Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникации в процессе управлении
1.1. Понятие и сущность коммуникации в управлении
1.2. Виды коммуникации в управлении
1.3. Значение коммуникаций и проблемы при их реализации
Глава 2. Анализ процесса коммуникаций и существующих проблем на примере ПАО «МРСК Центра»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ особенности коммуникационной системы на предприятии
2.3. Анализ эффективности коммуникаций в ПАО «МРСК Центра»
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммуникации на предприятии
3.2. Оценка влияния предложенных мероприятий на эффективность деятельности предприятия
5) контроль за внедряемыми переменами в организационной культуре и внесения, в случае возникновения необходимости, поправок.
Соблюдение системы ценностей, олицетворяющих культуру, должно быть направлено на улучшение социально-психологического климата коллектива организации и на этой почве - значительному повышению производительности труда.
5. Повышение эффективности системы информирования персонала на рассматриваемом предприятии.
Эффективная система информирования предполагает построение оптимальных каналов распространения информации, создание правил работы с информацией, контроль соблюдения этих правил, а также разработку и осуществление своевременных мероприятий по соблюдению правил работы с поступающей информацией. Если система обеспечивает своевременное и без искажения получение информации персоналом, информация не теряется, то это можно считать дополнительным конкурентным преимуществом компании на рынке.
С целью формирования на предприятии системы поведенческих стандартов рекомендуется создать документ, содержащий список основных требований к работникам ПАО «МРСК Центра» («Кодекс корпоративного поведения»). Основными целями Кодекса корпоративного поведения ПАО «МРСК Центра» должны стать:
- стимулирование содействия достижения центральных целей и задач предприятия;
- стимулирование формирования у персонала единых норм делового общения и коммуникационных моделей;
- стимулирование обеспечения соответствия поведения сотрудников организационным стандартам;
- стимулирование определения условий и порядка использования мер воздействия к сотрудникам организации, допускавшим нарушение норм, описанных в данном корпоративном Кодексе.
Таким образом, были сформулированы основные направления совершенствования процесса коммуникации в ПАО «МРСК Центра». В следующем параграфе рассчитаем влияние предложенных мероприятий на эффективность деятельности предприятия.
3.2. Оценка влияния предложенных мероприятий на эффективность деятельности предприятия
Далее рассчитаем экономическую целесообразность совершенствования процесса коммуникации в ПАО «МРСК Центра». Согласно прогнозным данным, основанным на опыте других предприятий, повышение эффективности процесса коммуникаций позволит увеличить выручку рассматриваемого предприятия на 5%. Составим таблицу с исходными данными для расчета влияния предложенных мероприятий на экономическую эффективность деятельности предприятия (см. табл. 10).
Таблица 10
Исходные данные для расчета
Показатель |
Ед. измерения |
Значение |
1. Численность работников, охваченных мероприятием (Чоб) |
чел. |
1420 |
2. Выручка - до внедрения |
тыс. руб. |
6331603 |
- после внедрения |
6648183 |
|
3. Среднемесячная заработная плата (ЗП) |
тыс. руб. |
27 |
4. Затраты на внедрение мероприятия (З) |
тыс. руб. |
1000 |
5. Нормативный коэффициент окупаемости (Ен) |
0,15 |
|
6. Отчисления на соц. нужды |
30% |
Экономический эффект от повышения эффективности процесса коммуникаций определим с помощью следующих расчетов.
1. Прирост производительности труда.
Пт= *100% (1)
где, Пт – прирост производительности труда
Ппм - производительность труда после внедрения мероприятия;
Пдм – производительность труда до внедрения мероприятия.
Пт= *100%= 105%.
2. Рассчитаем относительную экономию численности по формуле:
Пт= (2)
Эч= ==149100 /10500= 14,2 (чел.)
3. Экономия заработной платы рассчитаем по формуле:
Эзп = Фзп*Эч (3)
Эзп= 14,2 *27*12=4601 (тыс. руб.)
4. Экономия по социальным отчислениям рассчитаем по формуле:
Эсн=Эзп * 0,3 (4)
Эсн= 4601*0,3= 1380 (тыс. руб.)
5. Годовая экономия внедрения предложенного мероприятия составит по формуле:
Эг= Эзп+Эсн (5)
Эг=4601+1380= 5981 (тыс. руб.).
Итак, согласно проведенным расчетам, годовая экономия от внедрения мероприятий по повышению эффективности процесса коммуникаций в ПАО «МРСК Центра» составит 5981 руб.
6. Экономический эффект от предложенных мероприятий рассчитывается по следующей формуле:
Эобщ. = Эг.общ – Зобщ, (6)
где, Э – эффективность предложенных мероприятий, тыс. руб.;
Эг.общ – общий экономический результат от всех мероприятий, тыс. руб.;
Зобщ. – общие затраты на все предложенные мероприятий, тыс. руб.
Рассчитаем экономический эффект предложенных рекомендаций по повышению эффективности процесса коммуникаций по формуле (6):
Э = 5981– 1000= 4981 тыс. рублей.
Э >0, значит предлагаемый проект экономически эффективен и введение запланированных мероприятий на предприятии является целесообразным.
Таким образом, для совершенствования коммуникаций в целях повышения эффективности деятельности ПАО «МРСК Центра» необходимо применять комплексный подход. А кроме того, руководство каждого современного предприятия должно помнить, что совершенство недостижимо, но при наличии эффективной организационной коммуникации появляется неограниченный потенциал для совершенствования во всех сферах бизнеса и управления людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работы, необходимо отметить следующее.
Коммуникации в процессе управления - тип деятельности, необходимый организации для информирования, убеждения или создание связей между индивидами, группами и их окружением. Вся история развития общества - это процесс создания организаций и развития их «коммуникационных потребностей».
Целью регуляции коммуникации в процессе управления является достижение максимальной устойчивости в условиях социокультурной динамики, в критическом состоянии системы могут появляться тактические цели, достижение которых чрезвычайно важно для будущего развития организации.
Своевременность функционирования любого элемента коммуникаций в организации стоит в первых рядах влияния на производственный процесс. Но любая информация, циркулирующая внутри того или иного информационного потока, несет определенную значимость в необходимое для соответственной операции время. То есть, одна и та же информация может быть актуальна или нет в разное время операционных действий производственного процесса.
В практической части работы изучены коммуникации в управлении в ПАО «МРСК Центра». Потребители продукции - население и предприятия, организации, учреждения. Потребители отлично осведомлены о работе ПАО «МРСК Центра» и отзываются о нем позитивно.
В ходе анализа было выявлено, что внешние коммуникации осуществляют с потребителями, с поставщиками и посредниками, с государственными органами власти в таких формах как: беседа, переговор, совещание, письмо и пр. Внутренние коммуникации так же представлены во всех формах: приказ, распоряжение, просьба, указания, убеждение и др.
Основные способы общения на ПАО «МРСК Центра» - собрание, совещание, переговоры, беседа и диалог, присутствует так же и спор, все же замечено, что руководство допускает ошибки, понижая результативность коммуникаций.
Во время коммуникации в организации имеются и некоторые преграды, к ним относят: информационную перегрузку, отсутствие обратной связи, и др. Причины образования барьера: сознательное искажение информации, не-эффективная структура организации, перегрузка каналов коммуникаций.
Процесс развития коммуникации в управлении должен быть непрерывным, поэтому руководство рассматриваемого предприятия должно применять множество методов и инструментов для ее совершенствования.
С целью повышения эффективности коммуникации в процессе управления в ПАО «МРСК Центра» является целесообразным реализация следующих мероприятий:
I. Совершенствование внешних организационных коммуникаций:
1) разработать меры для построения привлекательного для внешней среды образа предприятия.
II. совершенствование внутренних организационных коммуникаций:
2) формирование эффективной обратной связи;
3) автоматизировать сбор и оценку информации;
4) направить усилия на совершенствование организационной культуры;
5) повысить эффективность системы информирования персонала.
Рассчитанный экономический эффект предложенных рекомендаций по повышению эффективности процесса коммуникаций составит 4981 тыс. рублей.
Таким образом, для совершенствования коммуникаций в целях повышения эффективности деятельности ПАО «МРСК Центра» необходимо применять комплексный подход. А кроме того, руководство каждого современного предприятия должно помнить, что совершенство недостижимо, но при наличии эффективной организационной коммуникации появляется неограниченный потенциал для совершенствования во всех сферах бизнеса и управления людьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1-4) от 30.11.94 (ред. от 28 ноября 2017 г. № 342-ФЗ и № 358-ФЗ)
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ (ред. 62).
3. Анисаров В.А., Гужин А.А. Информация и коммуникации в управлении организацией // Студенческая наука подмосковью (материалы международной научной конференции) - 2016. - С. 37-40.
4. Белялова С.С. Современные тенденции эффективного структурного построения внутренних организационных коммуникаций // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 5-1 (10). - С. 287-290.
5. Борцова Е.С. История понятия коммуникация в науке, философии, методологии и социальном управлении // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2015. - № 2. - С. 447-458.
6. Брежнева Ю.С. Эффективность коммуникаций в управлении предприятием // Наука XXI века: теория, практика и перспективы (сборник статей Международной научно-практической конференции). - 2015. - С. 64-67.
7. Верховцева К. А. Роль коммуникаций в управлении изменениями // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 489-491.
8. Грачёва И.И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 15. - С. 1811-1815
9. Голуб О.Ю. Теория коммуникации: Учебник / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. - М.: Дашков и К, 2015. - 388 c.
10. Дзялошинский И.М. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для бакалавров / И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 433 c.
11. Егоричев В.А. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций // Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 686-688.
12. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко. - М. : Юрайт, 2012. -415 с.
13. Контарева А. С. Некоторые особенности межкультурных коммуникаций и их роль в международном менеджменте // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 324-326.
14. Кравец М.А. Модели организационных коммуникаций / М.А. Кравец - Воронеж, 2015. – 156 с.
15. Кравец М.А. Оценка эффективности развития организационных коммуникаций // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - № 9 (69). - С. 56-62.
16. Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 415 c.
17. Магулаева А.А. Роль организационных коммуникаций в эффективности управления предприятием // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 291-292.
18. Организационная коммуникация / Под ред. Терещенко О.В. - Белорусский государственный университет, 2014. – 192 с.
19. Подгорнова А.А. Коммуникации в организации: виды коммуникаций, их роль в реализации организационного потенциала и влияние на поведение сотрудников // Эффективное управление: лидерство, руководство, развитие - 2016. - С. 110-119.
20. Рыбаков В.А. Коммуникация как социальный механизм организационного управления // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 3. - С. 196-198.
21. Спивак В.А. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Спивак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 с.
22. Ключевые показатели // Официальный сайт ПАО «МРСК Центра» - URL: https://www.mrsk-1.ru/about/company/core/ (дата обращения 10.01.19)
Приложения 1
Анкета-опросник по выявлению проблем в коммуникациях на предприятии
Вопрос |
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Какая функция коммуникаций используется вами чаще всего? |
|||||
2. Как часто вы пользуетесь горизонтальными коммуникациями? |
|||||
3. С чем обычно связан обмен информацией между вами и вашим руководителем? |
|||||
4. Как развиты неформальные коммуникации в вашем отделе (подразделении)? |
|||||
5. Какой вид коммуникационных сетей присутствует в вашей организации? |
|||||
6. Какие каналы передачи информации вы применяете чаще обычного? |
|||||
7. Какие виды коммуникативных барьеров возникают у вас в процессе организационных коммуникаций? |