Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы адаптации персонала в зависимости от типа организации
1.1 Понятие и виды адаптации персонала
1.2 Методы управления адаптации персонала
2. Анализ системы адаптации персонала на примере предприятий
2.1 Анализ механизмов адаптации молодых специалистов в НАЗ им В.П. Чкалова
2.2 Оценка действующей системы адаптации в кафе «Пельмени Project»
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена усилением роли человеческого фактора в управлении социально-экономическими системами. Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента.
В связи с происходящими в экономике России изменениями, носящими сегодня инновационный характер, особенно остро встает вопрос о диагностике и управлении процессом социально-экономической адаптации персонала предприятий. Актуальность решения данной проблемы обусловлена и теми жесткими требованиями, которые предъявляют сегодня хозяйствующие субъекты к адаптационным возможностям человека.
В процессе трудовой деятельности работник сталкивается с новыми для него обстоятельствами, порой требующими от него овладения новыми профессиональными знаниями и навыками, выработки определенной линии поведения, изменения установок, взглядов, убеждений и др. Сказанное в полной мере относится как к работникам, вступающим в трудовую жизнь впервые, так и к тем, кто по тем или иным причинам принял или вынужден был принять решение о смене места работы.
Эффективность работы нового сотрудника в организации на начальном этапе зачастую бывает несколько ниже ожидаемой. Это определяется рядом причин. Любому человеку нужно понять специфику должностных обязанностей и изучить организационные связи в новой компании. Организации рекомендуется проводить мероприятия по адаптации персонала. Это необходимо для наиболее быстрого освоения новичком в компании. В настоящей статье рассмотрены основные этапы адаптации персонала и даны рекомендации по наиболее эффективным способам организации этого процесса.
Адаптация сотрудника вполне обширная тема для рассмотрения, и ей занимались многие ученые. В этой области наиболее известны такие фамилии, как С.А. Шапиро, А.Я. Кибанов, Т.Ю. Базаров, каждый из которых выделяет важность, значимость и последствия профессиональной адаптации для сотрудника, причем не только для нового, но и для обыкновенного штатного персонала.
Объект исследования – адаптация как управленческая категория.
Предмет исследования – способы управления адаптацией персонала.
Цель данного исследования – изучить специфику управления профессиональной адаптацией персонала на примере разных организаций.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и характеристику процесса адаптации на предприятии;
- охарактеризовать методы управления адаптацией персонала;
- изучить опыт организации адаптации персонала на примере предприятий.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
1. Теоретические основы адаптации персонала в зависимости от типа организации
1.1 Понятие и виды адаптации персонала
Под адаптацией персонала понимается процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации и выработки собственного поведения в соответствии с требованиями среды [7, с. 82]. Другими словами, это установление взаимоотношений между работником и организацией на первом этапе совместной работы. Основу такого взаимодействия, как правило, составляет то, что, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования (режим труда и отдыха, ряд положений, должностные инструкции, приказы, распоряжения и многое другое) [15, с. 120].
С другой стороны, работник имеет целый комплекс ожиданий, реализацию которых он связывает с конкретной организацией [2, с. 73]. Если эти ожидания (или их часть) не оправдываются, то может возникать неудовлетворенность работой в целом либо ее отдельными сторонами.
Таким образом, адаптация в данном контексте – это процесс приспособления индивида к социальной среде организации, эффективность которого определяется соотношением его профессиональных качеств с уровнем потребности организации в них.
Поступая на работу, новый человек включается в систему внутриорганизационных отношений. В любой организации существует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в группе как работника, коллеги, подчиненного или руководителя. От человека, занимающего одну, две или несколько таких позиций, ожидается соответствующее поведение [4, с. 72-73].
В зависимости от специфики компании и категории принимаемых сотрудников составляется индивидуальная программа адаптации. В случае, если она направлена на введение в курс дела новых работников, она имеет первичный вид [7, с. 78]. К работнику, оказавшемуся на новой должности в результате ротации, а также к женщине, вышедшей на работу после длительного декретного отпуска на сохранившееся место, применяется вторичный вид адаптации [1, с. 80].
Цель программы – максимально точно отобразить перед работником его рабочие обязанности и сделать процесс акклиматизации в коллективе более спокойным и плавным [4]. Все элементы системы являются взаимосвязанными и взаимодополняющими.
Программа адаптации новых сотрудников проводится в следующих направлениях [9, с. 122-124]:
1. Организационная.
Направлена на предоставление работнику информации об истории компании, ознакомление с ее структурой, внутренней культурой, основными правилами работы и распорядком рабочего дня. Цель организационной адаптации – выстроить линию установок и принципов, которых обязан придерживаться сотрудник в процессе работы. Сотруднику предоставляется информация об оплате труда, системе штрафов, льгот, перспектив продвижения по карьерной лестнице.
2. Социально-психологическая.
Новый сотрудник при поступлении на работу в компанию остается «один на один» с уже сложившимся коллективом. На этом этапе важно помочь ему понять правила взаимодействия в коллективе и принять установленные нормы. Первым пунктом адаптации этого направления является официальное представление работника коллегам, руководству. Данные мероприятия помогают преодолеть чувство скованности, «чужеродности», быстрее влиться в сформированный штат работников.
Большая удача, если новый работник в ближайшее время примет участие в корпоративном мероприятии. Такое взаимодействие наиболее эффективно раскроет и новичка, и коллектив.
3. Профессиональная.
Цель программы – введение сотрудника в круг его профессиональных обязанностей, а также выработка определенных личностных качеств для развития положительного отношения работника к его должности. В программе: ознакомление сотрудника с рабочим местом, инструктажами, условиями работы. Новичкам, не имеющим опыта, предлагаются обучающие тренинги, семинары, лекции, инструменты дистанционного обучения, существующие в компании. Главная миссия программы – подготовка высококвалифицированных кадров для плодотворной работы в компании.
Алгоритм проведения программы и ее основные направления формируются менеджером по персоналу совместно с руководителем компании. Обычно в процессе задействованы три звена: руководитель, куратор (наставник) и работник кадрового отдела [10, с. 116-117]. Рассмотрим, как проводится адаптация новых сотрудников в реальности.
Подготовительная стадия
Кадровый работник готовит сопровождающую документацию, которая выдается работнику при поступлении в организацию [1]. Разрабатывается программа введения новичка в должность, составляется адаптационный лист, документы согласовываются со всеми участниками процесса. Избирается опытный наставник, курирующий нового сотрудника. Его задача – оказывать помощь в любых вопросах, а также своевременную психологическую поддержку и полный рабочий инструктаж [12, с. 145].
Начальная стадия
Включает организационные мероприятия по внедрению новичка. В зависимости от обстоятельств охватывает период от 7 дней до 3-4 недель [8]. Сотрудник знакомится с особенностями работы, проходит полную процедуру оформления, заполняет рабочую документацию, изучает структуру и специфику работы компании [11, с. 66-67]. На руки он получает адаптационный лист (на время испытательного срока), – индивидуальную программу, в которой прописаны процессы, которые он должен освоить. К ней подбирается корректная система оценивания результатов.
На этом этапе будет уместно внедрение обучающей системы: курсы и тренинги помогут новичку структурировать необходимые знания, стать полноценным членом команды, а также понять первичные задачи и цели компании [14, с. 71].
Сопровождающая стадия
После прохождения начальных этапов сотрудник приступает к своим обязанностям. В процессе работы участвует наставник, который в начале дня проводит необходимые подготовительные инструктажи, а в конце рабочего дня оценивает результаты, обсуждает их с новичком и формирует план действий для улучшения деятельности [5]. Итоги работы заносятся в адаптационный лист, выставляются оценки по каждому дню.
Контрольная стадия
Стадию контроля можно назвать сквозной, но не завершающей. На данном этапе происходит первая проверка со стороны руководства эффективности внедрения работника в новый коллектив. Проводится встреча сотрудника с руководителем, цель которой – получение информации о том, насколько новый работник осознал его роль в компании [3, с. 128].
Следующая проверка проводится не ранее, чем через 1-2 месяца, когда структурируется информация о профессиональных навыках и работе новичка в целом [11]. Завершающая ревизия запускается в конце испытательного периода, все моменты проверки фиксируются в индивидуальной программе и отражаются в личном деле работника. По оценкам, выставленным в процессе всего испытательного срока, в дальнейшем составляется корректная программа профессионального развития сотрудника [15, с. 127].
Адаптация персонала считается завершенной, когда работники, привлеченные к программе, перестают быть «новыми» и эффективно справляются со своими обязанностями [9].
Таким образом, в процессе адаптации персонала реализуется ряд этапов, содержательная характеристика которых рассмотрена в данном параграфе. Проанализируем какие методы возможно использовать для диагностики уровня адаптированности на предприятии. Этому вопросу мы посвятим следующий параграф.
1.2 Методы управления адаптации персонала
Управление адаптацией – это процесс активного воздействия на факторы, определяющие ее развитие и позволяющие снизить неблагоприятные последствия [14, с. 144-145]. Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижении негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды [9, с. 137].
В разных организациях используются отличающиеся подходы к проблеме адаптации персонала. Чаще всего преобладает один из трех путей.
1. «Плыви, если выплывешь». Руководство отдает механизм адаптации «на откуп» самому сотруднику, предоставляя ему самостоятельно справляться в новой ситуации [6, с. 131-132]. Такой подход, в основном, позволяют себе применять руководители в условии перенасыщенности рынка рабочей силой, если они не так уж заинтересованы именно в данном сотруднике либо если должность его не слишком престижна и легко заменяема. Иногда такой подход еще усугубляется напутствием по типу: «Вы начинайте работать, а мы посмотрим, на что вы годны, тогда и поговорим о вашем вознаграждении и перспективах» [15].
2. «Выживает сильнейший». Если организация ставит целью отобрать только лучших, то представляет возможность вступить в свои ряды как некую привилегию, которую нужно заслужить тяжелым трудом и трудными испытаниями [9]. Именно в таких фирмах новичкам ставят испытательные сроки со строгими условиями и сложными заданиями. Коллектив долго не принимает нового члена, пристально присматриваясь к нему и иногда даже дискриминируя. Начальство сурово, иногда даже чрезмерно. Если сотрудник пройдет такой «драконовский» отбор, он занимает «свое» место в организации [7].
3. «Здравствуй, партнер». Самый демократичный и эффективный подход, требующий, однако, наибольших усилий от руководства. Если организации требуется много различных сотрудников, к тому же она стремится обеспечить себя хорошими кадрами, она подойдет к вопросу адаптации ответственно [13, с. 165]. Сообразно с таким подходом, лучше вложить силы в «воспитание» своего сотрудника, чем постоянно «пересеивать» песок кадров в надежде обнаружить что-то стоящее, а ошибившись, начать процесс сначала. Поиск, наем и постоянное обучение новых работников, в конечном итоге, обойдутся большей потерей времени, сил и финансов, чем грамотная организация кадровой политики [4].