Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.2. Структура и динамика конфликта
1.3. Стратегия профилактики и управления конфликтами
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ЗАО «РУССКАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ»
2.1. Характеристика предприятия ЗАО «Русская телекоммуникационная компания»
2.2. Оценка конфликтных ситуаций в коллективе ЗАО «Русская телекоммуникационная компания»
2.3. Исследование процесса управления конфликтами
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ЗАО «РУССКАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ»
Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта 2, с.58.
4. Микро- и макросреда - условия, в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.
Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
1. Мотивы сторон - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.
2. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Выделяются 5 стратегий 1, с.105, которые подробнее будут рассмотрены в параграфе 1.3.
- Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
- Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
- Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.
- Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.
- При избегании - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов, а сотрудничество - только в 2-3% ситуаций.
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким 2, с.59.
3. Информационные модели конфликтной ситуации. По-другому этот компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной.
Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение 17, с.46.
В Приложении представлена модель конфликта как процесса.
Организационный конфликт - это процесс, который состоит из определенных этапов, в результате которого происходят изменения. Динамика конфликта - это и есть процесс его изменения.
Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами: начало; развитие; завершение. К конфликту примыкают еще два периода: предконфликтный; послеконфликтный (рис.1), который можно разделить на несколько периодов 13, с.19.
t1 t2 t3 t4 t
Рис. 1. Развитие конфликта во времени 13, с.19
Д.П. Зеркин отмечает, что напряженность с течением времени в предконфликтный период (t0 - t1) постепенно (1) или лавинообразно (2) нарастает, а затем достигает наибольшего значения в момент кульминации t2 и ниспадает. Следует заметить, он выяснил, что зачастую конфликтное взаимодействие имеет продолжительность всего около 1 мин., а послеконфликтный период может быть больше его в 600 – 20000 и более раз. Причем показатели конфликтов для обеих сторон могут не содержать выигрышных показателей, то есть один ущерб 11, с.174.
Иванникова Н.Н. и Кошелев А.Н. также подчеркивают, что общая схема динамики конфликта складывается:
1) из предконфликтной ситуации (латентный период);
2) открытого конфликта (собственно конфликт):
а) инцидента (начало конфликта);
б) эскалации (развитие) конфликта;
в) завершения конфликта;
3) послеконфликтного периода 13, с.19.
Все эти периоды и этапы могут иметь различную длительность. Некоторые этапы могут опускаться или занимать настолько незначительный промежуток времени, что практически отсутствует возможность различить их 18, с.103.
Таким образом, любой конфликт, как правило, характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Структура конфликта также включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации.
Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами: начало; развитие; завершение. К конфликту примыкают еще два периода: предконфликтный; послеконфликтный. При этом, напряженность с течением времени в предконфликтный период постепенно или лавинообразно нарастает, а затем достигает наибольшего значения в момент кульминации и ниспадает. Отметим, что все эти периоды и этапы могут иметь различную длительность.
1.3. Стратегия профилактики и управления конфликтами
Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя любой организации. По роду своей деятельности руководители и менеджеры нередко оказываются в числе конфликтующих субъектов. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов 5, с.173.
Исходя из этого, мы полагаем, что главная задача любого руководителя заключается в том, чтобы решать возникающие проблемы на ранних стадиях развития противоречий, не допускать эскалации конфликта, а задача менеджера - уметь определить и «войти» в конфликт на начальной стадии. Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается на 92 %; если на фазе подъема - на 46 %; а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются весьма редко 5, с.174.
Когда силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад. И, если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с новой силой, так как в период спада могут быть привлечены для борьбы новые способы и силы.
Конфликтологи продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения 22, с.277.
Профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении.
Конфликты можно активно предотвращать посредством тщательного планирования. И здесь уже речь идет об управлении конфликтами. На наш взгляд, это понятие более широкое, чем разрешение конфликтов, их урегулирование или профилактика.
Изучение научной литературы позволяет нам утверждать, что управление конфликтами - это целенаправленные воздействия:
- по устранению причин, породивших конфликт;
- по коррекции поведения участников конфликта;
- по поддержанию необходимого уровня конфликтности, не выходящего за контролируемые пределы 19, с.208.
Управление конфликтами обычно идет по следующим направлениям: мониторинг среды, позитивный взгляд, оценка благоприятных и негативных факторов, переоценка их 26, с.8.
Если внимательно следить за изменениями среды, то новые конфликты не станут неприятным сюрпризом.
Профилактика должна быть направлена на устранение условий возникновения конфликтов в конфронтационной форме, требующих радикального перераспределения дефицитного ресурса, по поводу интересов в отношении которого и возникает конфликт. В основе ее - изменения в корпоративных правилах, закрепленных в инструкциях, приказах руководства организации. Эти изменения должны быть направлены на устранение деформации социальных отношений, создание новых социальных технологий (развитие системы социальной работы), просвещение, обучение, коммуникативные тренинги. Вот откуда необходимость в меценатстве, благотворительности. Профилактику конфликта обеспечивает любая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной и коммуникативной культуры фирмы, на распространение их норм в корпоративной культуре организаций 28, с.119.
Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значениях:
- как прекращение конфликта самими участниками;
- как внешнее воздействие на конфликт (сами условия конфликтного взаимодействия, его участники), основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон 31, с.8.
Урегулированием, как правило, называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимодействия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража является более распространенным, чем их разрешение. К сожалению, не менее распространены такие примитивные и непродуктивные методы, как подавление, применение силы 29, с.84.
В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать (рис. 2).
Изучение причин возникновения конфликта |
|
Ограничение числа участников конфликта |
|
Анализ конфликта |
|
Разрешение конфликта |
Рис. 2. Действия руководителя при разрешении конфликтов 29, с.85.
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения 12, с.93.
В процессе анализа конфликта, если руководитель не в состоянии сам разобраться в природе и источнике решаемой проблемы, то он может для этого привлечь компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительным, нежели мнение непосредственного руководителя 23, с.137.
Изучение специализированной литературы позволило выделить основные стратегии управления конфликтами, применимые в условиях организационного управления: игнорирования конфликта, устранения, подавления, разрешения, регулирования, сдерживания, решения, эскалации (стимулирования). Рудный Д. В. предлагает концептуальную модель выбора стратегии управления организационными конфликтами (рисунок 3), позволяющую рассмотреть процесс управления в совокупности методов управления конфликтами в организации [11, с.10].
Рис. 3. Концептуальная модель управления организационными конфликтами [11, с.10]
Стратегия межличностных отношений является методом управления конфликтной ситуацией. В этом случае используемые тактические приемы направлены на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия и, начав переговоры между собой, найти приемлемое решение проблемы [8, с.153].
Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет следующие способы разрешения межличностных конфликтов.
1. Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло, на другую тему. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.