Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Теоретические аспекты франчайзинга).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Понятие и виды франчайзинга
1.2 Преимущества франчайзинга на рынке
Глава 2 Франчайзинговая модель группы компании в отрасли светотехнического оборудования
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Условия франчайзинга в компании
2.3 Разработка пакетов предложения франшизы для конкретной компании
2.4 Анализ и разработка статистики открытия франчайзинговых предприятий
2.5 Анализ интервьюирования франчайзи
2.6 Рекомендации для компании в отрасли светотехнического оборудования
- повышение объема производства;
- расширение производственной программы;
- разделение труда;
- специализация производства;
- увеличение гибкости производства;
- увеличение гибкости сбыта с требованиями рынка;
- обеспечение экономичности производства;
- освоение производственных изделий.
На сегодняшний день производственный франчайзинг используют такие компании, как «Coca-Cola», «Mars», «Nestle», «Danone», «Procter&Gamble» и многие другие. [49] Еще один значимый вид франчайзинга – это деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес-формата. Данный вид франчайзинга является наиболее перспективным и комплексным на сегодняшний день, потому что он представляет собой технологию и организацию ведения бизнеса, которая отработана и апробирована франчайзером для передачи ее потенциальным франчайзи. Тем самым, франчайзи идентифицируется с франчайзером (становится его партнером), а вместе они образуют единую корпоративную систему. При деловом франчайзинге возможно не только масштабировать бизнес во внутриотраслевом масштабе, но и вносить в систему различные направления бизнеса. Когда у компании высокая репутация на рынке, и руководство решает использовать модель делового франчайзинга, то фирма получает возможности для расширения деятельности для своего предприятия и фирмы, в частности. На сегодняшний день франчайзинг делового вида делится на следующие подгруппы:
- франшиза – рабочее место – рабочая франшиза.[44] В данном случае франчайзер создает для предпринимателя хорошее рабочее место.
- франшиза – предприятие – коммерческая франшиза. Здесь необходимы более крупные инвестиции для производственного оборудования, а также наличие рабочих помещений.
- инвестиционная франшиза. В данном случае главная цель – это возврат первоначальной суммы инвестиций.
При использовании бизнес-формата франчайзинга франчайзи должен брать на себя обязательства, которые соответствуют рыночной стратегии франчайзера, а также действовать в соответствии с правилами организации управления бизнесом и правилами планирования. [28, с.85] Франчайзи также должен соблюдать стандарты, технические требования и условия обеспечения качества, которые установлены франчайзером, а также развивать производство, при этом целиком и полностью нести ответственность за экономические результаты ведения своего бизнеса.
1.2 Преимущества франчайзинга на рынке
Франчайзинг, как инструмент, обладает многими преимуществами на рынке, но для того, чтобы понять, какие преимущества являются основными, необходимо проанализировать его преимущества поэтапно, а именно: какие выгоды получает франчайзер, франчайзи и потребители (клиенты).
Основными преимуществами для будущего франчайзера являются:
- уникальная возможность расширить свое предприятие (бизнес), продвигая собственный бренд без лишних затрат;
- осуществление региональной экспансии, за счет привлечения потенциальных франчайзи;
- получение дополнительных средств для развития бизнеса за счет франчайзинга, за счет первоначального взноса и ежемесячных (ежеквартальных) выплат.[5, с.87] (Здесь идет речь о паушальном взносе и роялти);
- формирование специальных фондов с помощью франчайзи (например, специальный рекламный фонд и другие);
- нет необходимости вложения дополнительных денег в развивающийся бизнес, поскольку потенциальный франчайзи сам заинтересован в будущем партнерстве.
Кроме основных преимуществ, франчайзер имеет дополнительный ряд бонусов, а именно:
- дополнительный (новый) источник доходов (плата за пользование уникальной маркой предприятия);
- появления новых каналов сбыта;
- увеличение доли на рынке товаров (услуг);
- взаимовыгодное партнерство (Уникальность использования франчайзинговой сети, как инструмента, позволяет не только франчайзи получить и развивать новый бизнес, но и получать необходимые знания по улучшению бизнеса франчайзеру) [43, с.542];
- борьба с конкурентами на рынке в регионах (Здесь идет речь о партнерских взаимоотношениях на привлекательных условиях сотрудничества обеих сторон).
Конечно же, основные преимущества во франчайзинговой системе должны быть для франчайзи. А их так действительно много, если бизнес- модель выстроена грамотно и структурировано.
Основные преимущества:
- получение выгоды от бизнес-технологии, которую франчайзи получает от франчайзера. Данная бизнес-технология уже проверена ранее на эффективность. Она позволяет предприятию (фирме) сэкономить средства на стадии становления самостоятельной единицей бизнеса.
- предоставление информации, за счет которой франчайзи самостоятельно может выбрать себе маркетинговую и логистическую стратегию своего бизнеса, за счет чего, вновь не надо бояться первых шагов в развитии фирмы (фирмы франчайзи);
- право на использование известной торговой марки (уникальный бренд). Преимущество заключается в том, что большинство потребителей не видят, и не знаю разницу между основным производством и филиалами;
- регулярная поддержка со стороны франчайзера: методические рекомендации по ведению бизнеса, техническая поддержка, обучение персонала и многое другое. [24, с.590] Данное преимущество дает франчайзи возможность повышения качества обслуживания своих клиентов;
- непосредственная работа во франчайзинговой сети. Для потенциального франчайзи появляется уникальная возможность закупать товары по более низким ценам, а при существовании общего распределительного центра сокращать издержки на логистику в организации, что в явной степени повышает конкурентоспособность франчайзи на рынке;
- реклама предприятия;
- доступ к кредитным ресурсам. Это очень значимое преимущество, поскольку многие банки не проявляют желания работать с малыми предприятиями или начинающими индивидуальными предпринимателями, а предприятия франчайзи для них более интересны.
Не стоит забывать также и про преимущества для потребителей (клиентов). Ведь даже не смотря на то, что франчайзинговая сеть как инструмент направлена на рынок b2b, но при конечно итоге, результат деятельности предприятия все равно нацелен на рынок b2c. [13, с. 147]
Главными преимуществами здесь являются:
- возможность получения качественного предоставления товаров (услуг), которое сочетает в себе качество технологии, которое характерно для крупного предприятия (даже если обслуживание выполнено через фирму филиал (франчайзи));
- гарантия качества товаров (услуг);
- наличие единой и качественной технологии обслуживания, которая применяется всеми фирмами франчайзи.
Тем самым, можно сказать, что франчайзинг для потребителей (клиентов), в первую очередь, отличный способ получить качественное обслуживание или высококачественную продукцию у более широкого круга операторов на рынке.
Подводя небольшие итоги по преимуществу использования франчайзинговой сети, можно сказать, что франчайзинг, в целом, способствует развитию отдельных отраслей хозяйства, а также помогает развитию малого предпринимательства, в частности, за счет новых методов и уникальных технологий ведения бизнеса. Также, для малого предпринимательства создается комплексная система обучения персонала, с чьей помощью получаются высококвалифицированные сотрудники, способные успешно и эффективно работать в конкурентных условиях на рынке.
Глава 2 Франчайзинговая модель группы компании в отрасли светотехнического оборудования
2.1. Характеристика деятельности предприятия
Анализируемая компания, является поставщиком светодиодного освещения от лучших производителей в Российской Федерации. История компаний началась в 2010 году. Руководители компании знали, что в данной области есть компании, специализирующиеся на продаже светильников, на создании светотехнических расчётов, на монтаже светотехники, но никто из них не оказывал услуги комплексно и эффективно. Команда предприятия решила объединить лучших специалистов, использовать лучшие инструменты, лучшие техники по ведению бизнеса и создать самый полезный ресурс для своей целевой аудитории. Экспертный опыт компании предусматривает для своих заказчиков только лучших и проверенных поставщиков товаров. Главный офис компании находится в Санкт-Петербурге. У организации также есть офисы в Москве, в Воронеже, в Екатеринбурге, в Казани, в Нижнем Новгороде, в Новосибирске и в Ростове на Дону. На сегодняшний день для потенциальных клиентов представлено:
- Самые адекватные цены на товары благодаря прямым поставкам продукции через проверенных дилеров;
- Огромный выбор продукции (более 4500 видов) от лучших производителей светодиодов в Российской Федерации;
- Регулярная консультация с опытными менеджерами компании по вопросам, касающихся выборов продукции. Для каждого заказчика подбирается конкретный метод ведения решения поставленных задач;
- Сертифицированная продукция;
- Коммерческое предложение формируется за сутки после поступления заказа в офис компании;
- Всегда есть возможность получить услуги по монтажу.
Основные цели компании на рынке светотехнического оборудования по продаже и установке светодиодного оборудования:
- Снизить затраты на обслуживание светодиодных приборов;
- Возможность произведения светодиодного освещения абсолютно на любом объекте, где это необходимо.
- Производить все необходимые условия даже при условиях нестабильной подачи питающего напряжения, а также при любых температурах.
Основная деятельность компании заключается в консультации своих клиентов и потенциальных партнеров, монтаже, индивидуальных заказах. За последний год было принято решение масштабировать бизнес посредством создания франчайзинговой сети. Консультантом по развитию проекта франшизы стал один из создателей крупнейшей федеральной сети магазинов по продаже электроинструмента и оборудования «220 Вольт», объединяющей более 220 точек продаж на территории РФ. На сегодняшний день анализируемая компания предлагает 3 формата сотрудничества, благодаря которым осуществляется открытие нового высокотехнологичного бизнеса в регионах. Компания гарантирует увеличение конверсии продаж, предлагая бизнес с расширенными возможностями. Являясь непосредственным партнером, команда компании полностью осуществляем всю операционную работу. Миссия компания звучит следующим образом: повышение конкурентоспособности и эффективности компаний и своих партнеров за счет создания командой профессионалов одной из лучших франчайзинговых сетей в России.
Видение компании: стать одним из лидирующих компаний на рынке светодиодного освещения за счет продвижения франчайзинговой сети в России, при дальнейшем усовершенствовании бизнес процессов и внедрения грамотного управления всеми отделами в компании.
Организационно-функциональная структура компании на рынке светотехники выглядит следующим образом:
Рисунок 3 – Организационно-функциональная структура компании
Структура у компании линейная, она реализует принцип централизма и единоначалия, а также предусматривает тот факт, что все функции управления могут осуществляться одним руководителей предприятия. Во главе у каждого подразделение есть свой непосредственный руководитель, который осуществляет распределение обязанностей между работниками своего отдела. Каждое подразделение несет ответственность за конечные результаты своей работы. Когда идет на предприятии проектная деятельность, то и ответственность распределяется на каждый отдел и каждого руководителя, в частности.
У компании работает принцип единоначалия, когда все подчиненные в разных подразделениях выполняют распоряжения основного руководителя фирмы, учитывая все задачи, поставленные им руководителем их отдела.
Также для более подробного описания характеристики предприятия в любой отрасли рынка, необходимо произвести анализы его внешней среды и внутренней среды.
Анализы внутренней среды и внешней среды представлены в таблицах ниже:
Таблица 2 - Анализ внешней среды компании
Key External Factors |
Weight |
Rating |
Weighted Score |
1 |
2 |
3 |
4 |
Opportunities |
|||
Рост государственной поддержки создания франчайзинговой сети с крупными компаниями |
0,14 |
3 |
0,42 |
Повышение осведомлённости о необходимости внедрения франчайзинговой сети в отдельном конкретном городе РФ |
0,13 |
4 |
0,52 |
Всесторонняя финансовая и консультационная поддержка от компании «220 Вольт» |
0,20 |
3 |
0,6 |
Стабильное положительное отношение и удовлетворённость клиентов от партнерства с компанией |
0,15 |
3 |
0,45 |
Привлечение дополнительных франчайзи по регионам |
0,15 |
3 |
0,45 |
Threats |
|||
Отсутствие офисов по центральным городам РФ |
0,11 |
2 |
0,22 |
Использование только отечественных поставщиков оборудования |
0,08 |
2 |
0,16 |
Падение доходов населения РФ |
0,04 |
2 |
0,08 |
Total |
1 |
2,90 |
Результирующий показатель 2,90 приближен к 3, что позволяет нам сделать вывод о том, что компания старается успешно справляться с угрозами внешней среды, но, поскольку, это начальный этап запуска механизма бизнеса, то и многие угрозы, которые возникнут в дальнейшем будущем, пока не рассматривались, из-за расставленных приоритетов руководства компании. Что касается таблицы по анализу внутренней среды компании в отрасли светотехнического оборудования, то выводы будут такие: результирующий балл по матрице IFE 2,17 указывает на то, что компания не в полной мере использует свои сильные стороны и недостаточно эффективно устраняет слабые. Ключевой проблемой является низкая степень информированности о бренде, о создании уникальной франчайзинговой сети на рынке светодиодного освещения, а также распространения информации, из-за начальной степени формирования маркетингового отдела в организации: