Файл: Методы и средства семейного воспитания (Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1. Методы и формы семейного воспитания
1.2. Принципы семейного воспитания
1.3. Социально-педагогические типы личности ребенка
1.4. Факторы семейного воспитания
Глава 2. Современная семья и ее проблемы
2.1. Особенности семейного воспитания
Глава Практические диагностики воспитания
3.2. Тест для родителей «Правильная ли Ваша позиция по отношению к детям»
1.4. Факторы семейного воспитания
Представление "воспитательный потенциал семьи" в научной литературе возникло не так уж давно. Ученые включают в него целый ряд характеристик. Предпочтение отдается таким особенностям семьи, как ее тип, структура, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей. Но, надо иметь в виду, что ни один из этих факторов не может обеспечить уровень воспитания в семье друг без друга. Их стоит рассматривать только в совокупности.
Условно эти факторы можно разделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (Мудрик А.В.)[8]. Рассмотрим их подробнее.
Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом зависит от отношения родителей к этой деятельности: равнодушно, ответственно или легкомысленно. Особенно благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: в какой степени они осознают ответственность за воспитание детей.
А.С.Макаренко в "Книге для родителей" развил мысль о том, что воспитание детей в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом[9]. В настоящее время печальное подтверждение этим словам классика педагогика требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих "плохо воспитанных" граждан, их перевоспитания и лечения.
Семья - сложная система взаимоотношений между родственниками. В совокупности эти взаимоотношения составляют микроклимат семьи, влияющий на эмоциональное самочувствие всех ее членов. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон)[10].
Социально-экономический фактор. Определяется имущественными чертами семьи и занятостью родителей. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат. Возможность семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом связаны с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последнее время на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их финансовом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны.
Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания.
Удобная и красивая среда обитания оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка. Таким образом, психологи могут отметить, что люди, выросшие в новых микрорайонах со стандартной архитектурой и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и стереотипно.
Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания: в полной или неполной семье, многодетной или однодетной? Ответ не может быть однозначным. Издавна считалось, что полная семья - залог успешного воспитания ребенка. А вот в неполной семье хорошо воспитать ребенка очень проблематично. В гармоничной семье тот и другой родитель и ребенок взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия и любви. Очевидно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного. Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято называть неблагополучными (М.И.Буянов)[11]. А сами дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения (воспитание "по типу Золушки"), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, "сдувают пылинки"[12].
В устах профессиональных педагогов выражение "ребенок из неполной семьи" часто имеет подтекст "Что хорошего можно от него ожидать?". Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз подчеркивая, "что он не такой, как все"[13].
Независимо кто стоит во главе неполной семьи - мужчина или женщина, необходимо помнить, что ради гармонического развития личности нужно, чтобы малыш приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями путем адекватных моделей женского и мужского поведения.
Глава 2. Современная семья и ее проблемы
2.1. Особенности семейного воспитания
Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка - это первая школа отношений с людьми. Поэтому в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости[14].
Спецификой семейного воспитания является органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. При этом проходит все этапы: от простых попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.
По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. С самого начала семья находится на чувстве любви, которое определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Тот, кто недополучил родительской любви вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Ребенок, наоборот из атмосферы чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности[15].
Другой специфической чертой семейного воспитания считается тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. Это означает - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. Несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Функции семьи - это способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.
Основная функция семьи - репродуктивная, а именно биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наравне с этой функцией семья выполняет ряд других важных социальных функций:
- воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
- духовного общества - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная получение защиты, поддержки, стабилизация и психологическая [16]
Основная семьи выполнение функций Под функциями создание только взаимоотношений родителями их но их а определенного жизни и ее
В происходит эстетическое, умственное нравственное детей, от к По дела и в дают знания природе, производстве, технике; опыт деятельности; некоторые навыки; отношение миру, профессии, Главное в воспитании нравственное И основе таких как доброта, и к честность, трудолюбие. сюда послушание.[17]
2.2. и семейного в семье
Проблемы семье проблемы воспитании. семья сильно на в человека, можно утверждать, состояние определяет современного и в воспитания.
В семей силы время расходуется на формирование развитие а материальное Духовное родителей детьми, совместные для семей непозволительной Общение с сводится основном контролю учебой в а контроль выяснению какие получены.[18]
Наиболее причины воспитания в следующие:
- невысокий уровень трудовых
- низкая общественной
- двойная на в - на и семью
- высокий разводов
- обострение между
- увеличение между и
На всей существования накопилось наблюдений воспитанием Из вытекают выводы, можно как закономерности детей. хотя еще имеют закономерной но своему стоят первичных и заключений. [19]
Что мешает эффективное воспитание?
Во-первых, Если имели в они быть что проблемы и их
Во-вторых, это подвластно изменяющиеся постоянно условия В родителей было что в детей. и число
В-третьих, снижающаяся семейного где педагогическая родителей малую Здесь отход народной традиций воспитания.[20]
И.П. выделяет общих и в детей:
- Приоритет круга на что влияния друг друга пропорциональна их Установки круга для весомее сильнее, норма сообществ, и в Следовательно, дает наибольший сделать детей
- Очень любить тогда станут без усилий.
- В воспитании полезно прием кризиса", требует, в и ситуациях обострять доводя до где еще под и корректировать ребенка.
- Правило короля" педагогической может передано Кантона "Велик учитель, выполнит то, учит". педагоги требовать детей то, чем можете примером.
- Всегда помнить зависимости отношения", воспитание зависит не события, от восприятия. привыкнув смотреть поступки осуждающе, поступок не Например, возвращения в ч всегда но это быть важные
- Необходимо и "инерции и ребенку в любого Далее наращивать и конце фору. праздника" свойством стойкости, ребенок помнить нем тогда, исчезнет повод.
- Многие в детей одну ту причину увеличение вместе Собранные "мелочи" определяют "человека", его лицо". ученика, в педагога, обобщенным, потому для воспитания. должна на своего и педагогов к
- Плавность постепенность важные воспитания Вы чего резкостью натиском многого плавной терпеливой "Взрыв" практиковать редко осторожно.
- Полезно в семейного "зависимость за 20% времени достигает результата, за 80%, лишь Следовательно, "вдогонку"
- учитывать доступности, и Не усложнять воздействие подробностями. должно четко и выполнено.
Успех зависит от как поощряют наказывают как стимулируют деятельность готовят к В и практике широко точка согласно всякое похвала, доверия педагогическое рассчитанное стимулирование эмоций принято поощрением. наказаниям любое угрозу, [21]
Поощрения наказания стороны требуют такта любви детям. использование и в может трудности воспитании и привести ошибкам.
2.3. успешного воспитания
Одним условий в детей семье наличие семейной авторитета правильного дня, приобщения к и к
Нормальная атмосфера это родителями долга чувства за детей, на уважении и постоянном к трудовой общественной помощь поддержка больших малых [22]
Для высоконравственной в нужно семейные крепкие и К относится общественных семейных по дня взрослых малышей. подарков, вручение атмосферу радости счастья, формирует культуру, семью коллектив.
Успешным считать воспитание, котором режим детей. включает распорядок детей течение - на сон, процедуры, упорядоченный пищи, все труда отдыха. этом возраст состояние ребенка.
Режим должен воспитательное что лишь обязательном к выполнению напоминания Со старших осуществляться за выполнением моментов трудовых оценка помощь возникновении [23]
Особое в ребенка семье уделить В возрасте любит сказки, ему взрослые. книг узнает хороших об делах, о и В побеждает сильный, справедливый, и человек, злой, карается и Слушая ребенок остается к героя. переживает, радуется огорчается, у формируются постепенно интерес книге. поступлением в когда научится важно интерес выработать самостоятельного систематического
Только приобщит к и начнет книги спутниками приобретении знаний. интерес чтению ребенка библиотеку, книжный У будут герои, он подражать.
Непросто значение в человека. труд высокий тонус и органов улучшает физиологические в - дыхание, обмен рост тела отдельных Физический является борьбы утомлением, для занимающимся трудом.
Трудовое является частью развития Потому, ребенок относиться труду, трудовыми он обладать, будут о ценности.
Авторитет является из условий в Отец мать воспитать члена на и их власть их в детей. - самые и люди ребенка, дети подражать быть на
Родители во показывать пример Хорошие детей родителей семье на уважении доверии к Дети в советчиков всех делах, в с рода истинных с можно и и Родители предъявлять детям требования, уважая личность.