Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Описание предметной области. Постановка задачи
1.2. Организационная структура объекта автоматизации
1.3. Проектирование логической структуры базы данных
1.4.Проектирование физической структуры базы данных
2.1. Контрольный пример решения задачи.
Введение
Гостиничный сервис - ведущая отрасль сферы обслуживания.
Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания.
С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб.
К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фондом; административная; коммерческая служба; служба питания; инженерно-технические и вспомогательные службы.
Целью данной курсовой работы является проектирование базы данных управления гостиницей, предназначенное для ведения учёности о сотрудниках, клиентов, гостиничных номерах, учёт услуг существующей БД.
Для достижения поставленной цели необходимо решение конкретных задач:
1. Исследовать предметную область гостиничного комплекса.
2. Осуществить постановку задачи.
3. Построить функциональную модель предоставления номеров в гостинице.
4. Спроектировать базу данных гостиницы.
1 глава. Аналитическая часть
1.1.Описание предметной области. Постановка задачи
Предметом деятельности гостиницы является автоматизация учета управления гостиницей.
Актуальность данной работы состоит в существенном упрощении хранения и поиска информации, а также в том, что разработанная база данных автоматизирует основные операции, и это сокращает расходы времени работников гостиницы и вероятность возникновения ошибок, недопустимых в современном бизнесе.
1.2. Организационная структура объекта автоматизации
Служба управления номерным фондом осуществляет основные бизнес-процессы по приему и обслуживанию гостей, и во многом именно она определяет качество предоставляемых услуг. С этой точки зрения эта служба является одним из основных объектов, в первую очередь подлежащих автоматизации.
В состав этого подразделения входят работники службы приема и размещения (Front-Office), персонал по обслуживанию номерного фонда (Housekeeping), объединенная сервисная служба, включая швейцаров, посыльных, носильщиков, водителей автомобилей, службу безопасности и др. Основные функции: бронирование номеров; прием, регистрация и размещение гостей; прием оплаты за предоставленные услуги и оформление необходимой документации при выезде гостей; оказание разнообразных бытовых услуг гостям; поддержание санитарно-гигиенического состояния номеров.
Административная служба осуществляет основные бизнес-процессы, связанные с управлением отелем в целом, координацией деятельности всех служб отеля, решением финансовых вопросов и кадрового обеспечения, контрольные функции и т.п. Обычно в состав этой службы входят директор и топ-менеджеры отеля, бухгалтерия, финансовая служба, отдел кадров и др. С точки зрения информационных процессов эта служба представляет собой то ядро, которое должно объединять информационно воедино все службы отеля. Работники этого блока, как правило, имеют наиболее полные права доступа ко всей информации, функционирующей в системе управления отелем.
Коммерческая служба обычно представлена отделами маркетинга и рекламы, которые выполняют задачи, связанные с исследованием рынка, конкурентов, выявлением потребностей постоянных и потенциальных гостей, разработкой и реализацией рекламных компаний, мероприятиями по связям с общественностью и т.п. Основная цель службы - продвижение существующего гостиничного продукта, а также выработка предложений по созданию новых видов услуг, которые с высокой степенью вероятности будут востребованы на рынке.
С информационной точки зрения основной блок необходимой информации предоставляется службой приема и размещения. Именно на базе этих данных проводятся маркетинговые исследования.
Информационно служба питания является относительно самостоятельной структурой, но, тем не менее, связана со службой приема и размещения, так как планирование и прогнозирование объемов продаж непосредственно зависит от числа гостей.
Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий.
Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным для российских гостиниц.
Любая гостиница - это единый организм, слаженное функционирование которого требует комплексной автоматизации.
Программы, которые позволяют координировать бизнес-процессы отеля, называются автоматизированными системами управления (АСУ) или PMS (PropertyManagementSystem).
Основой PMS-системы является автоматизация процессов бронирования номеров, приема и размещения гостей, расчетов с ними, а также контроль за состоянием номерного фонда.
Развитие PMS-систем начиналось именно с такого функционала, а PMS - системы ранее так и назывались - Front-Office (системы портье).
В данной работе в качестве исследуемой организации рассматривается гостиница, которая предоставляет номера постояльцам с целью получения прибыли.
Гостиница оказывает следующие услуги:
- предоставление номеров
- их обслуживание
- администрирование телефонных переговоров
1.2. Выбор СУБД
При выборе системы программирования были рассмотрены такие среды разработки приложений, как: «MS Visual FoxPro v.9.0»; «Microsoft Access v.11»; «1С: Предприятие 8.3».
Достоинства данной среды разработки приложений следующие:
- широкий выбор средств, для работы с базами данных;
- обеспечивается высокая скорость обработки данных, в частности при обработке SQL-запросов;
- удобный интерфейс с пользователем;
- возможность генерирования приложения, используя визуальные средства для разработки.
К недостаткам можно отнести следующее:
- недостаточное внедрение концепции визуального программирования;
- слабая поддержка объектно-ориентированного подхода к созданию программ;
- слабый набор средств создания печатных выходных данных.
Microsoft Access является полнофункциональной системой управления реляционной базой данных (СУРБД). Она обеспечивает все возможности определения, обработки и управления данными для работы с большими объемами информации.
Для обработки таблиц Access использует мощный язык баз данных – SQL (Structured Query Language – язык структурированных запросов). С помощью SQL можно получить набор данных, который необходим для решения конкретной задачи.
Microsoft Access предоставляет дополнительные средства разработки приложений баз данных, позволяющие не только обрабатывать данные в собственных структурах базы данных, но и в других распространенных форматах баз данных.
Вероятно, наиболее мощным качеством Access является возможность обработки данных из электронных таблиц, текстовых файлов, файлов dBase, Paradox и FoxPro, а также любых баз данных SQL, поддерживающих стандарт ODBC (Open Data Base Connectivity). Это означает, что Access можно использовать для создания Windows-приложений, способных обрабатывать данные как сетевого сервера SQL Server, так и базы данных, размещенной на головном компьютере.
Характеристики языков программирования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика языков программирования
Visual Foxpro |
Access (VisualBasic) |
|
Принцип обработки кода |
Интерпретатор (псевдокомпилятор) |
Интерпретатор (псевдокомпилятор) |
Язык |
DBASE c с объектами |
Basic c Объектами |
Система |
Закрытая |
Закрытая |
Создание пользовательских мастеров |
- |
- |
Динамическое создание форм ввода, обработки сообщений |
+ |
+ |
Модель создания приложения |
- |
- |
Технология |
Построители экранов, меню, отчетов (drag-and-drop), классов |
Построители экранов, меню, отчетов (drag-and-drop), классов |
Вывод из баз данных на печать |
Встроенный Report |
Встроенный Report |
Обработка исключений |
Процедура |
Процедура |
Поддержка CASE-средств |
- |
+ |
Встроенный язык программирования 1С: Предприятие 8.3
Важным отличием разработки бизнес-приложений в системе 1С от разработки в универсальных системах (Delphi, С++) состоит в том, что приложение в 1С разрабатывается в терминах классов проблемно-ориентированных бизнес-сущностей.
В случае использования универсальной среды программирования при разработке системы автоматизации какого-либо предприятия существует целый ряд различных сущностей – товары, клиенты, счета, накладные, документы - а также все способы регистрации их взаимодействия.
В отличии от вышеперечисленных вендоров, продукция отечественной компании фирмы «1С» является более рентабельной, в силу относительно не высокой стоимости внедрения и большого количества качественных специалистов, способных поддерживать информационную систему.
Также, выбор сильной отечественной информационной платформы обосновывается тем фактором, что в нынешних условиях санкций активно включается программа импортозамещения, иностранное программное обеспечение становится в ещё более не конкурентном положении и становится стратегически правильным внедрять более конкурентоспособные информационные системы фирмы «1С».
Основным отличием от имеющихся аналогичных систем станет направленность разрабатываемой базы данных на реализацию конкретных требуемых бизнес-процессов средствами информационной поддержки ЭИС. Также стоит заметить, что залоежнная в платформу функциональность и технология RAD (технология быстрого проектирования и разработки приложений) позволяет произвести быструю доработку и добавление в неё функционала при необходимых адаптационных запросах на изменение ЭИС в соответствии с изменением предметной области. .
«1С: Предприятие поддерживает 5 видов СУБД:
- IBM DB2
- MS SQL
- Oracle BD
- PostgreSQL
Характеристики СУБД представлены в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительная характеристика СУБД Microsoft SQL Server, DB2 и Oracle
Признак сравнения |
SQL Server |
DB2 |
Oracle |
Разработчик |
Microsoft |
IBM |
Oracle Corporation |
Язык запросов |
Transact-SQL (T-SQL) |
Декларативный SQL (SQL DB2) |
ANSI SQL и PL/SQL |
Протокол передачи данных |
Tabular Data Stream (TDS) |
TCP/IP, SNA/APPC, NETBIOS, IPX/SPX |
TCP/IP, SNA/APPC, NETBIOS, IPX/SPX |
Интерфейс взаимодействия приложений с СУБД |
Open Database Connectivity (ODBC) |
JDBC, SQLJ, ODBS, OLE DB |
JDBC, SQLJ, ODBS, OLE DB, VI SAN |
Преимущества |
поддерживает зеркалирование и кластеризацию БД; поддерживает избыточное дублирование данных по сценариям: «снимок», «история изменений», «синхронизация с другими серверами»; включает язык для сбыта хранимых процедур и функций; отличается высокой производительностью |
мощный многофазовый оптимизатор SQL DB2 строит эффективный план выполнения запроса; использование статистического распределения данных в таблицах; поддержка XML документов; поддержка реляционных и комплексных данных с помощью объектных расширений; возможность работы на мультипроцессорных платформах; поддержка кластеров; 64-битная архитектура памяти; |
идентичность кода различных версий сервера баз данных для всех платформ поддержка XML в хранимых процедурах; отправка SQL-запросов к БД с применением URL-адресов; средства объектно-ориентированного конструирования; система оптимизации одновременного доступа; высокая надежность; возможность разбиения крупных баз данных на разделы; наличие универсальных средств защиты информации; эффективные методы |
Преимущества |
распараллеливание запросов; наличие средств для гетерогенного администрирования и обработки данных; поддержку выполнения распределенных транзакций |
максимального повышения скорости обработки запросов; распараллеливание операций в запросе; широкий спектр средств разработки, мониторинга и администрирования; связанные базы данных OLAP; поддержка большого объема памяти и симметричной многопроцессорной обработки; поддержка службы единого каталога; инструментальные средства разработки схем, генерации запросов и кода |
|
Недостатки |
выполнение некоторых операций администрирования требует однопользовательского режима работы; неполная совместимость T-SQL с ANSI SQL; проблемы недостаточности программных средств; зависимость от операционной среды (Windows) |
в языке SQL DB2 практически отсутствуют подсказки оптимизатору; плохо развит язык хранимых процедур; не имеет собственных средств аутентификации |
Для сбыта возможностей СУБД Oracle требуется большой объем внедрения, причем специалисты по Oracle одни из самых дорогих. Дальнейшее сопровождение системы также требует либо привлечения специалистов со стороны, либо наличия сертифицированных сотрудников в компании. |
Для создания базы данных ИС была выбрана система управления реляционными базами данных Microsoft SQL Server 2012.
Самым важным преимуществом в обосновании выбора SQL Server 2012 является его наивысшая, по сравнению с конкурентами, совместимость с 1С. Этому активно способствует плодотворное сотрудничество фирмы «1С» и фирмы «Microsoft», что сделало продукт SQL Server высоко совместимым с «1С».
1.3. Проектирование логической структуры базы данных
Информационная модель представляет собой схему движения входных, промежуточных и результативных потоков и функций предметной области. Кроме того, она объясняет, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов. Информационная модель представлена на рис.1.
Рисунок 1. Информационная модель системы автоматизации взаиморасчетами с клиентами
Информационная модель содержит 4 области:
- Область входящей информации, в которой указаны документы, информация из которых используется в качестве входной, а также экранные формы для ввода данной информации;
- Область справочников системы, которая иллюстрирует состав справочников и таблиц базы данных;
- Область обработки информации, в которой показано, как входная информация учитывается в системе и в каких таблицах базы данных она сохраняется;
- Область формирования результатной информации, в которой приведены экранные формы и выходные документы.
Пользователь системы первоначально заполняет справочники системы исходными данными, после чего система готова к работе. Используя входные данные, пользователь формирует содержание таблиц системы. При запросе результатной информации с помощью соответствующих экранных форм хранящаяся в системе информация преобразуется в необходимый вид и представляется в виде результатных документов, которые выводятся в виде экранных форм и могут быть выведены на печать на твердый носитель.