Файл: Стратегии поведения руководителей в условиях конфликтной деятельности (Теоретический анализ проблемы разрешения конфликта в коллективе).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретический анализ проблемы разрешения конфликта в коллективе
1.1. Понятие конфликта в психологии
1.2 Особенности конфликтного взаимодействия
1.3 Стратегии и тактики конфликтного поведения личности руководителя
2 Анализ ситуации в организации по материалам кейса
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Практические рекомендации по разрешению конфликтов руководителем
2. «Количество свободы передвижения» человека. Адекватная свобода является предпосылкой для удовлетворения индивидуальных потребностей и адаптации к группе. Напротив, ограничение «свободы передвижения» приводит к росту напряженности.
3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможности выхода из неудобной ситуации. Напряженность или конфликты часто приводят к тому, что эту ситуацию можно оставить. Если возможно, сильного стресса не возникает. Напротив, отсутствие такой возможности ведет к сильной напряженности и конфликтам.
4. Степень совпадения или расхождения целей членов группы. Левин отмечает, что в групповом взаимодействии конфликты зависят от степени, в которой цели участников противоречат друг другу, и от их готовности учитывать точку зрения другого.
Каждый конфликт раскрывает сильные стороны сторон конфликта, которые ранее были, вероятно, неизвестны. Конфликт в небольшой команде - это, по сути, дисгармония межличностных или внутригрупповых отношений, но это не значит, что это указывает на крайне разрушительные последствия для жизни небольшой группы в ее ходе. Эксперты признают, что конфликты могут быть разрушительными или конструктивными.
Благодаря наличию внутригрупповых противоречий в значительной мере совершается развитие группы, переход ее на новый, более высокий уровень функционирования, дает основание говорить о вполне убедительном подтверждении конструктивной точки зрения на конфликт. О том же свидетельствуют данные зарубежных и отечественных исследований конфликта [9,с. 200].
Примечательно, что присутствие посредника для разрешения конфликтной ситуации в небольших группах чрезвычайно важно, вероятно, психологически, поскольку оно позволяет сторонам, участвующим в конфликте, несмотря на взаимные уступки, «спасти лицо». В этом случае возникает психологически интересная ситуация: если уступки необходимы, конфликтующие стороны делают их, обращаясь не друг к другу, а к третьей стороне. Именно она оказывала «услугу» в ответ на соответствующий запрос на грант, но ни в коем случае не противоположной стороне.
Таким образом, чисто психологические шаги конфликтующих сторон конфликта по отношению к посреднику означают не уступку ему (и даже больше друг другу), а скорее демонстрацию готовности сотрудничать с ним в решении общей проблемы. В небольших группах посредником в разрешении конфликтов обычно является лидер. Поэтому необходимо учитывать следующие положения, регулирующие поведение конфликтующих сторон и посредника для конструктивного разрешения конфликта. [7,с.278.]:
конфликтующие стороны должны рассматривать своего посредника как олицетворяющего справедливый выбор;
посредник должен быть нейтральным лицом, не вовлеченным в конфликт;
конфликтующие стороны должны согласиться с присутствием посредника и использованием его рекомендаций при принятии решения;
посредник может быть наиболее полезным, если он прислушивается к соответствующим взглядам каждой из сторон в отдельности;
основная задача посредника - собирать информацию и выяснять проблему, а не принимать решение;
В интересах эффективного функционирования коллектива лидера не следует вовлекать в коллективные конфликты любого рода внутри, принимая ту или иную сторону. Для него наиболее эффективно быть не посторонним наблюдателем, который делает неуправляемым организационный процесс, а человеком, заинтересованным в нормализации возникших межличностных осложнений, пытаясь влиять на происходящие события.
1.3 Стратегии и тактики конфликтного поведения личности руководителя
Каждый конфликт состоит из определенных действий. Его члены могут угрожать, требовать, просить, создавать коалиции, идти на уступки и выполнять множество других действий. При всем их разнообразии их можно объединить в несколько общих классов или стратегий.
Наиболее часто выделяются следующие стратегии конфликтного поведения [11,с. 87]: Соперник - навязывание с другой стороны решения, предпочтительного для него самого; Решение проблем (совместное) - поиск решения, которое устраивает обе стороны; неполноценный - снижение их устремлений, что делает исход конфликта менее приятным, чем хотелось бы; избегать - избегать конфликтной ситуации (физической или психологической); Бездействие - Оставайтесь в конфликтной ситуации, но без мер по ее разрешению. Кроме того, стратегии поведения в конфликтах описаны в трудах К. Томаса.
Типология конфликтного поведения К. Томаса основана на двух стилях поведения: взаимодействие в отношении внимания человека к интересам других лиц, вовлеченных в конфликт, и самоутверждение, которое характеризуется акцентом на защиту своих интересов.
Поэтому К. Томас выделяет следующие методы управления конфликтами в этих двух основных измерениях:
- Соперничество: наименее эффективный способ поведения, но чаще всего используемый в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения интересов одного человека за счет другого.
- Адаптация: значит, в отличие от конкурентов, жертвовать своими интересами ради блага других.
- Обязательство: обязательство как соглашение между сторонами в конфликте, достигнутое путем взаимных уступок.
- Уклонение (уклонение): характеризуется как отсутствием желания к сотрудничеству, так и отсутствием тенденции к достижению своих целей.
- Сотрудничество: когда участники ситуации находят альтернативу, полностью соответствующую интересам обеих сторон.
Предполагается, что, избегая конфликта, ни одна из сторон не добьется успеха. При таком поведении, как конкуренция, форма и приверженность, один участник выигрывает, а другой проигрывает, или оба проигрывают, потому что они идут на компромисс. И только в общей ситуации выигрывают обе стороны.
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, иногда одна из которых доминирует.
Стратегии и тактики различаются по степени обобщения. Стратегия представляет собой набор макроскопических целей. Тактика является одним из способов достижения этих целей. Одну и ту же тактику можно использовать в разных стратегиях.
Основными тактиками поведения в конфликте [11, с. 88.] являются:
— рациональное убеждение — использование фактов и логики для подтверждение своей позиции и убеждения оппонента;
— давление — требования, приказы, у грозы (“Если вы не сделаете этого, то я накажу вас”);
— апелляция к власти, санкции — использование взысканий и вознаграждений;
— дружелюбное обращение, заискивание — создание у оппонента представления о наличии у него привлекательных качеств;
— коалиционная — просьбы о поддержке, союзе;
— заключение сделок — взаимный обмен благами, обещания (общий смысл их следующий: “Если вы поступите данным образом, то я награжу вас”);
— введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта неожиданности;
— неотменяемые обязательства — одна из сторон осуществляет определенное действие (например, бессрочную голодовку) до тех пор, пока ее условия не будут приняты.
Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами ситуации.
Важнейшей детерминантой такого рода является ориентированность участников конфликта на свои или чужие интересы [11, с.92]. Тип предпочтительной стратегии зависит от того, заинтересованы ли участники только в своих собственных выгодах или кто принимает во внимание интересы другой стороны.
Следовательно, их поведение может быть описано с использованием двух независимых параметров:
1) настойчивость - определяется как ориентация на удовлетворение своих интересов;
2) кооперативность - с учетом интересов другой стороны в поведении. Основываясь на этих идеях, мы можем предсказать будущее поведение участников столкновения, основываясь на оценке их внимания к своим интересам или другим людям.
Важным фактором, влияющим на выбор стратегии, является оценка сторонами, участвующими в конфликте, успешности применения стратегии для достижения ее собственных целей и ее "цены". Оценка жизнеспособности стратегии позволяет сделать правильный выбор.
Поэтому выбор в пользу стратегии сотрудничества достигается тогда, когда существует уверенность в способности находить взаимоприемлемые решения; ранее были достигнуты успехи в достижении соглашения в этом конфликте; посредник присутствует; есть уверенность в противнике - уверенность в том, что противник обеспокоен интересами другой стороны.
Одним из наиболее актуальных вопросов психологии конфликта является вопрос об эффективности стратегий. На первый взгляд, стратегия сотрудничества представляется наиболее эффективной, но на самом деле ситуация более сложная, поскольку успех любой стратегии зависит от большого числа факторов, и не все они поддерживают кооперативное поведение.
Важна стратегия, используемая вашим противником. Для каждой стратегии существует класс ситуаций, в которых она наиболее эффективна. Зависимость эффективности стратегии от требований ситуации заставляет людей адаптировать свое поведение к этим требованиям. Существуют разные точки зрения на то, насколько человек может изменить свое поведение в конфликте (или, в другой формулировке, стили поведения конфликта представляют собой стабильный профиль личности).
В любом случае тактика и стратегии поведения в конфликтной ситуации влияет на ее разрешение. Поэтому стоит уделять этому факту большее внимание не только в ситуации конфликта с собственным участием, но и в случае выполнения роли посредника в разрешении конфликтов. [11,с. 90.]
1. После анализа психологической литературы по данному вопросу мы обнаружили, что существует большое количество определений конфликтов, которые определяют одну из их сторон. Однако существуют общие определения, раскрывающие природу конфликта не в частности, а в целом. Мы определили структурные элементы конфликта. Мы также обнаружили, что существует большое количество типологий конфликтов, каждая из которых зависит от параметра классификации.
2. Во втором абзаце мы рассмотрели особенности конфликтного взаимодействия в небольшой команде. Мы обнаружили, что команда представляет собой качественный этап в развитии группы, который характеризуется определенными качествами и отвечает высоким требованиям организации. Мы обнаружили, что в небольшой команде есть важный личный фактор для каждого из ее членов, особенно лидера.
Рассматривая стратегии и тактики конфликтного поведения, мы выяснили, что многие психологи определяют 5 основных стратегий: соперничество, компромисс, уклонение, приспособление и соперничество. Также нами были определены различия между понятиями стратегии и тактики поведения в конфликтах.
2 Анализ ситуации в организации по материалам кейса
2.1 Организация и методы исследования
В практике управления конфликтными ситуациями в ООО "Хост" важно не идти только на поводу у естественных, природных эмоциональных реакций, а выработать опыт выбора наиболее правильной, в зависимости от сложившихся обстоятельств, тактики поведения. Пожалуй, стратегия сотрудничества - самая эффективная в большинстве случаев. Но нельзя сказать, что она приемлема во всех управленческих ситуациях, возникающих в ООО "Хост".
Когда речь идет о принципиальном отстаивании целей, ценностей, позиций, от которых зависит жизнеспособность ООО "Хост", единственный способ разрешения конфликта - противоборство. При сохранении сил и эмоционального потенциала в незначительных конфликтах возможна тактика уступки, компромисса и избегания.
Анализ причин и видов конфликта позволяет рационально и взвешенно отнестись к ситуации и выбрать наиболее эффективную стратегию поведения. Управленческая процедура разрешения конфликта в ООО "Хост" требует терпения, эмоциональной гибкости, понимания состояния оппонента, усилий воли для саморегуляции собственного психического состояния на всех этапах процедуры разрешения конфликта.
Рассмотрим пошагово план возможных действий в разрешении конфликтной ситуации в ООО "Хост".
Шаг первый. Признайте наличие конфликта. Часто это бывает очень сложно сделать. Но, заявив о конфликте во всеуслышание, вы очистите атмосферу от кривотолков и откроете путь к переговорам. Вспомните, что конфликты неизбежны. Главное - как с ними справляться.