Файл: Теоретические аспекты анализа формирования и использования прибыли организации.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и функции прибыли организации
1.2 Методы анализа распределения и использования прибыли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СТРОЙМАРКЕТ»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности
2.3 Анализ формирования, распределения и использования прибыли
3.1 Рекомендации по оптимизации распределения и использования прибыли
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ООО «СТРОЙМАРКЕТ»
Приложение Б. Основные показатели деятельности ООО «СТРОЙМАРКЕТ» за 2017-2019 гг
Внереализованные доходы и убытки по ним включают в себя штрафы полученные и уплаченные, оплата санкций, пеней и неустоек, а также другие расходы и доходы.
Вся прибыль организации подлежит обязательному распределению, а именно направление доходов в бюджет и по статьям в организации. Распределение прибыли регулируется законодательной властью, которая определяет направление прибыли в бюджеты разных уровней в виде налогов и других поступлений.
Оставшаяся часть прибыли у организации после всех платежей, обозначают чистой прибылью, которая тоже подвергнется распределению.
Процесс разделения чистой прибыли формирует развитие организации в социальных сферах. На сегодняшний день нет определенных условий, распределения прибыли которое бы регулировало государство, но оно может стимулировать методом предоставления налоговых льгот, размещение прибыли на капитальные вложения в производственный процесс, благотворительность, финансирование мероприятий по защите природной среды и поддержку центров социальной помощи и т.д.
Руководитель организации, назначенный согласно уставу организации, может определять порядок использования и распределения прибыли. Руководитель на основании устава может составлять план расходов, сметы по затратам которые будет использованы из полученной чистой прибыли на создание фондов специального назначения, такие как [5, с. 81]:
- фонд для накопления, который будет использован для развития производства;
- фонд потребления, который будет использован для материального поощрения сотрудников организации.
Затраты на развитие производства могут включать в себя:
- расходы связанные с научной деятельностью, затратами на технологические работы;
- расходы на развитие новых видов продукции и производства;
- расходы, связанные с освоением новых технологий и расширением масштабов организации;
- расходы, связанные с погашением кредитов и займам по полученным ссудам и др. мероприятия которые требуют затрат.
Отчисление прибыли на социальные нужды, включают в себя затраты на строительство новых объектов, развитие вспомогательного сельского хозяйства, проведение культурных и оздоровительных мероприятий и т.п.
Расходы на материальную помощь и вознаграждение сотрудников единовременными выплатами, могут быть выданы за своевременное выполнение плана, изучение и внедрение новой техники для производства, назначение выплат ветеранам труда по достижению пенсионного возраста, компенсация расходов на питание в столовых организации и т.д. [6, с. 109].
Таким образом, чистая прибыль или прибыль, оставшаяся в распоряжении организации, может иметь две основные стимулирующие функции: первая показывает часть прибыли которая будет использована на дальнейшее развитие организации, а вторая поможет организации увеличивать и накапливать имущество.
1.2 Методы анализа распределения и использования прибыли
При проведении анализа состояния прибыли необходимо сравнить данные прогнозных показателей с фактическими, чтобы определить, на сколько организации удалось достигнуть запланированных показателей. Сравнение этих показателей необходимо проводить за определенный период: год, месяц, квартал. Так можно сравнивать динамики по структурным филиалам, входящим в состав организации. При помощи данного анализа можно выявить филиалы, которые приносят убытки организации и принять решения по их оптимизации. Проведение оценки расходов и доходов горизонтальным методом дает возможность оценить их динамику и тенденции к дальнейшему развитию.
Необходимо уделить внимание внереализованным расходам и доходам, т.к. внереализованные расходы появляются в связи с отсутствием контроля за ними. При их анализе необходимо оценивать каждый вид расхода по отдельности [7, с. 116].
Комплексной оценкой финансовой деятельности любой торговой организации, является изучение ее прибыли. Но на изменение этого показателя может влиять большое множество факторов, из разных направлений. Одни их них оказывают благоприятное воздействие, а другие негативное, что приводит к снижению показателя прибыли. Анализируя факторы, влияющие на прибыль, выбираются методы которые за меньший промежуток времени дадут более точную оценку изменения прибыли. Существует огромное количество факторов, но если их сгруппировать, то получаться основные:
- оценка динамики показателей выполнения планов по выручке;
- объем полученной выручки;
- структура полученной выручки;
- объем валового дохода от основного вида деятельности;
- размер коммерческих (управленческих) расходов за анализируемый период.
Когда рост прибыли достигает прогнозного показателя или превышает его показатель, прибыль организации увеличивается. На сколько этот фактор может влиять на прибыль, можно оценить сгруппировав организации по степени роста из выручки от продаж.
При росте объема выручки, прибыль в организации увеличивается, а при снижении выручки прибыль снижается прямо пропорционально спаду показателя выручки.
Определить, как выручка влияет на рост прибыли, можно путем перемножения рентабельности продаж базисного года, перед этим сложив выручку прошлого и отчетного года, в окончании разделив на 100, как показано в формуле (1):
(Тоб1 – Тоб0)*Ур0 / 100, (1)
где Ур0 – рентабельность продаж базисного периода;
Тоб1 – выручка отчетного года;
Тоб0 – выручка базисного года.
Любое изменение в структуре выручки может положительно или отрицательно влиять на прибыль. Это говорит о том, что разная товарная продукция обладает определенным уровнем рентабельности. Оценка влияния структуры выручки на сумму прибыли, производиться методом процентных чисел.
Проблема возникает из-за того, что торговой организации рентабельность является обобщенным показателей, и не выделяется по товарным позициям. Она оценивается выборочно или рассчитывается по данным управленческого учета [12, с. 57].
Влияние среднегодовой валовой прибыли на прибыль, можно определить как выручка базисного периода минус выручка отчетного периода, как показано в формуле (2):
∆Тоб.увд = Тоб1* (УВД1 – У ВД0) / 100%, (2)
Если наблюдается рост валовой прибыли, то вместе с ней растет и прибыль от продаж и наоборот. Изменение динамики издержек обращения на прямую влияет на показатель прибыли. Рост расходов и затрат снижают прибыль организации, а снижение расходов дает положительный рост прибыли, как показано в формуле (3):
∆Тоб.уио = Тоб1*(Уио1-Уио0)/100%, (3)
По результатам проверки величина всех факторов, будет ровна изменению выручки от продаж, как показано в формуле (4): ∆Тоб.увд + ∆Тоб.уио = ∆Тоб, (4)
Прибыль изменяется под воздействием множества факторов, которые могут оказывать большое влияние на финансовый результат организации: одни факторы влияют положительно, а другие отрицательно.
Если наблюдается хоть один отрицательно влияющий фактор, то может потянуть за совой другие положительные факторы и свести на минимум показатель прибыли [9, с. 113].
Нет определенно сгруппированных факторов которые могут оказывать влияние на прибыль. С учетом того, что предприятие является объектом экономических отношений, оно не может группировать факторы для оценки, а именно их необходимо разделять на внутренние и внешние.
Необходимо классифицировать факторы влияющие на прибыль, поскольку их значение очень важно при выявлении дополнительных резервов повышения прибыли, а так же для поиска слабых сторон деятельности организации.
При выявлении факторов, которые повлияли на динамику прибыли, необходимо дополнительное изучение процесса ее формирования. Существует два вида факторов способных повлиять на прибыль:
основные факторы – оказывают прямое влияние на сумму и структуру
прибыли; второстепенные факторы – чаще всего их влияние не рассматривают при
анализе прибыли [15, с. 97].
Все факторы связанны в последовательную цепочку, которая делит их на внешние и внутренние. Под их воздействием в организации происходит изменение абсолютных и относительных величин прибыли.
Внешними факторами принято считать: инфляцию, налогообложение, оплату труда сотрудникам, внесенные изменения в законодательных и нормативных документах, кредиты организации.
Внутренние факторы также непосредственно влияют на формирование и распределение прибыли организации.
При изменении численности сотрудников организации происходит перерасчет фонда оплаты труда, который может, как увеличить прибыль, так и снизить ее показатель, а соответственно это повлияет на динамику чистой прибыли, при этом рентабельность продаж может остаться неизменной или иметь незначительное отклонение [10, с. 103].
Все выше перечисленные факторы и их влияние на прибыль можно оценить при помощи факторного анализа. При оценки прибыли внешним анализом используют данные формы №2 бухгалтерской (финансовой) отчетности «Отчет о финансовых результатов».
Динамика прибыли происходит за счет влияния следующих факторов: динамика объема выручки от продаж; динамика структуры выручки от продаж; динамика себестоимости на закупаемую продукцию; динамика цен топливо, электроэнергию, перевозки, материалы для производства; динамика расходов на оплату труда и прочих материальных затрат.
Рассмотрим методы расчета факторов оказывающих влияние на прибыль:
Расчет общей динамики прибыли (ΔР) от реализации товаров представлен в формуле (5):
ΔР = Р1 – Р0, (5)
где продаж Р1 – прибыль отчетного года; Р0 – прибыль прошлого года.
Метод расчета влияния себестоимости закупаемых товаров на изменение прибыли п(ΔР1) представлен в формуле (6) [6, с. 215]:
ΔР1 = Np1 – Np1,0 = Σp1q1 – Σp0q1, (6)
где продаж Np1 = Σp1q1 – продажа товаров в отчетном году прибыли (р
– цена единицы товара; q – количество товара в шт.п);
Np1,0 = Σp0q1 – продажа в отчетном году по ценам предыдущего года.
Метод расчета влияния динамики объема реализованных товаров (ΔР2) на прибыль представлен в формуле (7) [6, с. 217]:
ΔР2 = Р0К1 – Р0 = Р0(К1 – 1), (7)
где продаж Р0 – прибыль прошлого предприятия года;
К1 – коэффициент роста объема выручки, представлен в формуле (8).
К1 = S1,0/S0, (8)
где продаж S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за прибыли отчетный год в ценах базисного предприятия года; S0 – себестоимость прошлого года.
Метод расчета влияния структуры выручки на прибыль (ΔР3) представлен в формуле (9) [6, с. 220]:
ΔР3 = Р0(К2 – К1), (9)
где продаж К2 – коэффициент роста объема выручки по отпускным
ценам;
К2 = Np1,0/Np0, где продаж Np1,0 – выручка отчетного года, по ценам прошлого года;
Np0 – выручка прошлого года.
5. Метод расчет влияния себестоимости за счет изменений в составе товаров на прибыль (ΔР4) представлен в формуле (10) [6, с. 223]:
ΔP4 = S1,0 – S1, (10)
где продS1,0 – себестоимость товаров отчетного года в ценах прошлого; S1 – себестоимость товаров отчетного года.
Производиться расчет влияния себестоимости за счет изменения структур на прибыль (ΔР5).
7. Производиться отдельный расчет изменения цен на услуги, тарифы, материалы и их влияние на прибыль (ΔР6).
Полученные результаты суммируются, и показывают общее изменение прибыли за анализируемый период предприятия, как показано в формуле [6, с. 228]:
ΔP = P1 – P0 = ΔP1 + ΔP2 + ΔP3 + ΔP4 + ΔP5 + ΔP6, (11)
или
6
PPi , i1 (12)
где продаж ΔP – общая динамика прибыли;
ΔPi – динамика прибыли за счет i–го предприятия фактора.
Делая вывод из методики формирования и распределения финансовых результатов, можно определить факторы, которые непосредственно влияют на изменение показателя прибыли – это выручка, себестоимость и издержки обращения.
Оценить их влияние можно по следующим формулам [31, с. 215]:
- Фактор прибыли «Выручка прибыли»:
Пв = ((В1–В0) * Р0)/100, (13)
где продВ1, В0 – выручка прошлого и отчетного года, тыс. руб.; Р0 – рентабельность продаж в прошлом году.
- Фактор «Себестоимость»:
Пс = В1(УС1–УС0)/100, (14)
где УС1, УС0 – доля себестоимости в выручке, %.
- Фактор «Издержки обращения»:
Пк = В1(УК1–УК0)/100, (15)
где УК1, УК0 – доля издержек обращения в выручке, %.
Таким образом, прибыль организаций является главным двигателем экономики страны, в которой заинтересованно государство, собственники организаций и их сотрудники.
Из чего следует, что главной задачей руководителей всех звеньев организации, это эффективное и современное управление прибылью процессе развития организации.