Файл: .Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развитие физической культуры и спорта в России является приоритетной функцией государства, от которой зависит физическое и интеллектуальное развитие способностей человека, общества, совершенствования двигательной активности индивида и формирования здорового образа жизни нации в целом, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В связи с этим одним из ключевых направлений государственной политики Российской Федерации в настоящее время является популяризация спорта и здорового образа жизни среди населения.

«Настоящий спорт не имеет границ и национальностей. Он вне политики и направлен исключительно на созидание и объединение. В этом его огромная роль сегодня. Последовательно решая задачу развития спорта внутри страны, Россия всегда готова активно участвовать в международной работе» - Президент Российской Федерации В.В.Путин.

В любой стране, в любое время, вне зависимости от политической, экономической и социальной ситуации, проходили важнейшие спортивные события, а места их проведения становились центрами притяжения населения и формирования спортивной нации. Немаловажной является работа по проведению на достойном уровне Олимпиады в Сочи в 2014 году, а также Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. Эти крупные имиджевые события внесли неотъемлемый вклад в формирование у молодежи позитивного мышления в отношении спорта и физической культуры. Однако процент привлеченных к ЗОЖ граждан все еще не так велик, необходимо привлечение к здоровому образу жизни более широких слоев населения: граждан среднего возраста и пожилых людей.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 18-30% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Данная отрицательная статистика прежде всего основана на нежелании молодого поколения заниматься спортом и распространении среди них вредных привычек., существенна также проблема недоступности спортивных объектов и сооружений в малых городах и населенных пунктах и многое другое.

В связи с этим следует отметить, что данная проблема является комплексной и нуждается в комплексном подходе в ее изучении.

Предметом данного исследования является индустрия спорта, объектом современное состояние индустрии спорта в Российской Федерации.

Целью данного исследования является исследование современного состояния спорта и физической культуры в России и пути его совершенствования. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:


    • рассмотреть основные аспекты развития спортивной индустрии в Российской Федерации на современном этапе;
    • выявить направления деятельности по развитию физической культуры и спорта;
    • изучить Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации;
    • исследовать нормативно-правового регулирования индустрии спорта;
    • проанализировать Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
    • выявить перспективы развития индустрии спорта в Российской Федерации.

При написании данной курсовой работы был использован метод анализа нормативно-правовой базы, ивент-анализ Интернет-ресурсов, анализ профессиональной литературы.

1.Основные аспекты развития спортивной индустрии в Российской Федерации на современном этапе

1.1. Развитие физической культуры и спорта как направление государственной политики

В настоящее время тема спортивной индустрии, спортивного менеджмента, олимпиад становится все более актуальной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека.

С каждым годом интерес к спорту все возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии.

Сегодня Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта, в том числе и в ши­рокой пропаганде, как это было во времена СССР. В то же время государ­ство реально оценивает состояние спорта сегодня и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может послужить принятая Правитель­ством РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Основная цель стратегии - создать условия, которые обеспечивают возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, постоянно зани­маться физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортив­ной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта [1].


Данная стратегия разделена на этапы: 1 этап (2009-2015) и 2 этап (2016-2020). 1 этап закончился 3 года назад и уже подведены итоги реализа­ции данной стратегии:

  1. К 2015 году количество занимающихся физической культурой достигло 31,7% от всего населения.
  2. По сравнению с 2008 годом количество студентов и учащихся занимаю­щихся спортом увеличилось на 26% и к 2015 году составило 68,9%.
  3. Россиян, постоянно занимающихся физической культурой стало на 10 млн. больше.
  4. Уровень обеспеченности населения спортивными объектами увеличился на 7% и достиг до 31%.
  5. Достигнут плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров- преподавателей физкультурно-спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек).
  6. Комплексные спортивные мероприятия и спортивные фестивали позво­лили привлечь к соревновательной деятельности около 80 млн человек, что со­ставляет больше половины от населения страны [2].

Несмотря на значимые успехи данной стратегии и наших спортсменов, в России все еще существует слишком много проблем в спортивной сфере, такие как:

  • не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.);
  • отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей);
  • отсутствие массового привлечения потребителей;
  • проблема популяризации спорта.

Как заявил управляющий партнер Mildberry Sports Lab (агентство спортив­ного маркетинга) Олег Бериев, спорт - это очень хороший бизнес во всех стра­нах, кроме России, так как в России государство берет на себя полную ответ­ственность за развитие спорта, что приводит к отсутствию интереса у компаний вкладывать деньги в эту сферу. По словам исполнительного директора АНО «Спорт высших достижений» Федора Щербакова на поддержку спорта государ­ство тратит в целом около $3 млрд из бюджетов всех уровней. В такой ситуации у спортивных организаций нет стимула зарабатывать деньги, а у инвесторов нет желания инвестировать в спорт, при том что в этой среде отсутствуют четкие правила игры, резюмирует Бериев.

Для сравнения отметим, что в Германии, например, на развитие профессио­нального спорта выделяется 160 млн евро в год, что приблизительно в 16 раз меньше названной суммы в России; в Великобритании правительство тратит около 100 млн евро в год, причем треть дохода поступает от фонда национальной лотереи, но в отличие от Германии, британцы вкладывают деньги в те виды спорта, где они могут гарантированно получить медали, в то время как немцы пытаются развивать все виды спорта одновременно. В США спорт поддержива­ется вовсе не государством, а специальным комитетом Олимпийский коми­тет США (USOC), основной доход которого - это спонсорство. В год комитет тратит примерно 140 млн долл. США на развитие спорта [3].


Из этого можно сделать вывод, что в России развитие спортивной инду­стрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и кон­куренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэф­фективному расходованию денежных средств.

Можно выделить несколько серьёзных проблем, мешающих развитию спор­тивной индустрии и обостряющих отношения между государством и бизнесом. Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, которая проявляется в государственном воздействии на бизнес и в регулировании рыночного хозяй­ства. Одним из решений данной проблемы стала практика государственно-част­ного партнёрства. Для нормального взаимодействия и выгодного сотрудниче­ства, этого явно недостаточно. Следующая проблема -проблема управления спортивной индустрии. Практика не раз показывала, что производством лучше управляет бизнес, а не государство, но введение такого принципа на данный мо­мент не является возможным, так как все спортивные сооружения являются му­ниципальной или государственной собственностью. В-третьих, спорт- это соци­ально-значимая отрасль, и важный аспект для государства - обеспечить возмож­ность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лиш­нюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен. В-четвертых, остро встает вопрос налоговой нагрузки на бизнес. Именно налоговая политика в отношении данного сектора могла бы привлечь предпринимателей к спортив­ным проектам, однако на данный момент никаких налоговых льгот не преду­смотрено, что также мешает его развитию.

Все эти проблемы можно решить, если государство пойдет на уступки и поз­волит бизнесу взять на себя управление материальными, трудовыми и финансо­выми ресурсами [4].

Индустрия спорта-полноценный сегмент экономики, приносящий доход от продажи билетов на спортивные мероприятия, спонсорства, продажи права на телетрансляцию, мерчандайзинг, поэтому при правильном развитии данного сег­мента экономики, спорт может принести достаточно мощную отдачу, что будет выгодно как для государства, так и для бизнеса.

Государство активно влияет на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения, но есть и другие факторы, объясняющие повышение интереса к спорту у российских граждан. Во-первых, мода на спор­тивное телосложение, что особенно актуально в наше время для молодежи. Во- вторых, укрепление здоровья. По данным исследования «Исследование предпо­чтений москвичей в сфере фитнес-услуг» 50% всех опрошенных москвичей за­нимаются фитнесом именно по этой причине, ведь экологическое состояние го­рода Москва все в большей степени ухудшается, а активизация различного рода болезней требует повышение иммунитета у людей.


Как можно видеть, прослеживается явный спрос на спортивные услуги у населения, а спрос рождает предложение, поэтому государству и бизнесу следует найти как можно скорее точки соприкосновения и начать взаимовыгодное со­трудничество. Таким образом, можно сказать, что в целом идет положительная тенденция развития спортивной индустрии в России. Государство в России го­тово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что каса­ется бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения ин­вестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.

Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприят­ных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной ин­дустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта. В дополнении к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных ак­тов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный ры­нок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объек­там; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций. После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект.

1.2. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта

В настоящее время в Российской Федерации наибольший упор по повышению интереса к спорту сделан на молодежь и подростков, наблюдается брешь в формирование позитивного отношения к спорту у детей школьного и дошкольного возрастов.

Доказано, что фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детском возрасте, именно поэтому на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить первостепенное внимание.

В связи с этим необходима реализация ряда задач:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей;
  • совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди дошкольников, в том числе строительство спортивных площадок в дошкольных учреждениях;
  • создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников;
  • издание литературы, видеокассет и компьютерных программ приобщающих к массовому занятию спортом в игровом формате;
  • создание при дошкольных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности дошкольников не менее 6-8 ч в неделю.