Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы адаптации персонала в зависимости от типа организации
1.1 Понятие и виды адаптации персонала
1.2 Методы управления адаптации персонала
2. Анализ системы адаптации персонала на примере предприятий
2.1 Анализ механизмов адаптации молодых специалистов в НАЗ им В.П. Чкалова
2.2 Оценка действующей системы адаптации в кафе «Пельмени Project»
Таблица 4. Характеристика персонала по стажу работы
Стаж (месяцы) |
Количество сотрудников |
% |
1- 6 месяцев |
8 |
53 |
6-12 месяцев |
5 |
33 |
От 1-1,5 лет |
2 |
13 |
Результаты опроса. По результатам можно определить, на сколько, была представлена информация о заведении. Результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Ответ на вопрос «На сколько хорошо Вы были проинформированы об организации?»
Меньше всего, новым сотрудникам предоставили информации о самом заведении и о коллегах, более подробно они были проинформированы о руководстве и о своих должностных обязанностях.
В период адаптации новичок получал информацию в ходе беседы, от управляющей заведения, их число составляет 90%, остальные же 10% ответили, что получили информацию с сайта.
На вопрос о том, долго ли продолжалась адаптация в заведении, 10 человек ответили, что более 3 месяцев, а это показывает низкий уровень заинтересованности работой всего заведения в процессе адаптации новых сотрудников. Ответы опрашиваемых участников были проанализированы и представлены на рисунке 4.
Рис. 4 Ответ на вопрос «Как долго продолжалась адаптации к новым условиям работы?»
Возникали и сложности в период адаптации новых сотрудников, и наиболее сложным этапом для них являлся процесс освоения самой компании, потому что он подразумевает анализ и получение большого объема информации. 33% опрашиваемых участников интересовались вопросами, которые были связаны с организацией и деятельностью заведения, такие как:
- Какова стратегическая цель и приоритет кафе?
- Какое управление заведением?
- Структура организации
Вхождение в коллектив для 25% опрашиваемых, составляло сложность. И около 13% опрашиваемых отмечают, что условия труда не совсем соответствовали их ожиданиям, так как многим приходилось начинать работу с одним наставником, и продолжать с другим, в таких случаях информация расходилась, потому что один говорит, что нужно делать так, другой объясняет по-другому.
Ответы на вопрос о том, что особенно помогало в период адаптации, проанализированы и представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Ответ на вопрос «Что вам больше всего помогло в период адаптации?»
Как показывают результаты исследования, 13% сотрудников обращались за помощью к коллегам, 30% решили обратиться непосредственно к управляющей заведения, и 20% опрашиваемых ориентировались на помощь методичек, где прописаны должностные обязанности и общие правила заведения.
В результате проведенных исследований выявлены недостатки в системе адаптации, действующей на предприятии, такие как: слабая информированность о руководстве и о своих должностных обязанностях, недостаточно развита система наставничества на предприятии (отсутствует специалист, в обязанности которого входила бы организация адаптации новых сотрудников, а также контроль над ее осуществлением). В кафе «Пельмени Project», обязанности наставника возлагаются на старшего подразделений, например, наставником повара – стажера, будет шеф – повар. Еще одним недостатком, выявленным в процессе исследования, является процесс освоения самой компании, потому что он подразумевает анализ и получение большого объема информации.
Для совершенствования системы адаптации на данном предприятии можно предложить следующие меры:
1) Выплата тринадцатой заработной платы. Зарплата будет начисляться, если сотрудник отработал целый год, т.е. это хороший стимул для новых сотрудников стремиться к тому, чтобы задержаться в организации и совершенствовать свои профессиональные навыки. Такую зарплату формируют из конечной суммы доходов предприятия за год.
2) Изменение системы наставничества. Необходимо, чтобы был отдельный специалист, который будет заниматься обучением нового персонала в каждом подразделении.
3) Улучшить социальный пакет. Необходимо добавить: бесплатное питание, оплата проезда работника (включая проезд работника до места работы и обратно), для сотрудников, у которых есть дети, можно ввести новогодние детские подарки и билеты на новогодние детские елки.
4) Психолог, проводящий тренинги. Обычно тренинг проводит управляющий или администратор, для улучшения качества работы необходим специально обученный сотрудник, который сможет на необходимом уровне проводить тренинги, а так же провести отдельно беседы с каждым из сотрудников.
5) Ввести дополнительные выплаты за каждые пять лет работы, например, «За преданность организации».
6) Ввести премию работникам, не берущим больничный лист (раз в полугодие)
7) Создать профсоюз общественного питания, чтобы экономические и социальные интересы сотрудников, были защищены. Можно сказать, сотрудник будет под защитой. У него будет:
- надежное рабочее место (когда будут происходить сокращение штата, или закрытие предприятия, работодатель будет обязан провести с профсоюзом консультацию по уменьшению количества увольнений, то есть будет проведена переподготовка увольняемых, и в каких размерах они будут должны выплатить выходные пособия);
- достойная заработная плата (профсоюз будет стараться бороться за своевременную заработную плату, ведь это является одним из основных прав сотрудников);
- безопасная работа (профсоюз будет контролировать соблюдения норм руда и охрану труда в организации, в случае чего, будет требовать прекращения работы предприятия и своевременной выплаты заработной платы);
- льготы, которые будет предоставлять профсоюзная организация (а именно, получать консультации и юридическую помощь, защиту своих прав и интересов перед руководителем, получать путевки в санаторий и отдых, а так же на оздоровление семьи и детей, получать материальную помощь из средств профсоюзной организации).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключение сформулируем следующие основные тезисы по теме исследования.
Весь процесс адаптации на том или ином предприятии сводится к организации и реализации основных этапов данного процесса. К числу этих этапов относятся:
1. Оценка уровня подготовленности человека, претендующего на ту или иную должность на конкретном предприятии.
2. Ориентация – знакомство на практике нового сотрудника со своими должностными обязанностями.
3. Действенная адаптация.
4. Функционирование.
Данные этапы являются общими для всех предприятий.
Нужно отметить, что на сегодняшний момент существуют различные способы адаптации персонала на предприятии:
- личностные опросники для сотрудников;
- методики, направленные на изучение соответствия сотрудника своим профессиональным обязанностям и другие методы.
Итак, управление процессами адаптации влечет за собой определение методов и способов, которые воздействуют на сам процесс адаптации новых сотрудников, качественные и количественные показатели позволяют контролировать этот процесс. Адаптация персонала помогает повысить результативность работы и в связи с этим могут понизиться издержки. А так же процесс адаптации позволяет страховать организацию от рисков, так как новые сотрудники не всегда понимают правильно свои должностные обязанности, а это может привести к убыткам в организации. Поэтому процесс адаптации играет большую роль в жизни многих организаций.