ограничивал круг членов семьи, имевших право на получение государственного обеспечения, определенной степенью родства с умершим. Пенсия по случаю потери кормильца могла быть назначена любому члену семьи (даже не кровному родственнику), который являлся нетрудоспособным (степень утраты трудоспособности свыше 60%), либо занятым уходом за детьми младше 12 лет, либо несовершеннолетним (до 16 лет) и находился по состоянию на дату смерти на иждивении умершего. При этом он не должен был использовать труд наемных работников, что является типичным условием социального обеспечения того времени (на классовом подходе основывалась вся система советского законодательства).
Введение пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, несомненно, было прогрессивным шагом в развитии правового регулирования советского пенсионного обеспечения.
Существовавшая в Советском союзе система пенсионного обеспечения сирот была составной частью общей системы социального обеспечения и социального страхования, предусматривающей выплаты различных видов пенсий[6].
Важным этапом развития пенсионного обеспечения сирот стало формирование программы государственного пенсионного страхования такой категории как колхозники и члены их семей. С 1 января 1965 г. государство было установлено право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо а также по случаю потери кормильца[7].
Другим этапом стало принятии в 1990 году закона № 340-1 СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Данный законно в ст. 50 устанавливал список лиц, обладающих правом на пенсию по потере кормильца, к данной категории были отнесены, как нетрудоспособные дети, так и пасынок и падчерица приобрели данное право наравне с родными детьми[8].
Данный закон просуществовал около полугода и был изменене в связи с распадом советского союза. Возникновение нового госдарства Российская Федерация привело к принятию самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В данном законе пенсиям по случаю потери кормильца была посвящена глава 4[9].
1.2. Нормативно-правовые основы обеспечения лиц по потере кормильца страховыми пенсиями
В настоящее время социальное обеспечение играет важную роль в процессе жизнедеятельности российских граждан. Это обусловлено непосредственно самими причинами, по которым оказывается поддержка различным слоям населения. Не стоит забывать о наличии в правовой системе иерархии правовых ценностей, и именно высшей ценностью - человеком и его правами обусловлен и механизм социального обеспечения.
Конституция РФ в статье 39 устанавливает общие критерии предоставления государственного обеспечения:
1. Возраст
2. Болезнь
3. Инвалидность
4. Потеря кормильца
5. Воспитание детей[10]
Особого внимания заслуживает такое вид социального обеспечения как страховая пенсия по случаю потери кормильца. Данный вид обеспечения охватывает самую важную ячейку общества и государства в целом - семью. Потеря любого члена семья ведет к существенным последствия - социальным, психологическим и экономическим. Происходит существенное снижение получаемого дохода (как правило), что ведет к вероятностному ухудшению условий жизни, как родителей, так и детей. Наблюдается экономия различных благ или же не приобретение их вовсе. В некоторых случаях можно заметить ухудшение в отношении прав ребёнка. Так в случае, если бы кормилец присутствовал - ребенку предоставлялись различные образовательные курсы, поездки и тому подобное[11].