Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Особую роль в современном менеджменте играет понятие «мотивация». Оно обширно, многообразно и динамично развивается с каждым годом обретая всё большее значение. В управлении персоналом мотивация является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов и мобилизации имеющегося потенциала сотрудников организации.
Весь процесс мотивации персонала тесно взаимосвязан с такими понятиями как «стимул» и «стимулирование». С точки зрения управления мотивация и стимулирование – эффективные средства повышения труда персонала. При определении четкой разницы этих, понятии и работы каждого из них, любой руководитель и менеджер может использовать данные механизмы для достижения поставленных целей организации. С мотивацией персонала также связана корпоративная культура компании, которая в свою очередь является основой жизненного потенциала организации. Именно через мотивацию персонала идет повышение внутренней корпоративной среды компании.
В настоящее время вопрос мотивации персонала и использования других инструментов для повышения уровня компании актуален. Сложными задачами в работе с понятием мотивация является определение факторов его работы, то есть какие именно методы нужно применить, чтобы замотивировать сотрудников организации.
Тема моей работы «Роль мотивации в поведении организации» очень актуальна.
Целью работы является раскрытие сущности понятия «мотивация» и определение её взаимосвязи с такими понятиями как: «стимул», «стимулирование» и «корпоративная культура».
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации.
Перед полным раскрытием определения «мотивация», необходимо рассмотреть такие понятия как «мотив», «потребность» и «цель», для того чтобы составить ясную картину взаимосвязей данных концепции и работы их механизма.
Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, определение которого признается каждым учеными по-разному в рамках различных теорий.
Наиболее широко известная теория мотива, которая была представлена А. Н. Леонтьевым, это теория деятельности[1]. В данной теории мотивом называется предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении.
Потребность – это внутреннее состояние индивида необходимости каких-то определенных благ, предметов или форм поведения. Именно потребности выступают в роли источника активности любого человека.
Цель – идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления человека, кроме этого под целью также подразумевают конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
В дополнение к этим определениям данных понятии на рисунке (рис. 1) изображен простой и понятно структурированный процесс взаимосвязей данных понятии (мотив, потребность и цель).
Благодаря наличию потребности весь механизм приходит к действию. После появления потребности человек начинает искать мотив, чтобы совершить какое-то действие для удовлетворения своей прихоти. Далее на очередь идет постановка цели для реализации желаемого. Затем происходит ряд действии для того чтобы добиться поставленную цель.
Рисунок 1. Взоимосвязь мотивов с потребностями, целями, поведением.
Теперь рассмотрим термин «мотивация». Впервые слово «мотивация» (от лат. mōtus «движение») употребил А. Шопенгауер в своей статье «Четыре принципа достаточной причины»[2]. Далее этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время у термина «мотивация» существует несколько определений. Из них всех ученые выделяют три, которые отражают всю суть данного термина.
- Мотивация – это побуждение к действию.
- Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
- Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.[3]
На данный момент в современной психологии используют различные способы классификации мотивации, другими словами виды мотивации.
- Экстринсивная и интринсивная мотивация
Виды мотивации, отличающиеся друг от друга по источнику мотива.
Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на человека: обстоятельств, условий, причин, не связанных с содержанием конкретной деятельности. Например: школьник участвует в математической олимпиаде, чтобы получить золотую медаль.
Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями и интересами. При внутренней мотивации человек действует «добровольно», не опираясь на внешние факторы. Например: заниматься спортом, танцами, либо же музыкой просто для поднятия настроения.
Основанием данных единиц классификации является разница в результате действия.
Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать, таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во-вторых.
Основы устойчивой мотивации являются нужды и потребности человека, для удовлетворения которых он совершает осознанные действия, не нуждаясь в каких-либо дополнительных причинах. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения.
При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, а точнее какие-то экстрастимулы до совершения действия. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.
Дополнительная классификация
Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные. Первые две мотивации различны между собой по охвату своего диапазона.
Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека. Примерами являются: чувство голода, жажда и т.д.
К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о своем потомстве, выбор вида деятельности для получения признания социума и поддержание структуры общества.
Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность или игровая деятельность.
Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:
- Побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
- Направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
- Контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.
- Стадии мотивационного процесса
Теоретически мотивация, рассматриваемая как процесс, может быть представлена в виде шести стадии [4] (см.рис.2), которые последовательно распологаются одна за другой. Данное разделение несет в себе довольно условный характер, так как в повседневной жизни нет обособленных процессов мотивации и столь четкого разграничения мотивационных стадий. Однако для уяснения логики и для более системного понимания работы мотивационного процесса данная модель разделения на стадии может быть приемлема и полезна.
Первая стадия — возникновение потребностей.
Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Её проявление может быть ограничено конкретным временем, потребность всегда начинает «требовать» от человека нахождения возможности и ее устранения. Потребности могут быть самыми различными, условно их разделяют на три группы:
- физиологические
- психологические
- социальные.
Вторая стадия — поиск путей устранения потребности.
После возникновения любой потребности человек начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то предпринять.
Третья стадия — определение целей (направления) действия.
Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить появившуюся потребность. На данной стадии происходит осознание человеком четырех моментов:
- что я должен получить, чтобы устранить потребность;
- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия — осуществление действия.
На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном итоге должны предоставить ему возможность получения желаемого для устранения какой-то потребности. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то именно на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия.
Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На пятой стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия — устранение потребности.
В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Рисунок 2. Схема мотивационного процесса.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.
Следующим, важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит оттого, какие стимулы инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Ещё одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.