Файл: Методы и средства семейного воспитания (Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 521
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1. Методы и формы семейного воспитания
1.2. Принципы семейного воспитания
1.3. Социально-педагогические типы личности ребенка
1.4. Факторы семейного воспитания
Глава 2. Современная семья и ее проблемы
2.1. Особенности семейного воспитания
Глава Практические диагностики воспитания
3.2. Тест для родителей «Правильная ли Ваша позиция по отношению к детям»
Глава Практические диагностики воспитания
3.1. Опросник «Меры заботы»
Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
«Категорически не согласен» — 1 балл.
«Я не спешил бы с этим согласиться» — 2 балла.
«Это, пожалуй, верно» — 3 балла.
«Совершенно верно, я считаю именно так» — 4 балла.
Обработка результатов
Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка — главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей — значит учить их обходиться без нас».
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!
? чел. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Итог |
1 |
4 |
1 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
33 |
2 |
3 |
1 |
4 |
1 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
36 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
37 |
4 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
35 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
35 |
6 |
4 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
36 |
7 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
39 |
8 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
4 |
4 |
2 |
3 |
41 |
9 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
32 |
10 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
4 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
37 |
11 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
46 |
12 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
4 |
2 |
4 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
42 |
13 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
35 |
14 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
32 |
15 |
1 |
1 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
1 |
4 |
2 |
2 |
4 |
39 |
По результатам опросника видно, что большинство (80%) родителей уделяют достаточное внимание своим детям. При чем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, а об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями и получать помощь от взрослых.
3.2. Тест для родителей «Правильная ли Ваша позиция по отношению к детям»
Многие психологи считают, что родители, стремящиеся играть роль приятеля в отношениях с детьми, забывают о том, что самой природой им предназначено быть опорой своему ребенку.
Правильную ли позицию занимают родители по отношению к своим детям - старшеклассникам, поможет им определить тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.
Посчитайте баллы пользуясь таблицей:
А |
Б |
В |
Г |
|||||||||||||||||
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
||||||||||||||||
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
||||||||||||||||
3 |
0 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||||
4 |
1 |
3 |
2 |
0 |
||||||||||||||||
5 |
2 |
3 |
0 |
1 |
||||||||||||||||
6 |
0 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||||
7 |
1 |
0 |
2 |
3 |
||||||||||||||||
8 |
3 |
1 |
2 |
0 |
||||||||||||||||
9 |
1 |
3 |
2 |
0 |
||||||||||||||||
10 |
0 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||||
11 |
3 |
2 |
1 |
0 |
||||||||||||||||
12 |
2 |
1 |
3 |
0 |
||||||||||||||||
чел. ? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|||||
1 |
Б |
Б |
Б |
А |
Б |
А |
А |
А |
А |
Б |
А |
Б |
А |
А |
А |
|||||
2 |
Г |
А |
А |
В |
Г |
Б |
Г |
В |
А |
Г |
Г |
Б |
Г |
Г |
Г |
|||||
3 |
А |
А |
А |
Б |
А |
А |
Б |
А |
А |
Б |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
|||||
4 |
А |
Г |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Г |
А |
А |
А |
|||||
5 |
В |
Г |
В |
А |
Б |
В |
А |
А |
Б |
Г |
А |
А |
Г |
Г |
Г |
|||||
6 |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
В |
В |
В |
Г |
В |
А |
А |
А |
А |
|||||
7 |
Б |
Г |
В |
А |
Б |
В |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
В |
Б |
Г |
Г |
|||||
8 |
Б |
А |
Г |
А |
Б |
В |
В |
Б |
Б |
Г |
Б |
Г |
Б |
А |
Б |
|||||
9 |
А |
А |
Г |
Г |
Г |
А |
А |
Г |
Г |
Г |
А |
Б |
Г |
В |
А |
|||||
10 |
А |
А |
А |
Б |
А |
А |
А |
А |
Б |
А |
А |
А |
Б |
В |
А |
|||||
11 |
Б |
Г |
А |
А |
А |
Б |
В |
Г |
Г |
А |
Б |
А |
А |
Г |
Г |
|||||
12 |
Г |
Б |
Б |
Б |
Б |
А |
В |
Б |
А |
Г |
Г |
Г |
А |
Б |
Б |
|||||
Итог |
5 |
12 |
10 |
19 |
7 |
15 |
19 |
14 |
18 |
10 |
17 |
14 |
15 |
14 |
11 |
По результат данного теста мы видим, что большинство (60%) родителей ведут себя с детьми как приятели. При этом в определенный момент входят в роль наставника, чтобы показать образец зрелого и ответственного поведения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Заключение
Семья человеку о целях ценностях, том, нужно и себя В ребенок первые знания. применения отношениях другими усваивает поведения различных общения. и родителей, пример, у привычки и оценки и
воспитании заинтересованы только но все Семейное - не часть воспитания, и важная уникальная Во-первых, дает уроки которые основу руководства действиями поведением. семейное очень поскольку осуществляется и охватывает аспекты личности. строится основе контактов эмоциональных между и И идет об чувствах и а ощущениях безопасности, возможности своими и помощь взрослых.
За историю семьи немало о семьи. них важные которые можно к законам детей семье.
На принципа человеческой можно вывод, дети не от родителей. точный ребенка получаем, суммировать и обоих и его
Библиография
- Т.М. - изд., и - Просвещение, - с.
- Л.Э. успешного детей семье. URL: https://www.prodlenka.org/domashnee-vospitanie/5031-uslovija-uspeshnogo-vospitanija-detej-v-seme.html обращения:
- Э. в играют Люди, играют игры. СПб.: 1992. 400
- М.И. из семьи: дет. Кн. учителей родителей. М.: 1988. 207
- Т.С. семьи Организация содержание по защите детей семей. 2003. № - 76-77
- Г. развития. Питер, - с.
- Б.В. воспитания структуры взрослого ребенка Демократическая 2014. № - 146
- С.Н. семьи: - пособие С.Н. - : 2006. 164
- А.Н. психологические в томах: - Педагогика, - с.
- А.С. для - Издательство 2014. 288
- В.М. семейного - 2000. 256
- А.В. в образования характеристика / Мудрик Классный 2002. 334
- А.В. педагогика: для пед. / ред. Сластенина. М.: центр 2007. 184
- Краткий - ООО 2013. 127
- И.П. Учебник вузов. 2003. 575
- И.П. : 3-х кн. : и воспитания учеб. студентов обучающихся направлениям и в "Образование педагогика" И.П. - изд. и - Гуманитар., центр 2007. 463
- Б.В. - : НГУ, - с.
- И.И. психология. пособие Сердюк - КубГУ, - с.
- Сообщество учителей. URL: http://www.pedsovet.su/publ/75-1-0-2879 обращения:
- педагогика учебное / - О.П. - : 2015. 261
- В.А. педагогика. М.: - с.
Приложение
Опросник «Меры заботы»
1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6. Воспитание — это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний — ограничение контактов с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
Тест для родителей «Правильная ли Ваша позиция по отношению к детям»
- Ваша дочь (сын) требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится, на программу рок-музыки, что вы делаете?
- Выполняете просьбу и слушаете рок-музыку вместе с ней/ним
- Отвечаете, что ей/ему придется подождать пока закончится фильм
- Обещаете купить для нее портативный телевизор
- Записываете фильм на видеокассету, а ребенку позволяете слушать музыку
- Вы видите в своих детях:
- Людей равных вам
- Тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость
- Маленьких взрослых
- Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах
- Какую прическу вы носите?
- Которая больше всего вам подходит
- Которая отвечает последней моде
- Котора копирует прическу рок-звезды
- Которая копирует силь сына/дочери
- Поговорим о вашем возрасте:
- Знают ли ваши дети сколько вам лет
- Вы предпочитаете не замечать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми
- Скрываете ли вы свой возраст от детей
- Настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше
- Как вы одеваетесь?
- Подражаете стилю рок-звезды, любимой дочерью/сыном
- Стараетесь следовать стилю ребенка, полагая, что это поможжет установить более тесную связь между вами
- Выбираете ту одежду, которая лучше подходит вам
- Следуете молодежной моде, т.к. чувствуете себя моложе
- Как вы поступите, еси заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?
- Посчитаю, что это его личное дело
- Станете подшучивать над его женственностью
- Скажите, что это модно, не желая, чтоб он счел вас старомодным
- Купите такую же серьгу и наденете ее
- Сын/дочь заводит музыку на полную громкость, а вы?
- Затыкаете уши ватой, делаете свои дела
- Уменьшите громкость
- Миритесь с этим, раз ему/ей так хочется
- Говорите, что музыка буквально бьет вас по голове
- При споре с детьми вы:
- Редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отергать вас
- Соглашаетесь изменить позицию, т.к. дальнейший спор безполезен
- Оставляете последнее слово за детьми, не желая с ними спорить
- Соглашаетесь с ними, если они дествительно правы
- Дети пригласили сверстников. А вы:
- Предоставите их самим себе: пусть делают что хотят
- Составите им компанию, стремяь держаться на равных
- Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми
- Ни во что не вмешиваетесь, но делаете, что всегда рядом, если что-то произойдет
- Дети собираются на дискотеку, но вас с собой не берут, Вы:
- Не удивляетесь, т.к. они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы
- Печалитесь, т.к. хотели потанцевать вместе с ними
- Обижаетесь, т.к. они не хотят разделить с вами свое веселье
- Расстраиваетесь, т.к. готовились пощеголять в обновке
- Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Чтобы быть с детьми в хороших отношениях
- Потому что это позволяет сократить разницу в возрасте
- Потому что это может держать семью вместе
- Потому что для вас это естественно
- Свои отношения с детьми строите так:
- Обращаетесь с ними как со взрослыми
- Обращаетесь с ними как с маленькими
- Стараетесь быть их приятелями
- Ведете себя так, как должно родителям