Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникации в процессе управлении
1.1. Понятие и сущность коммуникации в управлении
1.2. Виды коммуникации в управлении
1.3. Значение коммуникаций и проблемы при их реализации
Глава 2. Анализ процесса коммуникаций и существующих проблем на примере ПАО «МРСК Центра»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ особенности коммуникационной системы на предприятии
2.3. Анализ эффективности коммуникаций в ПАО «МРСК Центра»
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммуникации на предприятии
3.2. Оценка влияния предложенных мероприятий на эффективность деятельности предприятия
С иной стороны, потребители во время коммуникации с ПАО «МРСК Центра» доводят до организации информацию о собственных пожеланиях, о своих требованиях и предпочтениях по поводу услуг.
Коммуникацию с потребителями - физическими лицами (населением) осуществляют менеджеры.
2) Поставщикам и посредниками.
Их исполяет секретарь (иногда директоры). Составляющая коммуникации в этом случае - информация о качестве и цене материальных ресурсах, о сроке ее поставки, форме оплаты и прочее.
3) Государственные органы (Администрация города, налоговая инспекция) - осуществляет директор, бухгалтер организации.
Внешние коммуникации проходят в таких формах:
- переговор, беседа (для поставщика, посредника, потребителя);
- совещание (государственный орган);
- телефонограмма (государственный орган);
- указ и распоряжение (государственный орган);
- письмо (покупатель, поставщик, посредник, государственный орган).
Если анализировать коммуникационные процессы по средствам передачи, то на в ПАО «МРСК Центра» присутствуют:
- речевые коммуникации (письменная и устная);
- паралингвистические коммуникации (жесты, мимика, позы).
Можно отметить и достаточно хорошо отлаженный процесс непрямых внешних коммуникаций. Рекламу размещают в газетах, на телевидении и радио, используют также наружную рекламу, выпускают буклеты .
2. Внутренние коммуникации:
- к эти коммуникациям можно отнести коммуникации между руководителем и рабочей группой, к примеру, коммуникации между менеджерами различных подразделений;
- коммуникации между разыми подразделениями и отделами;
- коммуникации между директором и бухгалтером;
- коммуникации по восходящей, то есть снизу вверх, к примеру, при нехватке товара менеджеры передают информацию старшему менеджеру, он в свою очередь передает информацию директору;
Неформальные коммуникации в ПАО «МРСК Центра» так же присутствуют, как и на любых других предприятиях, и связаны они с общением сотрудников на личные темы, обсуждением общественных и политических явлений и другое.
Необходимо заметить, что неформальных групп в организации почти не существует.
Эти неформальные группы образуют в итоге общих интересов, близкого места жительства или же по возрасту.
Формы внутренних коммуникаций - приказ, распоряжение, просьба, указание, убеждение и другое.
Внутренние коммуникации осуществляют в устной форме (указание, просьба и др.), в письменной (письмо, приказ, акт) и очень редко в механической (к примеру, передача информации об отсутствии товаров через интернет).
Основные способы делового общения в ПАО «МРСК Центра» - собрание, совещание, переговоры, беседы и диалоги, присутствуют так же и споры.
Собрания проводят по мере необходимости при разрешении трудных проблем при участии всего коллектива организации.
Совещания проводят очень редко, 1-2 раза в месяц - по мере появления каких-либо проблем. Если классифицировать совещания, которые проводят в ПАО «МРСК Центра», то можно выделить такие их виды как:
-по форме организации диктаторские, когда ведущая роль во время проведения совещания принадлежит директору;
-по целевой установке порой совещание принимает информационный характер (доклад о текущей работе), а порой совещание имеет направление на принятие решений.
Деловые переговоры в ПАО «МРСК Центра» ведёт директор, но порой может их вести, к примеру, менеджер во время общения с потребителями.
Главные ошибки, допускаемые директором при проведении совещания:
- не устанавливают его регламент (порядок ведения совещания), что приводит очень часто к спору и не деловой обстановке;
- не ограничивают время на выступление
- не ведут протокол совещания, в итоге многие принятые решения остаются без должного внимания со стороны их исполнителя, т.к. ответственность в этом случае не фиксируют.
Анализируя коммуникационную связь выявлено, что в ПАО «МРСК Центра» существуют и вертикальные и горизонтальные коммуникационные каналы.
Вертикальный коммуникационный канал соединяет элемент управленческой структуры, который принадлежит к разным ее уровням. По ним сверху вниз передают приказы, распоряжения, инструкции, а снизу вверх поступают отчеты о проделанной работе, заявки и заказы со стороны потребителей. Вертикальные коммуникационные каналы связывают, к примеру, директоров с менеджерами, старших и младших менеджеров.
Горизонтальные коммуникационные каналы непосредственно связывают равные по статусу уровни управления. Они обеспечивают наиболее результативное разрешение общих проблем. Горизонтальные коммуникационные каналы представлены связями между, к примеру, бухгалтером и секретарём.
Все же, в большинстве своем, система коммуникаций в ПАО «МРСК Центра» основывается на межличностных взаимодействиях между руководителями и подчиненными.
Горизонтальная взаимосвязь слабая. Информация соответственного отдела передается непосредственно руководителю отдела, на базе чего он в соответствии с вверенной ему долей ответственности, лично принимает решения. Существует большая степень субъективизма в принимаемых решениях.
2.3. Анализ эффективности коммуникаций в ПАО «МРСК Центра»
Для анализ особенности коммуникационной системы была составлена программа исследования коммуникационных процессов на предприятии. Объект исследования - работники ПАО «МРСК Центра» в количестве 14 человек, которые являются сотрудниками различных отделов, как мужчины, так и женщины, разного возраста от 25 до 55 лет, и имеющие разный стаж работы. Предмет исследования - коммуникационные процессы в организации. Ниже представлены полученные результаты опроса, проведенного на основе анкеты (см. Приложение 1).
Ответ на вопрос «какая функция коммуникаций используется вами чаще всего?» представлены в таблице 3 и изображены на рисунке 6.
Таблица 3
Вопрос № 1. Какая функция коммуникаций используется вами чаще всего?
Варианты ответов |
Респонденты |
Количество ответов |
Всего |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|||
Информативная |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
||||
Мотивационная |
+ |
+ |
+ |
3 |
||||||||||||
Контрольная |
0 |
|||||||||||||||
Экспрессивная |
+ |
+ |
+ |
3 |
Рису. 6. Какая функция коммуникаций используется вами чаще всего?
Согласно представленным данным чаще всего используется информативная функция коммуникаций (11 человек). На втором месте – мотивационная и экспрессивная. Контрольная функция по мнению работников практически не используется.
Ответ на вопрос «как часто вы пользуетесь горизонтальными коммуникациями?» представлены в таблице 4 и изображены на рисунке 7.
Таблица 4
Вопрос № 2. Как часто вы пользуетесь горизонтальными коммуникациями?
Варианты ответов |
Респонденты |
Количество ответов |
Всего |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|||
Часто |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
|||||
Иногда |
+ |
1 |
||||||||||||||
Редко |
0 |
|||||||||||||||
По мере необходимости |
+ |
+ |
+ |
3 |
Рис. 7. Вопрос № 2. Как часто вы пользуетесь горизонтальными коммуникациями?
Согласно представленным данным абсолютное большинство (10 человек из 14) горизонтальными коммуникациями пользуется часто. И лишь трое используют их по мере необходимости, а двое лишь иногда.
Ответ на вопрос «с чем обычно связан обмен информацией между вами и вашим руководителем?» представлены в таблице 5 и изображены на рисунке 8.
Таблица 5
Вопрос № 3. С чем обычно связан обмен информацией между вами и вашим руководителем?
Варианты ответов |
Респонденты |
Количество ответов |
Всего |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|||
С прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
||||
С достижением признания и вознаграждения с целью мотивации |
+ |
1 |
||||||||||||||
С совершенствованием и развитием способностей подчиненных |
0 |
|||||||||||||||
Со сбором информации о назревающей или существующей проблеме |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
|||||||||
С оповещением подчиненного о грядущем изменении |
+ |
+ |
+ |
3 |
||||||||||||
С получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Рис. 8. Вопрос № 3. С чем обычно связан обмен информацией между вами и вашим руководителем?
Согласно представленным данным большинство опрошенных считают, что обмен информацией с руководителем связан в основном с прояснением задач. Также по мнению некоторых это может быть связано со сбором информации о назревающей или существующей проблеме или с получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.
Ответ на вопрос «как развиты неформальные коммуникации в вашем отделе (подразделении)?» представлены в таблице 6 и изображены на рисунке 9.
Таблица 6
Вопрос № 4. Как развиты неформальные коммуникации в вашем отделе (подразделении)?
Варианты ответов |
Респонденты |
Количество ответов |
Всего |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|||
Отлично |
+ |
+ |
2 |
|||||||||||||
Хорошо |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
|||||||||
Удовлетворительно |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
|||||||||
Неудовлетворительно |
0 |
Рис. 9. Вопрос № 4. Как развиты неформальные коммуникации в вашем отделе (подразделении)?
Согласно представленным данным 6 человек высказались «хорошо» и столько же считает, что «удовлетворительно». Мнение, что неформальные коммуникации развиты «отлично» высказали лишь двое.
Ответ на вопрос «какой вид коммуникационных сетей присутствует в вашей организации?» представлены в таблице 7 и изображены ниже на рисунке 10.
Таблица 7
Вопрос № 5. Какой вид коммуникационных сетей присутствует в вашей организации?
Варианты ответов |
Респонденты |
Количество ответов |
Всего |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|||
Последовательные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
||||||
Веерные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
||||||||||
Круговые |
+ |
1 |