Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Общая характеристика налоговой системы России)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- контроль за выполнением требований налогового законодательства;

- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.[22]

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.

- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим

налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

На сегодняшний день в налоговой системе РФ, помимо налога, есть такой экономический тип, как «сбор». Главное отличие сбора от налога — это то, что налог взыскивается, в принципе, безвозмездно, а вот уплата сбора предусматривает, при определённых условиях, некую возмездность.

Посмотрим, какие виды налогов действуют в РФ, на данный момент времени. На рисунке 2 изображена классификация налогов, которая действует в настоящее время.

Рис. 2. Классификация налогов, действующих в России[23]

Так же, налоги классифицируются по бюджетному уровню.

Федеральные налоги в РФ общеустановлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Реестр региональных налогов принят так же в НК РФ, но региональные налоги включаются в действие законами РФ и являются обязательными к уплате лишь на территории надлежащего субъекта РФ. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов.

1.3. Правовое регулирование и функции налоговой системы

Самым главным законом, который применяется в сфере налогообложения, является Налоговый кодекс (далее НК) РФ. Но существуют вопросы, касаемые налогов, которые решаются другими законодательными актами, такими как федеральный, региональный. НК РФ устанавливает общие принципы построения системы, определяет систему налогов и сборов, которые уплачиваются в бюджет, это такие налоги как: федеральные, региональные и местные. НК РФ устанавливает: виды налогов и сборов; основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений.


Об общих принципах налоговой системы, нам повествует НК РФ, а если точнее, то его первая часть. Часть вторая НК РФ устанавливает федеральные налоги и сборы, также налоги и сборы субъектов РФ, то есть региональные и местные налоги и сборы. В НК РФ также прописываются главные задачи и обязанности налогоплательщиков, среди которых, как и раньше остаётся обязанность по своевременной уплате и уплате налогов в полном объёме. Эти обязанности прописаны в самом главном нормативном документе страны - Конституция РФ.[24]

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, преимущественно расходов государства.

Назначение налоговой системы воплощается в функциях, которые она выполняет. Состав и содержание функций налоговой системы представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Состав и содержание функций налоговой системы

Таким образом в первой главе рассмотрены общие положения, характеризующие налоговую систему РФ. Далее следует изучить проблемы функционирования данной системы и направления ее совершенствования.

2. Пути совершенствования налоговой системы России

К основным проблемам действующей налоговой системы Российской Федерации можно отнести следующие:

- нестабильность налоговой политики в среднесрочной перспективе,

- чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика,

- низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий,

- чрезмерное распространение и неэффективность налоговых льгот, что приводит к существенным потерям бюджетов,

- отсутствие налоговых стимулов для развития реального сектора экономики,

- влияние эффекта инфляционного налогообложения (в условиях инфляции финансовый капитал с длительным циклом оборота - фермерский, промышленный - несет дополнительную налоговую нагрузку),


- высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы, плоская шкала налога на доходы физических лиц, перенос основного налогового бремени на производственные отрасли, высокий уровень теневой экономики.

И еще одна проблема заключается в том, что наряду с Налоговым кодексом Российской Федерации вводятся в действие многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и тому подобное.[25]

Увеличение документооборота затрудняет работу налоговых органов и усложняет хозяйственную деятельность предприятий.

С точки зрения научного анализа вопросов законодательства в области налогообложения, целесообразно отметить следующее. Налоговый кодекс Российской Федерации не раскрывает в полном объеме комплексный характер налоговых отношений как особых властных правоотношений, возникающих в процессе налогообложения. В частности, вводимые налоги, как правило, не подкрепляются соответствующей экономико-правовой документацией и разъяснениями в средствах массовой информации. Отсутствуют ссылки на конституционные основы установления того или иного налога, не обосновываются связи между необходимостью повышения доходов бюджетов и интересами налогоплательщиков.[26]

Кроме того, понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально, как правило, не комментируется, а в практике бюджетной политики ассигнования на исполнение социальных расходных обязательств секвестируются в первую очередь. Поэтому, в соответствии с законодательством, среди функций налогообложения, конечно же, на первый план выходит фискальная.

Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике, однако укрытым от налогообложения капиталам крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу. Крупные финансовые инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику их накопления, поэтому, единожды попав в теневой оборот, капиталы так в нем, к сожалению, остаются и вывозятся за границу.

Пути совершенствования национальной налоговой системы мы условно объединили в три блока.

Первое - налоговое стимулирование инновационной деятельности.

Второе - меры, принимаемые в отношении отдельных налогов.

И третье - совершенствование налогового администрирования.

По стимулированию инновационной деятельности предприятий было бы целесообразно предусмотреть:


- снижение для отдельных категорий плательщиков совокупной ставки страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка;

- изменение подходов классификации основных средств на группы и определения норм амортизации этих групп;

- уточнение порядка учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы;

- закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий;

- создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР;

- сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;

- освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

- создание благоприятных условий налогового администрирования для налоговых компаний и передача полномочий по принятию решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации и увеличение его размера.

Следует также предусмотреть меры совершенствования по отдельным налогам. По налогу на прибыль организации: сокращение возможности минимизации налогообложения, решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов. По акцизам: изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых: проведение анализа целесообразности установления понижающего коэффициента к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами; создание налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению оптимального размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа, с учетом динамики цен на газ и продолжение создания механизма перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе финансово-хозяйственной деятельности (налог на добавочный доход).


По специальным налоговым режимам следует совершенствовать, конечно же, упрощенную систему налогообложения.

В области налогового администрирования целесообразно предусмотреть:

- совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

- совершенствование порядка учета налогоплательщиков, в том числе консолидированных групп налогоплательщиков;

- расширение электронного документооборота в налоговой сфере;

- ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения;

- упрощение администрирования налогообложения физических лиц.

Таким образом, в целом налоговую политику, в среднесрочной перспективе следует направить на противодействие негативным эффектам от экономических санкций, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Можно выделить следующие основные предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации.

Первое - это снижение общей налоговой нагрузки за счет отмены целого ряда налоговых льгот. Мы уже сегодня говорили, что многие налоговые льготы неэффективны.

Упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов. Также совершенствование работы налоговых органов за счет осуществления постоянного контроля качества налоговых органов.

Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста, поэтому с особой осторожностью следует отнестись к вопросу введения прогрессивной шкалы подоходного налога.

Совершенствование работы, направленной на снижение задолженности в бюджетную систему по налогам и сборам.

Необходимо повысить налогообложение дивидендов акционеров крупных компаний.

Необходимо упростить методику расчета по налогу на добавленную стоимость для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС.

Целесообразно снизить или отменить налоги для производителей товаров широкого потребления на малые обрабатывающие инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри нашей страны.

Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем налоговых деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. При их заполнении, конечно же, могут возникнуть риски ошибок, последствия которых могут привести к административной или уголовной ответственности налогоплательщика.