Файл: Методы и средства семейного воспитания (Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 524

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4. Факторы семейного воспитания

Представление "воспитательный потенциал семьи" в научной литературе возникло не так уж давно. Ученые включают в него целый ряд характеристик. Предпочтение отдается таким особенностям семьи, как ее тип, структура, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей. Но, надо иметь в виду, что ни один из этих факторов не может обеспечить уровень воспитания в семье друг без друга. Их стоит рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы можно разделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (Мудрик А.В.)[8]. Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом зависит от отношения родителей к этой деятельности: равнодушно, ответственно или легкомысленно. Особенно благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: в какой степени они осознают ответственность за воспитание детей.

А.С.Макаренко в "Книге для родителей" развил мысль о том, что воспитание детей в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом[9]. В настоящее время печальное подтверждение этим словам классика педагогика требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих "плохо воспитанных" граждан, их перевоспитания и лечения.

Семья - сложная система взаимоотношений между родственниками. В совокупности эти взаимоотношения составляют микроклимат семьи, влияющий на эмоциональное самочувствие всех ее членов. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон)[10].

Социально-экономический фактор. Определяется имущественными чертами семьи и занятостью родителей. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат. Возможность семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом связаны с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последнее время на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их финансовом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны.


Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания.

Удобная и красивая среда обитания оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка. Таким образом, психологи могут отметить, что люди, выросшие в новых микрорайонах со стандартной архитектурой и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и стереотипно.

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания: в полной или неполной семье, многодетной или однодетной? Ответ не может быть однозначным. Издавна считалось, что полная семья - залог успешного воспитания ребенка. А вот в неполной семье хорошо воспитать ребенка очень проблематично. В гармоничной семье тот и другой родитель и ребенок взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия и любви. Очевидно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного. Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято называть неблагополучными (М.И.Буянов)[11]. А сами дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения (воспитание "по типу Золушки"), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, "сдувают пылинки"[12].

В устах профессиональных педагогов выражение "ребенок из неполной семьи" часто имеет подтекст "Что хорошего можно от него ожидать?". Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз подчеркивая, "что он не такой, как все"[13].

Независимо кто стоит во главе неполной семьи - мужчина или женщина, необходимо помнить, что ради гармонического развития личности нужно, чтобы малыш приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями путем адекватных моделей женского и мужского поведения.

Глава 2. Современная семья и ее проблемы

2.1. Особенности семейного воспитания

Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка - это первая школа отношений с людьми. Поэтому в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости[14].


Спецификой семейного воспитания является органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. При этом проходит все этапы: от простых попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. С самого начала семья находится на чувстве любви, которое определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Тот, кто недополучил родительской любви вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Ребенок, наоборот из атмосферы чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности[15].

Другой специфической чертой семейного воспитания считается тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. Это означает - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. Несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Функции семьи - это способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Основная функция семьи - репродуктивная, а именно биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наравне с этой функцией семья выполняет ряд других важных социальных функций:

  • воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
  • духовного общества - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная получение защиты, поддержки, стабилизация и психологическая [16]

Основная семьи выполнение функций Под функциями создание только взаимоотношений родителями их но их а определенного жизни и ее

В происходит эстетическое, умственное нравственное детей, от к По дела и в дают знания природе, производстве, технике; опыт деятельности; некоторые навыки; отношение миру, профессии, Главное в воспитании нравственное И основе таких как доброта, и к честность, трудолюбие. сюда послушание.[17]

2.2. и семейного в семье

Проблемы семье проблемы воспитании. семья сильно на в человека, можно утверждать, состояние определяет современного и в воспитания.

В семей силы время расходуется на формирование развитие а материальное Духовное родителей детьми, совместные для семей непозволительной Общение с сводится основном контролю учебой в а контроль выяснению какие получены.[18]

Наиболее причины воспитания в следующие:

  • невысокий уровень трудовых
  • низкая общественной
  • двойная на в - на и семью
  • высокий разводов
  • обострение между
  • увеличение между и

На всей существования накопилось наблюдений воспитанием Из вытекают выводы, можно как закономерности детей. хотя еще имеют закономерной но своему стоят первичных и заключений. [19]

Что мешает эффективное воспитание?

Во-первых, Если имели в они быть что проблемы и их

Во-вторых, это подвластно изменяющиеся постоянно условия В родителей было что в детей. и число

В-третьих, снижающаяся семейного где педагогическая родителей малую Здесь отход народной традиций воспитания.[20]

И.П. выделяет общих и в детей:

  1. Приоритет круга на что влияния друг друга пропорциональна их Установки круга для весомее сильнее, норма сообществ, и в Следовательно, дает наибольший сделать детей
  2. Очень любить тогда станут без усилий.
  3. В воспитании полезно прием кризиса", требует, в и ситуациях обострять доводя до где еще под и корректировать ребенка.
  4. Правило короля" педагогической может передано Кантона "Велик учитель, выполнит то, учит". педагоги требовать детей то, чем можете примером.
  5. Всегда помнить зависимости отношения", воспитание зависит не события, от восприятия. привыкнув смотреть поступки осуждающе, поступок не Например, возвращения в ч всегда но это быть важные
  6. Необходимо и "инерции и ребенку в любого Далее наращивать и конце фору. праздника" свойством стойкости, ребенок помнить нем тогда, исчезнет повод.
  7. Многие в детей одну ту причину увеличение вместе Собранные "мелочи" определяют "человека", его лицо". ученика, в педагога, обобщенным, потому для воспитания. должна на своего и педагогов к
  8. Плавность постепенность важные воспитания Вы чего резкостью натиском многого плавной терпеливой "Взрыв" практиковать редко осторожно.
  9. Полезно в семейного "зависимость за 20% времени достигает результата, за 80%, лишь Следовательно, "вдогонку"
  10. учитывать доступности, и Не усложнять воздействие подробностями. должно четко и выполнено.

Успех зависит от как поощряют наказывают как стимулируют деятельность готовят к В и практике широко точка согласно всякое похвала, доверия педагогическое рассчитанное стимулирование эмоций принято поощрением. наказаниям любое угрозу, [21]

Поощрения наказания стороны требуют такта любви детям. использование и в может трудности воспитании и привести ошибкам.

2.3. успешного воспитания

Одним условий в детей семье наличие семейной авторитета правильного дня, приобщения к и к

Нормальная атмосфера это родителями долга чувства за детей, на уважении и постоянном к трудовой общественной помощь поддержка больших малых [22]

Для высоконравственной в нужно семейные крепкие и К относится общественных семейных по дня взрослых малышей. подарков, вручение атмосферу радости счастья, формирует культуру, семью коллектив.

Успешным считать воспитание, котором режим детей. включает распорядок детей течение - на сон, процедуры, упорядоченный пищи, все труда отдыха. этом возраст состояние ребенка.

Режим должен воспитательное что лишь обязательном к выполнению напоминания Со старших осуществляться за выполнением моментов трудовых оценка помощь возникновении [23]

Особое в ребенка семье уделить В возрасте любит сказки, ему взрослые. книг узнает хороших об делах, о и В побеждает сильный, справедливый, и человек, злой, карается и Слушая ребенок остается к героя. переживает, радуется огорчается, у формируются постепенно интерес книге. поступлением в когда научится важно интерес выработать самостоятельного систематического

Только приобщит к и начнет книги спутниками приобретении знаний. интерес чтению ребенка библиотеку, книжный У будут герои, он подражать.

Непросто значение в человека. труд высокий тонус и органов улучшает физиологические в - дыхание, обмен рост тела отдельных Физический является борьбы утомлением, для занимающимся трудом.

Трудовое является частью развития Потому, ребенок относиться труду, трудовыми он обладать, будут о ценности.

Авторитет является из условий в Отец мать воспитать члена на и их власть их в детей. - самые и люди ребенка, дети подражать быть на

Родители во показывать пример Хорошие детей родителей семье на уважении доверии к Дети в советчиков всех делах, в с рода истинных с можно и и Родители предъявлять детям требования, уважая личность.