Файл: Основные функции менеджмента. Планирование..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивация по конечному результату труда, считается наиболее эффективным многими исследователями современного менеджмента. Это

направление полностью соответствует интересам предприятия, однако редко реализуется на практике [30].

Мотивация – это процесс, без которого невозможна деятельность любого предприятия. И в зависимости от того, какой она будет, зависит эффективность деятельности предприятия. При разработке мотивационных схем необходимо учитывать и источники поведения человека, и оценку взаимосвязи предстоящих усилий и ожидаемого вознаграждения за работу. Для менеджмента, функция мотивации, является одной из важнейших. Формирование практических механизмов оптимального взаимодействия процессов стимулирования труда и мотивации персонала - ключевое условие успешного развития любой организации.

1.5. Контроль

Непременной составляющей эффективного управления является функция контроля. Контроль позволяет менеджеру регулярно получать информацию о состоянии дел на предприятии, на основе чего он принимает управленческие решения, направленные или на закрепление достигнутого успеха, или на устранение причин, препятствующих его достижению[31].

Контроль завершает цикл управления. Суть его заключается в своевременном выявлении отклонений в работе, обусловленных низкой исполнительской дисциплиной персонала или воздействием факторов внешней среды, внесении корректив, а, следовательно, создании надлежащих условий для реализации стратегии организации.

Контроль - вид управленческой деятельности, направленный на обеспечение достижения целей организации посредством оценки и анализа результатов деятельности и внесения необходимых корректив в случае отклонения фактических результатов от запланированных.

Контроль предусматривает оценку результатов деятельности организации в целом и ее структурных подразделений в частности; оценку гибкости управления, его способности адекватно реагировать на изменения внешней среды и приспосабливаться к ним; выявление и анализ факторов, препятствующих достижению запланированных результатов; предотвращения возникновения и накопления ошибок; оценку конкретных вкладов каждого сотрудника в обеспечение конечного результата; формирование обратной связи для информирования и поощрения персонала; минимизацию затрат преодоления проблем.


Контроль как завершающая стадия процесса управления непосредственно влияет на эффективность осуществления других управленческих функций - планирование, организацию, координацию, мотивирование. Так, даже самые лучшие планы не будут осуществлены, если не обеспечить контроль за их реализацией. Эффективное функционирование организационной структуры и координации взаимодействия между структурными подразделениями компании возможно лишь при условии надлежащего контроля. Наконец, функция мотивации будет производиться при условии соответствия размера вознаграждения достигнутым результатам, для чего необходимо их оценить [32].

Функция контроля принадлежит к тем обязанностям руководителя, которые не подлежат делегированию.

Для обеспечения эффективного функционирования организации контроль должен охватывать всю ее деятельность.

В зависимости от признаков, взятых за основу классификации, различают несколько видов контроля

1. По содержанию:

финансовый - ориентированный на финансовую сферу предприятия и предусматривает надзор за поступлением и использованием его финансовых ресурсов;

производственный - направлен на поддержание хода производственных процессов в запланированном режиме. Позволяет эффективно управлять

запасами материалов, обеспечивать высокое качество продукции и ее производство в соответствии с плановыми заданиями;

маркетинговый - направлен на оценку уровня реализации и эффективности маркетинговой концепции предприятия и предусматривает сопоставление затрат на стимулирование сбыта товаров и поступлений от увеличения их продажу.

2. По характеру отношений между руководителями и подчиненными:

внутренний - исполнитель сам контролирует качество своей работы;

внешний - действия исполнителя контролирует непосредственный руководитель или независимый субъект управления (аудиторская фирма).

3. По сути задачи:

линейный - контролируется объект в целом (контроль со стороны владельца фирмы)

функциональный - контролируется только его часть (контроль со стороны финансового менеджера, начальника производства и т.п.).

операционный - контроль только одной отдельной характеристики состояния и поведения объекта (контроль размеров материальных затрат или фонда оплаты труда) [33].

единичный - контроль одного параметра;

множественный - контроль многих параметров;

многофункциональный - контроль данных, используемых для оценки различных управленческих функций.


5. По этапам проведения:

предварительный контроль - реализуется еще до фактического начала работы

текущий контроль - осуществляется в процессе работы на определенных ее этапах, включает периодическую отчетность руководству о проделанной работе [34].

Процесс контроля осуществляется в несколько этапов. [35]

1. Установление стандартов и критериев.

2. Измерения достигнутых результатов и сопоставления их со стандартами. Этот этап контроля предусматривает: определение масштаба отклонений; измерения результатов; передачи информации о полученных результатах; оценивания достигнутых результатов.

3. Принятие решений о корректировке действий. От правильности действий на этом этапе зависит эффективность функционирования организации. Учитывая это, менеджер может выбрать три линии поведения:

а) не вмешиваться в ход процесса (когда фактические результаты соответствуют установленным стандартам);

б) корректировать действия, найдя причины, по которым стандартов не достигнуто. Существует два вида корректирующего влияния - ликвидация причин отклонения (если они могут быть устранены силами фирмы) или поиски лучших способов приспособления к новым внешним условиям;

в) пересмотреть стандарты, цели, если они нереальны.

Таким образом, контроль способствует гибкости организации, своевременному выявлению изменений в среде ее функционирования и корректировке соответствующим образом ее планов или задач, тем самым предотвращая кризисные ситуации.

Эффективная система контроля позволяет успешно управлять фирмой и регулировать ее деятельность. Характеристиками эффективной системы контроля являются: точность и достоверность, своевременность, экономичность, гибкость, обоснованность критериев и их множественность, объективность, стратегическая направленность, связь с вознаграждением, ориентированность на человеческий фактор. Достоверность и точность информации. Часто менеджеры принимают решения, основанные на недостоверной или неточной информации, которая обычно поступает от подчиненных и является способом сокрытия недостатков собственной работы и способом избежать наказаний. Такое явление имеет место при отсутствии взаимопонимания между руководителем и подчиненными. Эффективная система контроля должна предотвращать поступление недостоверной информации, используя для этого как систему наказаний, так и альтернативные информационные каналы. Однако лучшим способом решения этой проблемы является формирование соответствующей организационной культуры.


Глава 2. Функции современного менеджмента

Функции традиционного менеджмента включают планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Функции современного менеджмента значительно расширяются, появление новых происходят непрерывно.

Рассмотрим некоторые новые функции менеджмента:

  • Необходимость развития способности гибко изменять стратегию предприятия в условиях появления новых факторов внешних и внутренних угроз, готовность противодействия этим угрозам.
  • Конкуренция означает действия менеджеров, направленные на рост конкурентоспособности своего подразделения с учетом достижений аналогичных подразделений компаний-лидеров. Конкуренция в эффективно работающих компаниях является не только внешней, но в первую очередь внутренней, она начинается на рабочих местах компании.
  • Межличностные и сетевые коммуникации включают обмен информацией путем личного общения и через компьютерные информационные сети, что значительно сокращает время и расширяет возможности использования больших объемов информации.
  • Непрерывное обучение и самообучение — новая функция менеджера в условиях быстрого обновления производств, продуктов, появления новых методов и технологий управления.
  • Социальная ответственность менеджера означает осознание им особой роли во влиянии на личности других людей, которые находятся в его подчинении, в проявлении им требовательности. Социальная ответственность означает следование общечеловеческим ценностям в управлении [36].
  • Логистические функции включают в себя комплексное обеспечение работников всем необходимым, включая ресурсы, средства производства, материалы и информацию.
  • Развитие самоуправления личности и коллективов предусматривает предоставление большей самостоятельности менеджерам, ориентированной на стратегические цели организации, вовлечение в процесс управления персонала
  • Работа в сети проектов включает участие менеджера в различных проектах, направленных на решение проблем развития компании. Их главная цель — достижение максимальных конкурентных преимуществ. Методы и технологии управления проектами составляют интеллектуальный потенциал каждой организации, относятся к числу ее наиболее ценных неосязаемых активов.
  • Создание положительного имиджа компании включает деятельность менеджера, обеспечивающую укрепление рыночного положения компании и собственного положения в ней. Ошибки менеджера во взаимодействии даже с одним клиентом могут привести к общему снижению имиджа фирмы и следующей за этим потере ею значительной доли рынка, снижению отдачи вложенных в нее инвестиций.
  • Интенсивное развитие и становление самоуправления внутри организации в различных видах: от сети команд менеджеров и специалистов до развития коллективных форм собственности, когда работники становятся собственниками компании, в которой они работают. Развитие самоуправления — одна из наиболее важных черт современного менеджмента [37].
  • Рост социальной ориентации менеджмента внутри компании и по отношению к обществу. Компании, которые продолжают политику отношения к своим менеджерам как к простым работникам по найму, отстают от компаний-лидеров, которые стремятся создать обстановку коллегиальности и партнерства во всем, вовлечь работников в долевое участие в прибылях, а нередко и в собственности компании, создать для него долгосрочную перспективу улучшения уровня жизни и комфорта. С другой стороны, в условиях конкуренции социальный имидж компании в обществе принимает значение важнейшего фактора конкурентного преимущества и борьбы за клиентов.
  • Использование информационных технологий в менеджменте, качественно изменяющих характер труда, ускоряющих обмен информацией и коммуникации, снижающих риск и неопределенность, вызываемые дефицитом информации, в принятии управленческих решений [38].

Контроллинг - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Согласно одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организации[39].

Отдел контроллинга занимается организацией долгосрочного планирования и бюджетирования, а также консалтингом по финансово-экономическим вопросам деятельности предприятия. Контроллинг для сложных по управлению многоуровневых корпоративных субъектов - это

часть системы внутрикорпоративного контроля, направленная на достижение стратегических и тактических целей корпорации, что в совокупности обеспечивает создание условий для повышения экономического функционала корпорации [40].

Исторически контроллинг как более результативная форма контроля включает сбор информации, ее обработку и оценку [41].

В процессе внедрения службы контроллинга предприятия сталкиваются с некоторыми проблемами: во-первых, это дорогостоящая процедура и не каждое предприятие сможет затратить значительные денежные средства на его организацию и поддержание. Для внедрения системы контроллинга необходимо создание абсолютно обособленной системы управленческого учета, которая бы формировала необходимые показатели.

В результате на корпоративный контроллинг в рамках российских компаний возлагается миссия совершенствования управленческой функции

Также необходимо отметить интеллектуальный характер процессов принятия решений. Решение, эффективное в одной сфере, может вызвать негативные последствия или снижение эффективности в других сферах [42].

менеджмента, что ориентирует бизнес на достижение своих стратегических и тактических задач.

Также необходимо отметить, что в традиционном управлении многоцелевой фактор практически не учитывается. Даже если говорится о нескольких целях, они рассматриваются изолированно, как набор, а не комплекс, и планирование осуществляется по готовым шаблонам, что неизбежно приводит к ошибкам и снижению эффективности.

Так одна из ошибок традиционного планирования — это применение однокритериального подхода, когда учитывается всего один критерий (показатель эффективности), например, прибыль или доходы. В результате достигают одну цель, например, концентрируют усилия на расширении производства продукции за счет сокращения инвестиций на ее обновление, а впоследствии, отстав от конкурентов, быстро обновляющих свою продукцию, несут убытки вместо получения прибылей [43].