Файл: Организация и коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации работы с контрагентами
1.1 Классификация контрагентов
1.2 Организация работы с контрагентом
Глава 2. Анализ технологий взаимодействия предприятия с контрагентами
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Торговый дом «Сириус»
2.2 Организация взаимодействия предприятия с контрагентами
2.3 Совершенствование технологии взаимодействия ООО «Сириус» с контрагентами
Введение
В современных условиях расчеты с контрагентами представляют сферу хозяйственной деятельности предприятий, заключающую в себе значительные экономические риски. Неисполнение договорных обязательств, несвоевременное погашение задолженности, осуществление неэффективной политики коммерческого кредитования - это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются предприятия в повседневной деятельности.
При этом наступление даже одного рискового события способно привести к значительным финансовым потерям. Данные обстоятельства обуславливают необходимость постоянного и пристального внимания к сфере расчетов со стороны управленцев, а так же необходимость должного учетно-аналитического обеспечения, без которого не возможно осуществление эффективной управленческой деятельности.
Общие процессы преобразований в российской системе бухгалтерского учета, обусловленные изменением требований к качеству учетной информации в новых экономических условиях, вызывают необходимость переосмысления подходов к действующему порядку учета расчетов (дебиторской и кредиторской задолженности) и к формированию показателей отчетности. Вместе с тем потребность руководства в глубоком понимании процессов происходящих в условиях нестабильной окружающей среды подчеркивает необходимость пересмотра возможностей экономического анализа как ключевого элемента системы управления в вопросах интерпретации учетной информации.
Вопросы учетно-аналитического обеспечения расчетов с контрагентами приобретают особо острый характер для крупных предприятий имеющих разветвленную сеть филиалов и подразделений, со сложной многоуровневой системой управления. В связи с этим существует объективная потребность в исследовании вопросов внутреннего контроля как составной части управления.
Таким образом, формирование эффективной системы учетно-аналитического обеспечения расчетов с контрагентами является сложной, многоплановой проблемой.
Теоретические и прикладные аспекты организации бухгалтерского учета расчетов с контрагентами освящены в трудах отечественных ученых и практиков Ю.А. Бабаева, A.C. Бакаева, П.С. Безруких, A.B. Глущенко, В.Н. Жукова, В.Б. Ивашкевича, Н.П. Кондракова, М.И. Кутера, А.Д. Ларионова, Е.А. Мизиковского, В.Д. Новодворского, В.В. Патрова, JI.B. Перекрестовой, M.J1. Пятова, Я.В. Соколова, JI.B. Сотниковой и зарубежных авторов: Й. Бетге, М.Ф. Ван Бреда, Б. Нидлза, Э.С. Хендриксена, Р. Энтони.
Большой вклад в развитие теории, методологии и практики экономического анализа (в том числе анализа дебиторской и кредиторской задолженности) внесли российские ученые М.И. Баканов, В.И. Бариленко, С.Б. Барнгольц, И.А. Бланк, В.В. Ковалев, М.В. Мельник. Среди зарубежных авторов отметим труды T.A. Бернстайна, Ж. Ришара, П. Этрилла.
Исследованием теоретических и методических вопросов обеспечения внутреннего контроля (внутреннего аудита) в системе управления предприятий занимались такие отечественные экономисты, как В. Д. Андреев, В.В. Бурцев, Н.Т. Лабынцев, Т.М. Садыкова, В.П. Суйц, В.И. Подольский, В.Ю. Реутов, Ф.Б. Риполь-Сарагоси, А.Д. Шеремет и зарубежные авторы: А. Арене, Дж. Лоббек, Ж. Ришар.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Сириус».
Предметом исследования – работа с контрагентами в ООО «Торговый дом «Сириус».
Целью данной курсовой работы является изучение организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение классификации контрагентов;
- рассмотрение основ организации работы с контрагентами;
- анализ работы с контрагентами в ООО «Торговый дом «Сириус»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию работы с контрагентами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы организации работы с контрагентами
1.1 Классификация контрагентов
Контрагент (в широком смысле) - это любое лицо, выражающее свою волю на образование и исполнение договорных отношений. Таким образом, вытекают главные принципы контрагента: Это любой субъект. То есть, физическое, юридическое лицо, государство, государственные органы, субъекты РФ и другие. Важная особенность заключается в том, что лицо должно быть право- и деликтоспособным, либо просто дееспособным.
Первое подразумевает возможность приобретать права и нести ответственность за свои действия, второе – в полной мере приобретать, использовать права, а также нести за них полную ответственность. Обязательное наличие воли субъекта. Субъектный состав любого правоотношения выглядит как связь «контрагент-контрагент», а затем уже распределяется на «кредитор-должник», «заказчик-исполнитель» и прочее. В договорных отношениях необходима воля обеих сторон.
Процесс волеизъявления договорных правоотношений в юриспруденции еще называется – оферта (предложение) и акцепт (согласие). Наличие договорных отношений. Вообще, практически любое взаимодействие людей на правовом уровне – договорное.
Это и проезд в общественном транспорте, и покупка товара в магазине, просто договор не обязательно существует в письменной форме. Кто такой контрагент по договору? Это сторона обязательств, субъект правоотношений.
Контрагентами в международной торговле называют стороны, которые находятся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг. В зависимости от целей и характера деятельности контрагентов делят на две группы: фирмы; государственные предприятия и организации.
Под фирмой понимается обособившееся в процессе общественного разделения труда предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность с целью извлечения прибыли, зарегистрированное в соответствующей правовой форме[1].
Фирмы, выступающие на мировом рынке, имеют четкую классификацию. Их разделяют по следующим классификационным признакам:
по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций;
правовому положению;
характеру собственности;
принадлежности капитана и контролю;
объему операций.
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными и агропромышленными, торговыми, транспортными, страховыми, инжиниринговыми, туристическими и др. Фирма считается промышленной, если 50% и более ее продаж составляет продукция ее собственных предприятий.
По правовому положению фирмы в основном делятся на акционерные компании и общества с ограниченной ответственностью (либо близкие к этим специфическим для законодательства отдельных стран правовым формам). Правовая форма определяет ответственность и правомочность пайщиков фирмы, формы отчетности, порядок-налогообложения прибыли, структуру органов управления фирмой, порядок ликвидации фирмы и ряд других аспектов, знание которых необходимо при установлении деловых отношений с контрагентом. В соответствии с нормами гражданского и торгового права отдельных государств правовые формы фирм отличаются и имеют свои, специфические для каждой страны особенности[2].
По характеру собственности различают частные, государственные и кооперативные фирмы.
По принадлежности капитала и контролю различают национальные, иностранные и смешанные.
По объему операций выделяют крупные, средние и мелкие компании, причем в различных странах эти понятия не являются одинаковыми.
Государственные предприятия и организации чаще всего создаются в отраслях, имеющих особенно важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений, в которых частные компании не могут обеспечить для себя достаточную норму прибыли.
Статус государственных предприятий в различных странах отличается большим разнообразием. Практически каждое предприятие образуется и действует на основании специального постановления государственных органов, регламентирующего методы контроля и руководства со стороны государства, а также регулирующего финансовые и имущественные отношения с государством и денежным рынком.
На наш взгляд, наиболее удачную классификацию государственных предприятий дает О. И. Дегтярева, которая условно делит государственные предприятия па три группы:
1) бюджетные (казенные) предприятия;
2) государственные корпорации («паблик корпорейшиз»);
3) смешанные акционерные общества.
В группу бюджетных (казенных) предприятий входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они входят в систему государственного административного или местного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какое-либо министерство, ведомство или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на получаемую прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.
Балансы этих предприятий включаются отдельными строками в центральный или местный бюджеты. Такие предприятия полностью лишены самостоятельности, все управленческие решения принимают сами ведомства в административном порядке.
Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом считаются государственными служащими.
Наиболее распространенной формой государственных предприятий являются государственные корпорации. Это юридические лица, наделенные имуществом, на 100% принадлежащим государству. Они имеют определенную правосубъектность и собственное имущество. За итоги своей деятельности они отвечают перед государством в лице того или иного ведомства, а нередко и перед законодательной властью.
Наряду с хозяйственной деятельностью они обычно выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Они могут быть образованы в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству. Как правило, акционерные корпорации не входят в систему органов государственного управления, но согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Руководство государственной корпорации назначается соответствующими министерствами и ведомствами, однако ни управляющие, ни остальной персонал корпорации не считаются государственными служащими.
Государственные корпорации имеют собственный капитал, образуемый за счет государственных фондов или акционерного капитала и прибыли, а также пользуются заемным капиталом. Однако им запрещено финансироваться на рынках ценных бумаг и вкладывать капитал в частные фирмы. Хозяйственная деятельность таких предприятий осуществляется на коммерческой основе в рамках планов, устанавливаемых соответствующими министерствами или ведомствами.
Государственные корпорации, как правило, публикуют отчеты о своей деятельности, в которые включается консолидированные баланс и счет прибылей и убытков, финансовая и оперативная отчетность дочерних компаний.
Основным источником их средств являются государственные фонды, дотации и субсидии, что ставит их в привилегированное положение по сравнению с частными фирмами. Вместе с тем государственные корпорации обычно ограничиваются в размерах использования заемных средств, что снижает их возможности маневрирования финансовыми средствами.
Смешанные акционерные общества образуются совместно государством и частными вкладчиками. Они считаются государственными, если государству принадлежит более половины капитала. Они действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридически самостоятельными фирмами, участвующими в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Государство контролирует их деятельность и управленческие решения лишь как акционер, заинтересованный в прибыли. Ограничения в их деятельности касаются только выхода на фондовые биржи (они продают свои акции только по подписке)[3].
По сравнению с частными фирмами они пользуются определенными привилегиями, которые могут выражаться в предоставлении государственных субсидий и дотаций, льгот в режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставок сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотациях.