Файл: Системный подход при анализе потенциала организации (Понятие и сущность потенциала организации как базового фактора её конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и перспектив развития, без выбора направлений развития, без определения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на углубленном знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности. Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование характеристик процесса управления. Объектом исследования является система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

Системный подход охватывает разработку специализированной методологии исследования систем. Его задачей является выражение принципов и понятий системных исследований на уровне единой общенаучной методологии.

Актуальным и необходимым является проведение комплексного исследования системного подхода при анализе потенциала организации, что и определило цель курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей системного подхода при анализе потенциала организации на примере ООО «Венеция», выявление недостатков и рекомендации по их устранению.

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

  1. определить сущность потенциала как базового фактора конкурентоспособности;
  2. проанализировать основные ресурсы, составляющие потенциал;
  3. выделить проблемы эффективного использования основных ресурсов организации;
  4. дать рекомендации по эффективному формированию и использованию потенциала.

Объектом исследования является потенциал организации как базовый фактор её конкурентоспособности.

Предмет исследования: ресурсы организации, составляющие её потенциал.

Методы исследования опираются на методику анализа и синтеза информации, обобщение данных и системный подход.

Теоретической основой данного исследования послужили труды и исследования отечественных и зарубежных ученых в области финансовой теории и менеджмента, научные публикации по применения на практике системного подхода при анализе потенциала организации.

Информационную базу исследования составили: данные бухгалтерского баланса ООО «Венеция», ресурсы глобальной сети Интернет.


Практическая значимость заключается в исследовании потенциала организации системным подходом.

В первой главе исследованы теоретические основы системного подхода при анализе потенциала организации.

Во второй главе содержится анализ потенциала организации (на примере ресторана ООО «Венеция»).

В третьей главе обоснованы проблемы, выявленные при анализе организации и даны рекомендации по их устранению.

В заключении сделаны основные выводы и предложения по реализации результатов проведенного исследования.

1. Теоретическое обоснование системного подхода при анализе потенциала организации

1.1 Понятие и сущность потенциала организации как базового фактора её конкурентоспособности

Выбор стратегии развития фирмы напрямую связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал фирмы и ее конкурентоспособность.

Потенциал фирмы представляет собой совокупность ее возможностей по выпуску продукции и оказанию услуг и включает внутренние переменные и управленческий потенциал. Возможности организации предопределены ее ресурсами (факторами производства), находящимися в ее распоряжении. К ресурсам фирмы относятся технические, технологические, кадровые, информационные, финансовые, организационные (структура, система принятия решений, контроля и т. п.) и временные ресурсы. В рыночной экономике потенциал организации зависит как от внутренних факторов, так и от потребительского спроса, действий конкурентов, экономической ситуации в стране и др. К особенностям потенциала фирмы можно отнести его вероятностный характер, изменчивость и др.

Потенциал предприятия во многом определяет такую важную для стратегического развития фирмы характеристику, как конкурентоспособность. Конкурентоспособность фирмы характеризует ее способность противостоять конкурентам, вести эффективную конкурентную борьбу за рынки сбыта. Конкурентоспособность фирмы является относительной характеристикой, определяемой объектом сравнения. Факторами, определяющими конкурентоспособность фирмы, являются потенциал фирмы (ресурсный и инновационный), умелый выбор стратегии, потенциал ее высшего руководства, финансовые результаты ее деятельности.


По содержанию стратегия фирмы является моделью поведения, механизмом достижения ее целей.

Таким образом, задачей стратегического управления является реализация целей организации за счет имеющегося потенциала в соответствии с требованиями внешней среды для достижения конкурентных преимуществ и эффективного функционирования фирмы.

В целом на разработку стратегии влияет целый ряд факторов: миссия и цели фирмы, состояние рынков, потенциал фирмы, конкурентные преимущества, характер продукции и услуг, организация бизнеса и возможность организационных изменений, программы и проекты развития, организационная культура, компетентность и амбициозность высшего руководства. Эти факторы одновременно являются и элементами стратегического управления фирмой. [1]

Возможности организации определяют ресурсы (факторы производства), находящиеся в ее распоряжении. К ним относятся:

  • технические ресурсы (производственное оборудование, сырье, материалы);
  • технологические ресурсы (способы изготовления продукции);
  • кадровые ресурсы (численность и квалификация кадров и др.);
  • информационные ресурсы (сведения о системе и внешней среде, объемы перерабатываемой информации, ее достоверность, своевременность и т.д.);
  • финансовые ресурсы (величина и использование денежных средств, финансовое состояние предприятия и др.);
  • организационные ресурсы (применяемые способы принятия решений, организация системы планирования, контроля и т.д.);
  • временные ресурсы (время является невосполнимым ресурсом).[2]

Отмечается большая вариантность объединения различных ресурсов в единое целое, приводящее к огромному разнообразию внутреннего строения организации и их состояний. Улучшая внутреннее строение, т.е. работая над совершенствованием пропорций и поддержанием сбалансированности видов используемых ресурсов, предприятие увеличивает свои возможности, организованность. Потенциал организации зависит, следовательно, от внутренней среды, но сейчас в значительно большей степени он зависит от внешних условий: величины потребительского спроса, действий конкурентов, отношений с поставщиками сырья политики правительства и т.д.[3]

На практике не столь редки случаи, когда возможности организации по выпуску определенного товара достаточно высоки, но этот товар теряет спрос или совсем не пользуется им. Это случается зачастую тогда, когда допущены ошибки в определении целей организации или они плохо увязаны по уровням управления и во времени. В итоге потенциал уменьшается. Для обеспечения соответствия рынку необходимы поиски нового качества и иных составляющих потенциала. Если этого не произойдет, организация потеряет конкурентоспособность.[4]


К особенностям потенциала предприятия можно отнести:

  • вероятностный характер потенциала;
  • его величина определяется «слабым звеном», т.е. наименее развитой составляющей потенциала;
  • изменчивость, происходящая под влиянием: изменений в качестве, пропорциях ресурсов;
  • изменением условий среды, в которых действует предприятие.

Потенциал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического управления. Со стороны «входа» этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации. Со стороны "выхода" в него включаются произведённые продукты и услуги, набор правил социального поведения, помогающий организации добиваться своих целей.

Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. Это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, a также и руководить ответными стратегическими действиями. [5]

Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой менеджеров. При этом использовались разнообразные пути: разного рода отчеты, выступления и даже мемуары менеджеров преуспевающих предприятий; выводы в рамках изучения конкретных случаев, носивших более систематический характер; эмпирические исследования факторов успеха, подтверждаемые с научно-теоретических позиций.

В 60-х годах стратегическая мысль концентрировалась на координации и интеграции функциональной деятельности с расчетом на системную ориентацию. Затем внимание менеджеров сместилось к маркетинговым проблемам с упором на оптимизацию товарно-рыночных комбинаций, а в 70-х годах разрабатывается теория стратегии на базе моделирования фирменного опыта («кривой обучения») с целью укрепления конкурентных позиций предприятий. Научный подход выдвинул такие направления, как получение эффекта от расширения масштабов производства и оптимизации товарной номенклатуры.[6]

В 80-х годах наметилось два подхода к выявлению конкурентных преимуществ, обеспечивающих конечный успех, – рыночная ориентация и ресурсная ориентация. В соответствии с первой парадигмой, разработанной специалистами Гарвардской школы, стратегический успех фирмы зависит, с одной стороны, от структуры отрасли, в которой она выступает, а с другой – от выбранной принципиальной стратегии для данной хозяйственной области. Привлекательность отрасли обуславливается действующими в ней конкурентными силами. Чем сильнее в отрасли конкуренция, тем меньше ее привлекательность для фирмы.


Эмпирические исследования показали, что отраслевая структура во многом определяет успех предприятия. Таким образом, возможности выбора принципиальной фирменной стратегии кроются в таких областях, как явное преимущество в издержках, оперативная дифференциация производства, быстрый захват рыночных ниш. Правильный выбор стратегии менеджеров может сыграть роль в обеспечении успеха предприятия.

четко на сбыта. стала критики. Она факторы , могут в , например, и процессы, или персонала, участвует в . Не учитывается и социальные . Таким , рациональный без внимания , и социальные поведения . [7]

чисто неизбежно к , что важное факторов уделяется его и ими. Принципиальное подхода тем, что в ресурсах не производной от фирмы, ее потенциал выступление на .[8]

В ресурсного то обстоятельство, что располагает , которые она на рынке и комбинировать в со возможностями. В одна из ресурсного . организация и комбинацию , быстрее, , то ему гарантирован успех.

, что при принципов для областей с отрасли, и необходимы и ресурсов, и . Лишь может , ориентации предпочтение – или .[9]

Стратегический организации , прежде , с структуры в работает . Здесь , что основной являться , собой , которые и услуги и между .[10]

На в отрасли сил, которые американский М. , которые конкуренции.

из них – между в , между , аналогичную и ее на одном и том же . может и беспощадной, а неписаным : джентльменские возможность падения в результате цен, а также на рекламу и на рынке. конкурировать по одному ( , ценовая ), по нескольким (, , качество , торговли, , ). Конкурентная более при числа при выравнивании их и и при медленном на данный .

В если в ту или отрасль не труда, а достаточно , фирм в ней . Так появляется , воздействующая на – появления . Если при фирм, спроса не пропорционально в целом по , то , а, следовательно, и падать. , приход в фирм границу отрасли.

, воздействующей на , угроза . Под заменителем , отвечающий тем же , что и товар, в отрасли. по параметрам более для , то он предпочтет аналогичным с зрения фирм. на появился , реальную , фирмы, , воздержатся от цен на товары и и стремиться их.

силой покупателей условия. способны на уровень . Покупатели этим условия, и те, в , будут свои с тем, заключить с клиентом. также привилегированное и фирмам-продавцам как, например, товаров, и др. Аналогично пользующихся могут цены, , образом, на прибыли.

диктовать является , воздействующей на . имеют , поставки так или иначе для , когда на несколько , занимающих позиции и между .