Файл: Методы и средства семейного воспитания (Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 515
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1. Методы и формы семейного воспитания
1.2. Принципы семейного воспитания
1.3. Социально-педагогические типы личности ребенка
1.4. Факторы семейного воспитания
Глава 2. Современная семья и ее проблемы
2.1. Особенности семейного воспитания
Глава Практические диагностики воспитания
3.2. Тест для родителей «Правильная ли Ваша позиция по отношению к детям»
Введение
Семейное воспитание имеет большое значение в воспитании, образовании и становлении человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того, как добротен и тверд данный фундамент, зависит многое в судьбе человека.
Семейное воспитание - процесс воздействия на детей со стороны родителей и остальных членов семьи в целях достижения желаемых результатов. В неразрывном единстве осуществляется семейное, школьное и социальное воспитание.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Воздействие семьи особенно важно в начальный период жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше она оказывает влияние на воспитание, тем выше показатели морального, физического и трудового воспитания личности. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять в какой семье он воспитывается. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не понятны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание ребенка.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в разных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим малыша, подкреплялось определенными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Цель курсовой работы: доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачи данной работы:
- определить само понятие "семейное воспитание" и его роль в формировании личности ребенка;
- выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе;
- отметить специфику воспитания и определить его значение
Объектом курсовой работы является семейное воспитание.
Предметом является изучение содержания и сущности современного семейного воспитания.
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1. Методы и формы семейного воспитания
Методы воспитания детей в семье - это способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на создание и поведение детей. Они имеют свою специфику[1]:
- влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
- выбор методом зависит от педагогической культуры родителей.
В основном все родители в воспитании своего ребенка используются общие методы, такие как: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.
- Знание родителями своих детей. Их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами и т.д. Но к сожалению, многие родители не могут ничего сказать об увлечениях своих детей.
- Личный опыт родителей. Их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
- Некоторые родители выбирают совместную деятельность. Интенсивное общение во время совместного труда, походов, прогулок дает хорошие результаты. Дети становятся более откровенны, что помогает родителям лучше понимать их. Но, если нет совместной деятельности, то и не будет возможности для общения.
- Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Издавна считалось, что в семьях педагогов дети всегда лучше воспитаны[2].
"Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка - в его дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложных душевных движений развивающегося человека". - писал В.А. Сухомлинский[3].
1.2. Принципы семейного воспитания
Принципы воспитания - практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Отталкиваясь из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
К одним из важных принципов современного семейного воспитания относятся: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности малыша и др. Рассмотрим их подробнее.
Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием общественно-культурного ориентира, представляющего собой идеал воспитательной деятельности и ее предполагаемый итог. В значимой степени современная семья ориентируется на конкретные цели
Принцип научности. На протяжении столетий домашнее воспитание строилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение. Но в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с недопониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.
Принцип гуманности. Регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.
Принцип уважения к личности малыша. Принятие ребенка родителями как данность, таким, какой он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами и привычками. Родители "наградили" ребенка определенной внешностью, природными задатками, чертами характера. В Воспитании используют те или иные средства, от чего зависит процесс формирования характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша[4].
1.3. Социально-педагогические типы личности ребенка
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь свойств личности ребенка, которые вытекают из того сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о котором в свое время говорил Э. Берн[5].
Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предложенных вариантов в зарубежной и отечественной психологической литературе. Предлагаемая Минияровым диагностика изучает отклонения в норме от того гармонического типа личности, который всегда был идеалом воспитания.
Таблица 1.
Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания
Виды отношений |
Типы личности |
|||||
Конформный |
Доминирующий |
Сензитивный |
Инфантильный |
Тревожный |
Интровертивный |
|
Отношение родителей к деятельности ребенка |
Удовлетворение желаний ребенка путем ласки, смирения, сопереживания |
Стимулирование к состязанию с другими |
Предоставление полной свободы действий |
Предупреждение всех самостоятельных действий, ограничение инициативы |
Полное ограничение самостоятельной деятельности |
Ребенок предоставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельной деятельности |
Отношение родителей к методам поощрения и наказания |
Непоследовательное или даже одновременное применение наказаний и поощрений |
Похвала и поощрение |
Ни похвалы, ни наказаний |
Никогда не наказывают, только хвалят |
Применение насильственных мер в виде наказаний |
Отсутствуют похвала и наказание |
Отношение родителей к ребенку |
Отсутствие заботы о детях |
С восторгом, гордостью |
С любовью и вниманием, добрые, простые отношения |
Предупреждают все его требования и желания |
Жесткие, требовательные |
С любовью |
Отношение родителей к окружающим людям |
Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к мелкой наживе |
Ставят себя в пример и своего ребенка |
Живут жизнью ребенка. Помогают окружающим людям |
Хвастается своим ребенком |
Раздражение по отношению к окружающим людям |
Доброе терпеливое отношение к людям с искренностью и любовью |
Отношение родителей к нравственным ценностям |
Требование от детей соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе |
Требуют формального соблюдения нравственных норм |
Приучают действовать не по шаблону, а по совести |
Стараются ласками и уговорами сделать их умными и послушными. Соблюдают внешнее приличие |
Беспрекословное выполнение нравственных требований |
Строгое требование действовать по правилам |
Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка |
Не возбуждают внимание ребенка, не побуждают к размышлениям. Стараются устранить такие рассуждения |
Потакательство всему, чем ни занимался, Лишь бы мог выделиться |
Наблюдательность, привычка к размышлению над окружающими явлениями, понимание связи их внутреннего |
Не побуждается к размышлениям и мыслительным действиям, т. к. распоряжается своим временем |
Запрещается рассуждать, обязан выполнять немедленно распоряжения |
Родители много беседуют и рассуждают |
Стиль семейного воспитания |
Попустительский |
Состязательный |
Рассудительный |
Предупредительный |
Контролирующий |
Сочувствующий |
В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребенка[6].
Сочувствующий стиль. Из-за частой занятости родителей, малыш предоставлен сам себе. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка этому поведению на ошибках других.
Попустительский стиль. Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители абсолютно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют те, которые можно получить за счет других людей. Выполняя правила, требования родители действуют по ситуации. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. Ребенок имеет полную свободу в выборе форм поведения, но на людях обязан соблюдать правила приличия.
Состязательный стиль. Родители ищут в действиях своего малыша нечто отличительное от остальных детей. В случае успеха ребенок будет вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Главное для родителей то, как выглядит их ребенок в обществе, а на человеческие качества не обращают внимания.
Рассудительный стиль. Благодаря методам проб и ошибок, ребенок приобретает личный опыт за счет предоставления ему полной самостоятельности. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Строго следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Отсутствие наказаний порождает желание не причинять вред другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка.
Предупредительный стиль. Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, напротив испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает.
Контролирующий стиль. Родители представляют ограниченную самостоятельность, держат все под своим контролем. Нередко наказывают за неверное поведение, начиная с командно – приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем. «Ребенок – мишень», на которого сыпятся все шишки.
Гармоничный стиль. Он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что указано в прежних стилях воспитания.
Развитие определенного типа поведения человека зависит от отношения отца и матери к своему ребенку и от удовлетворения его психических потребностей[7].
Потому в жизни каждого человека родители играют огромную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что от них зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.