Файл: Внешняя и внутренняя среда организации: элементы и основное содержание.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Внешняя и внутренняя среда организации: элементы и основное содержание
Рис. 1.2. Источники стержневых компетенций
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «БАЛТЛЕС»
2.1. Характеристика и анализ деятельности ООО «Балтлес»
2.2. Анализ внешней среды ООО «Балтлес»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ООО «БАЛТЛЕС»
3.1. Определение стратегического курса ООО «Балтлес»
Таблица 2.4
Крупные производители и дилеры продукции глубокой деревообработки
Место расположения |
Название организации |
Продукция |
Порода используемой древесины |
г. СПб |
ЗАО «Крона» |
Вагонка, доска пола, наличник |
Сосна, ель, лиственница |
г. СПб |
СТД «Петрович» |
Вагонка, доска пола, наличник |
Сосна, ель |
г. СПб |
ООО «ТД Восток-Север-Лес» |
Вагонка, доска пола, наличник |
Сосна, ель |
г. Москва |
ГК «Лес-Инвест» Можайский ЛДК |
Доска пола, сайдинг, наличник, планкен, плинтус, вагонка |
Сосна, лиственница |
г. Москва |
ГК «Real Wood» |
Доска пола |
лиственница |
г. Москва |
ООО «Байкал-Лес» |
Вагонка, доска пола, планкен |
лиственница |
г. Иркутск |
«Royal Wood» |
Вагонка, половая рейка |
Сосна, лиственница |
г. Усть-Илимск |
ООО «Северный лес» |
Вагонка, доска пола, плинтус, наличник |
лиственница |
Красноярский край |
ООО «ДОК Енисей» |
Вагонка, плинтус, доска пола |
сосна |
Кроме анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Балтлес», можно провести оценку человеческих ресурсов данной организации.
Служба персонала компании «Балтлес» провела опрос своих работников в сентябре 2018 г. Всех респондентов попросили ответить на вопрос: «Нравится ли Вам работать в Компании?», предложив им выбрать один из представленных ответов. Полученные результаты распределены по таблицам по следующим признакам: возраст сотрудников, их образование и стаж работы в данной организации (Табл. 2.5-2.7).
Проанализировав эти данные, можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, с увеличением возраста увеличивается процент довольных работой сотрудников. Это может означать, что с возрастом человек лучше осознает, чем он хотел бы заниматься в жизни. В то же время процент желающих что-нибудь изменить в работе, достаточно большой. Данный факт может свидетельствовать о том, что сотрудники ощущают усталость от монотонной работы. Ответ «Совсем не нравится, но пока работаю» встречается реже с увеличением возраста трудящихся. В основном - это персонал, который трудится в рамках испытательного срока, точнее, сотрудники, работающие меньше трех месяцев. Также стоит отметить, что с увеличением возраста процент людей, затруднившихся ответить на данный вопрос, уменьшается, а работники старше 50 лет, вообще не обратились к этому варианту.
Таблица 2.5
Отношение к выполняемой работе в зависимости от возраста сотрудников
Нравится ли Вам работать в Компании |
Распределение работников по возрасту |
|||||||
до 30 лет |
до 40 лет |
до 50 лет |
свыше 50 лет |
|||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Нравится, работой доволен |
57 |
26,9 |
51 |
29,8 |
24 |
44,4 |
4 |
44,4 |
В целом нравится, но хотелось бы изменений |
86 |
40,4 |
80 |
46,5 |
21 |
38,8 |
3 |
33,3 |
Мне все равно, где работать |
30 |
14 |
9 |
5,2 |
5 |
9,3 |
2 |
22,2 |
Совсем не нравится, но пока работаю |
25 |
11,7 |
20 |
11,6 |
3 |
5,6 |
0 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
7 |
12 |
6,9 |
1 |
1,9 |
0 |
0 |
Таблица 2.6
Отношение к выполняемой работе в зависимости от образования сотрудников
Нравится ли Вам работать в Компании |
Распределение работников по образованию |
|||||
высшее |
средне-техн. |
Среднее |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Нравится, работой доволен |
72 |
73,5 |
104 |
34,9 |
16 |
30,8 |
В целом нравится, но хотелось бы изменений |
23 |
23,4 |
89 |
29,9 |
16 |
30,9 |
Мне все равно, где работать |
1 |
1,02 |
66 |
22,1 |
11 |
21,1 |
Совсем не нравится, но пока работаю |
1 |
1,02 |
31 |
10,4 |
7 |
13,4 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1,02 |
8 |
2,7 |
2 |
3,8 |
Во-вторых, сотрудники с высшим образованием удовлетворены работой в компании, их процент очень высокий - 73,5%; со средним образованием - 30,8% . Количество служащих, желающих изменений, увеличивается по мере снижения уровня образования. Также наблюдаются отличия по ответу у сотрудников с различным уровнем образования, которым совсем не нравится, но пока работают. У сотрудников с высшим образованием этот процент составил всего 1,02; со средне - техническим – 10,4%; а со средним образованием 13,4. Соответственно, каждый седьмой сотрудник недоволен работой в организации. Это в основном младший обслуживающий персонал, который, как правило, всегда характеризуется большой «текучестью кадров».
Таблица 2.7
Отношение к выполняемой работе в зависимости от стажа работы сотрудников в Компании
Нравится ли Вам работать в Компании |
Распределение работников по стажу работы |
|||||||||
До 2 лет |
До 4 лет |
До 6 лет |
До 8 лет |
Более 8 лет |
||||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Нравится, работой доволен |
83 |
50,3 |
72 |
49,3 |
50 |
45,9 |
9 |
39,1 |
5 |
100 |
В целом нравится, но хотелось бы изменений |
43 |
26,1 |
37 |
25,3 |
24 |
22 |
7 |
30,4 |
0 |
0 |
Мне все равно, где работать |
15 |
9,1 |
13 |
8,9 |
20 |
18,3 |
4 |
17,4 |
0 |
0 |
Совсем не нравится, но пока работаю |
14 |
8,5 |
16 |
11 |
9 |
8,3 |
2 |
8,7 |
0 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
6 |
8 |
5,48 |
6 |
5,5 |
1 |
4,35 |
0 |
0 |
В-третьих, с увеличением стажа работы в компании, количество сотрудников, довольных своей работой, уменьшается. В то же время в среднем 26% сотрудников ответили «В целом нравится, но хотелось бы изменений». К сожалению, 17,4% сотрудников со стажем работы в компании до 8 лет, ответили, что им все равно где работать; 8,7% сотрудников - совсем не нравится, но пока работаю; а среди сотрудников со стажем до 2 лет это составило 9,1% и 8,5% соответственно.
Также для определения сфер для совершенствования деятельности организации «Балтлес» и оценки степени самоактуализации сотрудников был разработан опросный лист (см. приложение 7).
По результатам полученных результатов будут предложены конкретные действия и мероприятия.
2.2. Анализ внешней среды ООО «Балтлес»
Прежде всего, проведем сравнительный анализ основных родовых конкурентов, действующих на российском рынке (см. табл. 2.8).
Анализ подтверждает, что сильной стороной «Балтлес» является возможность развития специальных предложений – фанерного кряжа при необходимости повышения экономической эффективности, что потребует оптимального количества персонала и развития их профессиональных навыков.
Таблица 2.8
Сравнительный анализ компаний*
Параметры сравнения |
Компании |
|||
«Балтлес» |
«Кареллеспром» |
«Грин Форэст» |
«Северо-Западная лесопромышленныя компания» |
|
Ассортимент реализуемой продукции |
9 |
7 |
8 |
10 |
Репутация (имидж)** |
9 |
7 |
8 |
10 |
Экономические показатели |
9 |
5 |
8 |
10 |
Территориальный охват |
9 |
8 |
7 |
10 |
Персонал |
8 |
7 |
10 |
9 |
Цены за услуги (продукцию) |
8 |
10 |
9 |
9 |
Специальные предложения (возможность глубокой спецификации продукции, модификации)*** |
10 |
8 |
7 |
9 |
Итого |
62 |
52 |
67 |
67 |
Примечание: *используется 10-ти балльная система; оценка проводилась на основе контент-анализа публикаций в периодических изданиях и корпоративных сайтов; **оценка проводилась на основе публикаций в деловой прессе (положительных и негативных) и мнениях на профессиональных форумах в сети интернет, а также на основании отзывов на корпоративных сайтах; ***как правило, это возможно на основе прогрессивных технологий и оборудования (в рамках технологического процесса корпорации «Илим Палп Энтерпрайз»).
АВС-анализ также позволяет подтвердить приоритетность развития специальных предложений (см. табл. 2.9). В то же время компания не может существовать и развиваться за счет только специальных предложений, необходимо уделять внимание и развитию реализации пиловочника и балансов березовых и еловых, постоянно повышая уровень удовлетворенности клиентов.
Таблица 2.9
Соотношение видов продукции и финансовых результатов
Виды продукции (услуг) |
Соотношение продукции (услуг) (%) |
Финансовые результаты (%) |
Балансы |
30 |
36 |
Пиловочник |
45 |
32 |
Фанерный кряж |
20 |
29 |
Следующий шаг – это определение положения компании «Балтлес» на рынке с использованием матрицы БКГ. Матрица БКГ позволит определить динамику изменений стратегических зон хозяйствования, в качестве которых будут рассмотрены три основных направления работы (реализуемой продукции) «Балтлес» (см. табл. 2.9). Для построения матрицы воспользуемся цифровыми данными, полученными из отчетности ООО «Балтлес» и результатов анализа рынка[13] (табл. 2.10).
Таблица 2.10
Характеристика рынка и деятельности ООО «Балтлес»
Вид продукции |
Год |
Емкость рынка, тыс. соотв. ед. изм. |
Продажи, тыс. соотв. ед. изм. |
Продажи ведущего конкурента, тыс. соотв. ед. изм. |
Балансы |
2015 2016 2017 |
249900 274700 299400 |
Нет данных 3230 2760 |
Нет данных 3000 3000 |
Пиловочник |
2015 2016 2017 |
116300 134700 156200 |
Нет данных 3880 2640 |
Нет данных 3000 3000 |
Фанерный кряж |
2015 2016 2017 |
34300 35000 35700 |
Нет данных 6010 4440 |
Нет данных 7000 7000 |
Приведенные данные являются минимально необходимым набором информации, который достаточен для формирования двух матриц за 2015/2016 и 2016/2017 гг., которые приведены на рис. 2.2 и рис. 2.3.
Показатели |
Относительная доля на рынке |
||
Высокая |
Низкая |
||
Рост объема спроса |
Низкий |
||
Высокий |
Примечание: 1- балансы; 2 - пиловочник; 3 – фанерный кряж
Рис. 2.2. Матрица БКГ 2016/2015
Из матрицы за 2016/2015 гг. видно, что специальные предложения – фанерный кряж были наименее выгодным направлением деятельности (они занимают нижний правый квадрант матрицы) и в перспективе можно было бы свернуть данное направление.
Предложения по пиловочнику занимают лучшее положение в матрице – левый верхний квадрант. Это направление следует развивать, увеличивать объемы реализации. Предложение балансов находится почти в центре матрицы. Этому виду продукции следовало уделить пристальное внимание, поскольку возможно было его перемещение в любой из других квадрантов. Поэтому руководство компании «Балтлес» должно было принять решение выделить дополнительные средства на поддержку его реализации или сократить его.