Файл: Теоретические аспекты анализа формирования и использования прибыли организации.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и функции прибыли организации
1.2 Методы анализа распределения и использования прибыли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СТРОЙМАРКЕТ»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности
2.3 Анализ формирования, распределения и использования прибыли
3.1 Рекомендации по оптимизации распределения и использования прибыли
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ООО «СТРОЙМАРКЕТ»
Приложение Б. Основные показатели деятельности ООО «СТРОЙМАРКЕТ» за 2017-2019 гг
Знание основных механизмов формирования прибыли, а также использование этих методов на практике, является эффективным управлением прибылью. Формирование прибыли должно быть обеспечено только совместно с управлением ее распределения.
Организации необходимо рассмотреть каждый цикл распределения прибыли отчетного года, который дает представление об эффективных условиях ее формирования в будущих периодах.
Таким образом, вся прибыль организации формируется под влиянием определенных факторов, которые бывают двух видов: внутренние и внешние. Результаты проведенного факторного анализа помогают определить резервы повышения эффективности деятельности организации [16, с. 109].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СТРОЙМАРКЕТ»
2.1 Краткая характеристика организации
Наименование исследуемого предприятия – ООО «Строймаркет».
В мае 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 № 14 – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основе нового оборудования фабрики было создано новое предприятие – общество с ограниченной ответственностью Обогатительная фабрика «Анжерская».
В настоящее время численность ООО «Строймаркет» составляет 795 человек, что соответствует производственному проекту предприятия.
Основной целью создания Общества является осуществление хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли.
ООО «Строймаркет» осуществляет основной вид деятельности переработка и обогащение каменных углей.
Кроме того, Общество имеет право:
- осуществлять проектные, опытно – конструкторские и научно – изыскательские работы в области переработки и обогащения полезных ископаемых;
- заниматься разработкой новейших технологий для практической реализации основного вида деятельности;
- осуществлять производство промышленного оборудования и строительных материалов;
- выполнять строительство бытовых, жилых и производственных помещений;
- заниматься рекультивацией и строительством, реконструкцией и поддержанием производственных мощностей углеперерабатывающих
предприятий;
- выполнять строительные, ремонтные и восстановительные работы;
- организовывать новые и совершенствовать действующих производств;
- заниматься разработкой и внедрением в производство малоотходных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;
Обществом в результате переработки и обогащения углей выпускается следующая продукция:
- уголь каменный марки КС, концентрат крупностью 0 – 100 мм.; - уголь каменный марки КС, промпродукт крупностью 0 –100 мм.; – порода – отходы обогащения, класс опасности – IV.
Основными принципами работы ООО «Строймаркет» является нацеленность на результат и качество выпускаемой продукции. Все характеристики выпускаемого угольного концентрата (влага, зольность, процент выхода и т.д.) согласовываются с заказчиками.
К специфическим особенностям углеобогатительного производства относятся:
- последовательность, поточность и непрерывность производства;
- выделение на отдельных технологических операциях пыли и газа во взрывоопасных концентрациях;
- повышенные влажность и температура в отдельных помещениях и на отдельных операциях;
- соединение транспортными трактами производственных помещений, различающихся по степени взрыво-, пожаро- и электроопасности;
- коллективные формы организации труда (отсутствие постоянных рабочих мест).
Организационная структура ООО «Строймаркет» составлена схематично на основании должностных инструкций, штатного расписания. (Приложение А)
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности
Для краткой характеристики ООО «Строймаркет» проанализируем динамику изменения основных показателей деятельности за 2018-2019 гг.
Динамику изменения основных показателей деятельности исследуемого предприятия рассчитали на основании Бухгалтерской отчетности, а именно:
- Бухгалтерского баланса на 1 декабря 2018 года, который содержал информацию по показателям на 1 декабря 2019 года и на 1 декабря 2017 г.
Основные показатели деятельности ООО «Строймаркет» за 2017-2019 гг. представлены в таблице 1 (Приложение Б).
Для наглядной демонстрации проанализируем графики изменения основных экономических показателей деятельности ООО «Строймаркет».
2403
2415
2201
2050
2100
2150
2200
2250
2300
2350
2400
2450
2017
г.
2018
г.
2019
г.
тыс. руб
.
год
Рисунок 1 – Выпуск концентрата
В ООО «Строймаркет» наблюдается в анализируемый период динамика снижения выпуска концентрата, то есть снижается на более чем 200 тысяч тонн объем выпуска продукции. Данный показатель говорит о проблеме в формировании прибыли.
202857
388764
492040
200543
374046
479458
0
100000
200000
300000
400000
500000
600000
2017
г.
2018
г.
2019
г.
Реализация продукции
Затраты на реализацию продукции
Рисунок 2 – Динамика изменения затрат на реализацию продукции и показателя реализации продукции за 2017-2019 гг. ООО «Строймаркет»
Динамика изменения выручки от реализации и затрат на реализованную продукцию показывает скачок на 45% благодаря увеличению продаж, а именно показателя «отгрузка концентрата».
Следует отметить, что существует показатель выпуска и реализации продукции, который отличается существенно.
2403
2415
2201
1731
1419
2194
0
500
1000
1500
2000
2500
3000
2017
г.
2018
г.
2019
г.
Выпуск концентрата
Отгрузка концентрата
т
онн
.
год
Рисунок 3 – Динамика изменения выпуска концентрата и отгрузки
В ООО «Строймаркет» объем выпуска в 2017 и 2018 годах был значительно больше показателя отгрузки, что свидетельствует о наличии убытков и неэффективном управлении запасами организации. В 2019 году наглядно видно, что показатель выпуска и отгрузки находится на одном уровне.
Для анализа предприятия необходимо провести анализ персонала в таблице 2 и на рисунке 5.
Таблица 2 – Численность персонала ООО «Строймаркет» по категориям за период 2017–2019 гг.
Категории работников |
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолютные изменения |
Темп роста, % |
||||
2018 - 2017 |
2019- 2018 |
2019 - 2017 |
2019 / 2018 |
2019/ 2018 |
2019 / 2018 |
||||
Среднесписочная численность, чел |
826 |
801 |
795 |
-25 |
-6 |
-31 |
97,0 |
99,3 |
96,2 |
В том числе: |
|||||||||
Административно-управленческий персонал |
60 |
63 |
58 |
3 |
-5 |
-2 |
105 |
92,1 |
96,7 |
-торгово-оперативный персонал |
500 |
520 |
487 |
20 |
-33 |
-13 |
104 |
93,7 |
97,4 |
-вспомогательный персонал |
266 |
218 |
250 |
-48 |
32 |
-16 |
82 |
114,7 |
94,0 |
Среднесписочная численность персонала снижалась за счет изменения в категории оперативного персонала, административно-управленческий персонал находился на том же уровне.
Общая среднесписочная численность снижалась, неизменным остался административно-управленческий персонал. Торгово-оперативный персонал сократился на 7%, однако в показателях производства динамика положительная, что говорит о высоком уровне менеджмента на всех уровнях руководства.
Таблица 3 – Анализ движение персонала предприятия
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолютные изменения |
Темп роста,% |
||||
2018 - 2017 |
2019- 2018 |
2019 - 2017 |
2017/ 2019 |
2019/ 2018 |
2019/ 2017 |
||||
Среднесписочная численность, чел |
826 |
801 |
795 |
-25 |
-6 |
-31 |
97 |
99,3 |
96,2 |
Принято, чел. |
28 |
25 |
33 |
-3 |
8 |
5 |
89 |
132,0 |
117,9 |
Выбыло, чел. |
53 |
31 |
44 |
-22 |
13 |
-9 |
58 |
141,9 |
83,0 |
Текучесть, чел. |
45 |
55 |
65 |
10 |
10 |
20 |
122 |
118,2 |
144,4 |
Коэффициент приема работников |
0,034 |
0,031 |
0,042 |
-0,003 |
0,010 |
0,008 |
92 |
133,0 |
122,5 |
Коэффициент выбытия работников |
0,064 |
0,039 |
0,055 |
-0,025 |
0,017 |
-0,009 |
60 |
143,0 |
86,3 |
Коэффициент текучести |
0,054 |
0,069 |
0,082 |
0,014 |
0,013 |
0,027 |
126 |
119,1 |
150,1 |
Коэффициентобщего оборота работников |
0,098 |
0,070 |
0,097 |
-0,028 |
-0,027 |
-0,001 |
71 |
138,5 |
98,8 |
Учитывая снижение среднесписочной численности персонала необходимо проанализировать коэффициент общего оборота в ООО «Строймаркет».
В 2019 году присутствует тенденция к снижению числа принятых и числа выбывших сотрудников, в 2019 года наблюдается динамика роста. Коэффициент приема работников увеличивается за счет увеличения численности приема сотрудников и уменьшения среднесписочной численности, в силу масштаба исследуемого предприятия, данный показатель находится на оптимальном уровне.
Таблица 4 –Анализ показателей по труду
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолютные изменения |
Темп роста, % |
||||
2018- 2017 |
2019- 2018 |
2019- 2017 |
2018/ 2017 |
2019/ 2017 |
2019/ 2017 |
||||
Среднесписочная численность |
826 |
801 |
795 |
-25,0 |
-6,0 |
-31,0 |
97 |
99,3 |
96,2 |
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
15199,6 |
15173,8 |
15129,2 |
-25,8 |
-44,6 |
-70,4 |
100 |
99,7 |
99,5 |
Среднемесячная заработная плат, руб. |
18,40 |
18,94 |
19,03 |
0,5 |
0,1 |
0,6 |
103 |
100,5 |
103,4 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
9753,29 |
10162,46 |
6672,31 |
409,2 |
- 3490,2 |
3081,0 |
104 |
65,7 |
68,4 |
Наблюдается тенденция снижения фонда оплаты труда. Так как среднесписочная численность персонала сократилась, то и затраты на оплату труда также сократились, сокращение составило менее 1%, однако в абсолютном выражении более 70 тыс.руб.
Производительность труда изменялась в силу изменения выручки и изменения численности персонала. Расходы на 1 работника составляют почти 19 тыс.руб.
Данный подробный анализ персонала необходим для оптимизации сотрудников ООО «Строймаркет», для обоснования различий между показателями выпуска и реализации от среднесписочной численности.
2.3 Анализ формирования, распределения и использования прибыли
Для проведения анализа по формированию и использованию прибыли необходимо изучить активы и пассивы баланса.
Таблица 5 – Динамика активов и пассивов ООО «Строймаркет» за 2017–2019 гг.
Показатель |
Значение показателя |
Изменение за анализируемый период |
|||||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
тыс. руб. (2019-2017) |
±% (2019- 2017) |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
на начало анализируемого периода (2017) |
на конец анализируемого периода (2018) |
|||
Актив |
|||||||
1.Внеоборотные активы |
62 529 |
76 524 |
85 060 |
45,4 |
62,4 |
+22 531 |
+36 |
в том числе: основные средства |
2 705 |
3 165 |
– |
2 |
– |
-2 705 |
-100 |
нематериальные активы |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2.Оборотные, всего |
75 155 |
101 303 |
51 279 |
54,6 |
37,6 |
-23 876 |
-31,8 |
в том числе: запасы |
11 981 |
13 240 |
– |
8,7 |
– |
-11 981 |
-100 |
дебиторская задолженность |
58 561 |
84 794 |
38 818 |
42,5 |
28,5 |
-19 743 |
-33,7 |
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
514 |
202 |
1 |
0,4 |
<0,1 |
-513 |
-99,8 |
Пассив |
|||||||
1.Собственный капитал |
-158 733 |
-212 987 |
-253069 |
-115,3 |
-185,6 |
-94 336 |
↓ |
2.Долгосрочные обязательства, всего |
121 |
121 |
96 |
0,1 |
0,1 |
-25 |
-20,7 |
в том числе: заемные средства |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
3.Краткосрочные обязательства*, всего |
296 296 |
390 693 |
389 312 |
215,2 |
285,5 |
+93 016 |
+31,4 |
в том числе: заемные средства |
239 548 |
270 883 |
311 524 |
174 |
228,5 |
+71 976 |
+30 |
Валюта баланса |
137 684 |
177 827 |
136 339 |
100 |
100 |
-1 345 |
-1 |