Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Общая характеристика налоговой системы России)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Введение
Налоговая система Российской Федерации последние 10 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.
Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Длительное время правовая база регулирования налоговых отношений представляла собой конгломерат правовых норм, рассредоточенных по законодательным актам разной отраслевой принадлежности, принятым в разное время. Поэтому одной из основных задач реформы является создание целостной и внутренне согласованной системы правовых норм, определяющих основные условия налогообложения в государстве в рамках принятой концепции единой налоговой системы. Важным вопросом при построении налоговой системы федеративного государства, такого как Российская Федерация, является нахождение верного баланса между фискальными полномочиями центра и регионов. С одной стороны, это влияет на политическую согласованность действий федеральной и региональной власти, а с другой - на эффективность всей бюджетно-налоговой системы в целом. Излишняя централизация налоговых полномочий приводит к увеличению затрат на предоставление ряда государственных услуг, к зависимости региональных властей, в конечном счёте, к определённой политической напряжённости в отношениях между федерацией и её субъектами. Слишком большая степень децентрализации может привести к коллизиям в налогообложении между разными субъектами федерации и создаёт угрозу единому политическому и экономическому пространству страны.
В настоящее время, вносимые изменения и дополнения в Налоговый кодек Российской Федерации требуют постоянного изучения налогового законодательства. Данные обстоятельства и определяют актуальность исследования.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является совокупность норм и правил, с помощью которых осуществляется нормативно-правовая регламентация обеспечения развития налоговой системы Российской Федерации.
Цель исследования работы - изучение действующей в настоящее время налоговой системы Российской Федерации, выявление недостатков и перспектив совершенствования налоговой системы.
Названная цель реализуется путем решения следующих задач:
1. Рассмотрение различных подходов к определению налоговой системы Российской Федерации.
2. Анализ становления и развития законодательства о налоговой системе Российской Федерации.
3. Изучение общей характеристики федеральных, региональных и местных налогов Российской Федерации.
4. Определение основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации о налоговой системе.
Теоретическую основу исследования составили теоретические и научно-практические работы российских ученых по вопросам налогового законодательства, в общем, и налоговой системы - в частности.
Структура работы обусловлена целями и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Общая характеристика налоговой системы России
1.1. История развития налоговой системы России
О том, что нужны поступления в казну, задумались еще в Древнерусском государстве в IX веке. В те времена повсеместно взималась дань. После становления Киевского государства дань была реформирована в подымную подать.[1]
Период Золотой Орды стал обременительным для простого населения в том, что касалось сборов податей. Разоренное государство нуждалось в пополнении казны. Кроме того, следовало было регулярно платить дань монгольским ханам. Следует отметить, что в то время повсеместно была распространена система в виде натуральных сборов и прямых взносов послам от монгольских ханов.
Экономическая система России была подвергнута глобальным переменам в период правления императора Петра I. Он ввел множество налогов и сборов, самыми известными из которых стали подушный налог и налог на бороды. Этот период примечателен еще и тем, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков. Они контролировали процесс уплаты налогов и сборов, а также придумывали новые налоги и сборы.
Следующим важным этапом в становлении налоговой системы России является период после отмены крепостного права в 1861 г. Под обложение теперь попадали земельные угодья и доходы от недвижимого имущества. Введены винные и табачные акцизы, таможенные сборы.[2]
Когда экономика государства начала трещать по швам, то было решено в 1918 г. ввести 10-миллиардный налог, и именно в тот момент налоги перестали играть основополагающую роль экономического роста государства.
Однако вступив на путь построения социализма СССР отошел от идеи развития налоговой системы государства.
К концу 20-х годов XX в. чиновничий аппарат просчитался в экономической и финансовой политике, ввиду чего была создана громоздкая бюджетная система. Данная манипуляция повлекла поступление 86 различных видов налогов и иных платежей в казну. В период новой экономической политики (далее НЭП), когда налоговая система возродилась, основными статьями дохода государства стали прямые налоги. В начале 1921 г. был введен ряд налогов, таких как: промысловый, акцизы на алкоголь, спички, табачные изделия и т.д.[3]
Советскую Россию ждали большие перемены после принятия НЭП в 1921 г. Она практически вернула в действие ту систему налогов и сборов, которая существовала в России до событий Октябрьской революции 1917 г. Обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Но в период с 1930 по 1932 г. была полностью упразднена акцизная система. Предприятия начали уплачивать налоги с прибыли и оборота.
При НЭПе налоги начали понемногу возрождаться в крайне специфических условиях. Ведь для современного общества ясно, что финансовая политика без финансов является парадоксом.
Массовым фоном стало уничтожение в 30-е г. системы налогообложения государства. Однако развитие производственных отношений не стояло на месте.
С 30-х годов налоговую систему заменили методиками по изъятию прибыли, дополняемыми административно-командным распределением финансовых ресурсов по отраслям и территориям.[4]
В 1930 г. был введен законодательный акт налоговых реформ, который отвечал за изменение состава и качества платежей и отчислений в государственную казну. Ввели два вида налога: с оборота и отчисления от прибыли - которые сыграли роль основных видов налоговых поступлений в бюджет. В свою очередь налог с оборота объединил в себе лесной доход, акцизы, страховые платежи и т.д.
Спустя время реформы коснулись систем платежей государственных предприятий после чего изменили суть налогообложения с населения. Видоизменился и сам подоходный налог, который отныне включал в себя сторонние налоги с населения. В свою очередь ряд других налогов был отменен. Потеряв свою изначальную форму промысловый налог со временем изменился и стал называться налогом с кустарей и ремесленников.
Тем временем доход казны государства формировался за счет изъятия валового национального продукта, что осуществлялось на основании монополии государства.
Все последующие налоговые реформы были связаны с началом Великой Отечественной Войны. С самого начала войны было решено ввести военный налог, после ввели налог на холостяков, с целью поддержки одиноких матерей. Налог с оборота по-прежнему оставался основным видом дохода государства, он также составлял 41 % от общего дохода в бюджет.[5]
ВОВ (Великая Отечественная война) стала большим испытанием для СССР. В период с 1941 по 1945 г. большая часть средств государства направлялась на содержание армии и создание средств обороны, оружия. Во время ВОВ и после ее окончания вводились весьма любопытные с точки зрения современных экономистов налоги, например, налог на холостяков, сборы для одинокого и малосемейного населения. Эти налоги и сборы были призваны повысить рождаемость и увеличить работоспособное в будущем население. Примечательно, что «холостяцкий» налог просуществовал вплоть до 1990 г.
Со временем, помимо налога с оборота было предложено ввести подоходный налог, налог на прибыль, отчисления в фонды. В начале 1960-х г. начинают действовать первые льготы, направленные на освобождение от подоходного налога ряда лиц, занимающихся научно-техническими изысканиями.
Налоговая система времен 1970-х г. явилась прототипом налоговой системы 1991 г.
В 1980-е г. налоговая система России пережила свое очередное воскрешение. Было решено более тщательно прорабатывать налоговую политику, так как общий государственный доход серьезно зависел от данных отчислений.[6]
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 г. была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу.
В декабре 1991 г. был принят пакет законопроектов, который стал основой для ныне действующей налоговой системы РФ. Среди данных документов были: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и т.д. Данные законопроекты достаточно полно ответили на вопрос влияния налогов на бюджет, их распределения, были определены плательщики данных сборов, ввиду чего сразу же закрепились все их права и обязанности в двустороннем порядке. На данный момент мы можем наблюдать ту же самую налоговую систему, только с огромным рядом дополнений и совершенствований.
Система налогообложения РФ в сравнении с советской налоговой системой изменилась крайне существенно ввиду перехода на рыночный тип экономических отношений. В первую очередь новые изменения коснулись появления новых видов налоговых платежей и отчислений, как, к примеру, появление подоходного налога и налога на имущество, НДС, налога на прибыль, акцизы, которые составляют основную часть прибыли любого современного государства. Данные виды налоговых поступлений в 1998 г. обеспечили почти 90 % от общего дохода государства.
Стоит отметить, что все реформы, которые были проведены скорее направлены на получение прибыли в бюджет государства, потому они ни коим образом так и не коснулись как порядка взимания, так и методов начисления налогов, что говорило о приверженности к советской практике.
В 1995 г. был проведен второй ряд налоговых реформ, направленный на включение внебюджетных фондов в бюджет страны кроме 4 видов социальных фондов.
После кризиса 1998 г. правительство государства предприняло меры по стабилизации налоговых реформ, так как стало ясно, что в периоды финансовой неустойчивости страны, ее финансовое положение находится под вопросом, что означает необходимость наращивания ее экономической позиции на рынке.[7]
В 1998 г. начался современный этап реформирования российской налоговой системы, благодаря этому этапу был совершён важный шаг, который вёл к упрощению налоговой системы России и к основанию твердой правовой основы налоговых отношений. В 1998 г. появилось Министерство по налогам и сборам. Уже 1 января 1999 г., была принята Первая часть Налогового Кодекса Российской Федерации. После того, как была принята Первая часть НК, Закон об основах налоговой системы утратил силу, но положения утратившего закона, всё-таки нашли отражение в принятом документе. Естественно, что многочисленные законы, регламентирующие исчисление и уплату отдельных налогов и сборов, продолжали действовать. Спустя год, то есть в 2000 г., приняли вторую часть НК РФ, официально вступившая в силу с 1 января 2001 г., именно этот документ нёс в себе информацию об объединение всех законодательных актах по отдельным налогам и сборам.
Когда формировалась налоговая система, большое значение имело определение наилучшего соотношения между прямыми и косвенными налогами.[8] Прямые налоги, большей частью, имеют отношение к платёжеспособным гражданам. Косвенные налоги приходятся на долю общераспространённого предмета, потребление которых не имеют прямого отношения к соответствию с имущественной состоятельностью потребителей, соответственно бедные слои населения воспринимают их очень тяжело. Взимание прямых налогов не требует сложной организации контроля производства, сбыта и потребления товаров, как это имеет место при взимании косвенных налогов, и, следовательно, требует меньших затрат. Если же говорить о прямых налогах в бюджетном отношении, то у них есть большое преимущество, так как именно они являются стабильной устойчивостью бюджета.