Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Общая характеристика налоговой системы России)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российская система налогообложения по отношению косвенного и прямого налогообложения друг к другу, была задумана исходя из того, что фискальную задачу должны осуществлять главным образом косвенные налоги, а прямые налоги играют роль экономического контроля доходов корпораций и физических лиц. В то же время налоговую систему России, которая обеспечивает доходную часть государственного бюджета с того момента, когда она образовалась и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, которая построена на доминировании косвенного налогообложения.

Пока в налоговой системе доминируют прямые налоги, можно увидеть, как значимость косвенных налогов увеличивается. Можно подтвердить это тем, что значительный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет России с 1998 по 2004 г. увеличился с 31,7 до 52,5 %, то есть за 6 лет, увеличился на 20,8 %.[9]

1 января 1999 г., была утверждена 1я часть Налогового кодекса РФ[10], в 2000 г. приняли 2-ую часть[11]. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

В 2004 г. оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

1.2. Структура налоговой системы РФ

Структура налогов, которая действует на территории нашей страны в текущий период времени, доказывает то, что основная часть налогов уплачивается юридическими лицами. То есть, из 14 налогов 9 налогов уплачивает только юридические лица, далее, 3 налога уплачивают как юридические, так и физические лица и 2 налога уплачивают только физические лица.[12]

Данная особенность структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов вызвана следующими обстоятельствами. Во-первых, это связано с низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой. Во- вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения. В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов - так называемая «теневая экономика». В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем сокрытие доходов предприятий и организаций.


Налоговая система России, которая действует в данный момент времени, практически введена с 1992 г. Какие-либо Налоговые правоотношения с 1.01.2005 г. регулируются Налоговым Кодексом РФ. НК РФ - кодифицированный законодательный акт, который устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации, он состоит из двух частей: часть первая, это общая часть, в ней установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая, она значится как специальная или особенная часть, а эта часть устанавливает порядок обложения каждым из установленных в стране налогов или сборов.[13]

Налоги - это обязательные платежи, как для юридических лиц, так и для физических лиц, которые поступают в доход государства.[14] Следовательно, налоги обязаны платить все. Тем не менее, это совсем не говорит о том, что те, кто их уплачивают, получают что-то взамен. Как правило, данные выплаты являются как обязательными и принудительными, так и безвозмездными. Однако налоги необходимы: с их помощью государство оказывает влияние на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или подавлять установленные виды деятельности, концентрировать развитие тех или иных отраслей промышленности, оказывать влияние на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. При том что налоги, чаще всего, вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство жить не смогут.

Экономическое определение налога можно трактовать следующим образом, налог — это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.[15]

Структура налоговой системы РФ представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура налоговой системы РФ

Налоговая система - это совокупность налогов, которая установлена законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.[16]

Налоговая система РФ включает: федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на прибыль, гос. пошлины, таможенные пошлины и сборы, экологический, федеральные лицензионные сборы); налоги и сборы субъектов РФ - региональные (налог на имущество организаций, на недвижимость, на игорный бизнес); местные налоги и сборы (земельный налог, на имущество ФЛ, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы).


Финансово-экономическая политика государства имеет очень хороший инструмент реализации, которым является налоговая система. Так же, налоги регулируют социально-экономические процессы. Но задачи, которые относятся к каким-либо экономическим, финансовым, социальным и др. процессам, решаются не автоматически путем введения системы налогов.

Принципы, на которых построена налоговая система и каждый налог, как раз- таки и указывают на ответственность, которая на них возложена.

К фундаментальным принципам, которые получили общее признание, можно отнести:

-принцип справедливости налогообложения;

-определенность и точность налогов;

-удобство сроков и способов уплаты;

-экономичность налогов, то есть расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того иного налога.

Для налоговой системы РФ, точно также, как и для других стран, которые функционируют в странах федеративного типа государственного устройства, в первых рядах стоит принцип единства, характеристика данного принципа состоит в том, что вся налоговая система должна быть единой, не важно на какой территории страны она действует.

Не стоит забывать и о том, что региональные, местные налоговые органы, не должны самостоятельно создавать свою налоговую систему, так как это приведёт к нарушению налогового пространства.

Таким образом, налоговая система - это совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

Налоговую систему России можно определить, как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их

плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

- федеральный;

- региональный;

- местный.[17]

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:


- НДФЛ;

- налог на прибыль организаций;

- НДС;

- акцизы;

- водный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- госпошлина.[18]

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- торговый сбор.[19]

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В РФ косвенных налога всего два, это НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Элементы налоговой системы Российской Федерации. Ранее было оговорено, что налоговая система РФ, прежде всего, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

- все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;

- субъекты обложения налогами и сборами;

- нормативно-правовая основа;

- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.[20]


Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (налоговый период составляет год).

Налоговая система РФ имеет трёх уровневую структуру, поэтому законодательная база о налогах и сборах также делится на три уровня[21]:

- Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ;

- Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны;

- Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

К системе налоговых органов РФ относятся:

- Министерство финансов РФ;

- Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

- учет плательщиков налогов и сборов;