Файл: Роль мотивации в поведении организации (Современные технологии мотивации персонала и их использование в практике управления сотрудниками ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Мотивация персонала — одна из основных функций менеджмента и управления персоналом. Именно труд как фактор производства и трудовые ресурсы признаются наиболее значимыми в деятельности компании, наиболее подверженными влиянию различных внешних и внутренних факторов, наиболее нестабильными. В то же время персонал является основным потенциальным источником выхода организации на новый качественный уровень. Именно персонал представляет собой важнейший стратегический ресурс организации, обеспечивающий ее развитие. Поэтому основной задачей любой организации является максимально эффективное использование потенциала своих сотрудников. В настоящее время происходит переориентирование современных технологий управления в сторону мотивации, которая учитывает глубинные личностные мотивы сотрудников, а также неформальную структуру организации.

Раскрывая степень разработанности темы, необходимо отметить, что проблемам мотивации персонала посвящено большое количество работ как российских, так и зарубежных авторов. Проблемы управления социально-трудовыми отношениями отражены в трудах зарубежных авторов о потребностях человека (К. Девис, А. Маслоу, Э. Мэйо и др.), мотивации к труду, теории трудового поведения (Ф. Герцберг, Ф. Тейлор и др.). Отдельные аспекты указанных проблем отражены в трудах российских ученых, таких как О. С. Виханский, В. Р. Веснин, И.Н. Герчикова, С. Ю. Трапицын А. Я. Кибанов, И. К. Макарова, П. Гаудж и другие.

Однако, несмотря на значительный интерес ученых к проблеме формирования и обеспечения эффективного использования технологий мотивации, недостаточно внимания уделено комплексному исследованию проблем мотивации персонала организаций, работающих в нестабильной среде, что указывает не необходимость более глубокого исследования рассматриваемой темы как в теоретическом, так и практическом аспекте.

Цель исследования, выполненного в работе, состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию технологий и методов мотивации персонала в современной компании. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и значение мотивации в системе управления персоналом организации;

2. Дать характеристику основных технологий и методов мотивации, который могут использоваться современной организацией;

3. Провести анализ особенностей построения системы мотивации в организации;

4. Провести анализ политики мотивации персонала на примере конкретной организации;


5. Выявить преимущества и недостатки в действующей системе мотивации персонала данной организации;

Объектом исследования, проведенного в работе, является ООО «Евростройстиль».

Предметом исследования является система мотивации персонала на данном предприятии.

Теоретическую основу работы составили современные концепции мотивации персонала, увязывающие потребности человека и возможности его побуждения к деятельности, которые нашли отражение в трудах российских и зарубежных ученых. Их библиографическое описание представлено в списке литературы.

Методологическую основу исследования составили методы сравнения, анкетирования, тестовые методики диагностики мотивационной среды предприятия.

Глава 1. Современные технологии мотивации персонала и их использование в практике управления сотрудниками

1.1. Мотивация сотрудников в системе управления персоналом организации.

Главная особенность современного управления состоит в признании возрастающей роли человеческого фактора и развитии новых форм и методов управления персоналом. В современной организации персонал рассматривается как ее главный актив, обеспечивающий эффективное использование всех других ресурсов организации. Какие бы новейшие технологии не использовала организация, насколько благоприятными ни были бы внешние условия, насколько отлаженной ни была бы автоматизированная система, без людей, без их знаний и подготовки, без желания и умения трудиться, без должной мотивации и достаточного стимулирования желаемой эффективности добиться невозможно. Именно поэтому функции мотивации принадлежит ключевая роль в системе управления персоналом современной организации. Мотивация трудовой деятельности работников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку представляет процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности для удовлетворения их собственных потребностей, интересов в сочетании с достижением целей организации.


Исследованию сущности и механизма мотивации в настоящее время посвящено большое количество работ различных ученых, которыми понятие мотивации исследуется в различных аспектах. Классическое определение мотивации подразумевает, что мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности[1].

В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту понятие мотивации имеет различные значения. Известные во всем мире классики М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют мотивацию - как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации[2].

По мнению Дж. М. Джоджа мотивация – это готовность (желание) человека выполнять какую - то определенную работу, обусловленная тем, что это удовлетворяет ту или иную его потребность[3].

По определению Р. Дафта – это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий[4].

Различные определения понятия «мотивация» сформулированы также и российскими исследователями в данной области. Так, по мнению И.Н. Герчиковой, мотивация – это основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы[5].

О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют мотивацию процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. Данные авторы также отмечают, что в процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения трудовых обязанностей[6].

И.К. Макарова рассматривает мотивацию как органическую часть процесса управления, посредством которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым результатом которого являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации[7].

В.Р. Веснин рассматривает мотивацию в двух аспектах. С одной стороны мотивация – это психологический процесс, начинающийся с физиологической или психологической потребности, которая активизирует поведение человека или создает у него побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. С другой стороны мотивация – это процесс целенаправленного воздействия на формирование мотивов поведения людей. В таком понимании мотивация – важнейшая функция управления, причем как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельной организации[8].


Обобщение всех перечисленных выше определений позволяет выделить три основных подхода к определению сущности мотивации:

  1. Мотивация как состояние человека (совокупность мотивов, формирование мотивов);
  2. Мотивация как внешний процесс воздействия на работника с целью достижения целей организации;
  3. Комплексный подход, основанный на сочетании двух предыдущих.

Современное представление о сущности мотивации формировалось под влиянием различных теорий. Исследования, проведенные в классической литературе, позволяют выделить две основных группы теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Теории первой группы основаны на исследовании содержательной стороны мотивации, а именно потребностей человека, которые являются основными движущими силами его поведения, а следовательно, и деятельности. К группе содержательных теорий мотивации следует отнести теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлеланда, К. Альдерфера.

Сторонники процессуальных теорий мотивации рассматривают потребности как один из элементов поведенческого процесса, связанного с конкретной ситуацией. Они делают акцент на распределение усилий личности и выборе определенного типа поведения для достижения конкретных целей. Помимо потребностей, в качестве переменных данных теорий также рассматриваются способности человека, ролевые ожидания, индивидуальные особенности. К числу основных процессуальных теорий мотивации относятся теория ожиданий В. Врума, теория Портера – Лоулера, теория справедливости Р. Адамса.

Вместе с тем следует учитывать, что классические теории не всегда применимы в практике мотивации персонала современных предприятий, т.к. не учитывают требования сложившихся условий функционирования экономики.

В связи с этим российскими авторами были разработаны новые теории мотивации. Основу их применимости обеспечивают несколько важных условий:

1. Учет классических теорий мотивации;

2. Фокус внимания на индивидуальных особенностях личности;

3. Применимость к российской действительности

Применение всех перечисленных выше групп теорий на практике позволяет рассмотреть механизмы мотивации трудового поведения. Для этого необходимо рассмотреть общую схему процесса мотивации, которая показана на рисунке 1. Как видно из данного рисунка, механизм мотивации начинается с осознания человеком какой – либо потребности. Условно их можно разделить на три вида:

  1. Физиологические (потребность в пище, жилье и т.д.)
  2. Психологические (потребность в стабильном, уравновешенном рабочем климате)
  3. Социальные (потребности в самореализации, самовыражении).

Потребность формирует ожидание работника и определяет тип его поведения в той или иной ситуации, формирует мотив к действию. Мотив – это осознанные индивидом побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей, отвечающие на вопрос: «Ради чего эта деятельность совершается?»[9] Таким образом, мотивы направляют поведение человека, указываю, что надо сделать для удовлетворения конкретной потребности.

Рисунок 1. Механизм мотивации персонала[10]

Другим элементом механизма мотивации является стимул – внешнее воздействие на личность, способствующее формированию мотивов[11]. Стимул активизирует трудовую деятельность работника, обеспечивает рост производительности труда и заработной платы, осознание значимости выполняемой работы, повышение творческого характера труда. Именно стимул побуждает человека к действию и определяет выбор средств, необходимых для удовлетворения конкретной потребности.

После того как выбрано средство достижения цели происходит само действие, которое в конечном итоге удовлетворяет потребность человека. На следующем этапе процесса мотивации, человек, проделав определенную работу, получает то, что он может использовать для удовлетворения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На заключительной стадии процесса мотивации происходит удовлетворение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. Таким образом, процесс мотивации носит циклический характер и возобновляется при возникновении новой потребности.

Анализ механизма мотивации персонала мотивации позволяет выделить несколько основных ее видов (рисунок 2)

Виды мотивации

Характер возникнове

ния

Способы формирования

Направлен

ность поведения

Внутренняя

Внешняя

Искусствен

ная

Естественная

Положитель

ная

Отрицатель

ная