Файл: Кадровая стратегия современной организации. Особенности политики развития персонала малых предприятий..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
Также, будет наблюдаться положительный социальный эффект, т.к. будут сохранены рабочие места.
Также необходимо продолжать расширять географию работ как интенсивно, так и экстенсивно, тогда не потребуется стратегия снижения издержек, т.к. произойдет расширение рынков сбыта товаров и услуг.
Для решения такой проблемы, как стандартизация процессов подбора, отбора и развития сотрудников малого предприятия должны быть разработаны следующие документы:
- программа проведения оценки трудового потенциала;
- программа организации системы планирования кадров и их движения;
- программа развития кадров;
- положение о кадровом резерве;
- положение о системе стимулирования.
Реализацию мероприятий, предусмотренных документами кадровой стратегии, осуществляют руководитель и менеджер по персоналу, а также сотрудники предприятия, участие которых предусмотрено программами кадровой стратегии.
Реализация этих положений достигается за счет всеобщего соблюдения следующих принципов:
- взаимодействие между сотрудниками и руководителями малого предприятия должны строиться на основе взаимного доверия, уважения и внимания к проблемам работников;
- развитие малого предприятия должно обеспечиваться за счет профессионального, творческого и личностного развития его работников. Предприятие может осуществлять развитие работников (их обучение, стажировки, обмен опытом, участие в конференциях и прочее) за свой счет и с добровольного согласия работников;
- малые предприятия должны относиться к высококвалифицированным работникам как к кадровой элите. Предприятие должно заботиться об оптимальных условиях их работы, профессиональном развитии и карьерном росте. Квалифицированные специалисты должны иметь приоритетное право занять управленческие должности;
- предприятие должно приветствовать молодых специалистов – они ее будущее;
- предприятие должно стараться максимально эффективно организовать сотрудничество работников, отлаженность работы бригад и координации их усилий;
- успехи предприятия должны стать успехами ее сотрудников, результат работы – всеобщий результат труда, вклад каждого в общее дело. Каждый несет ответственность за качество своего труда перед коллегами;
- предприятие должно быть открыто для своих сотрудников. Каждый работник открыт для конструктивного диалога. Результаты работы компании, ее успехи и ошибки, планы и цели известны каждому работнику;
- каждый работник должен стремиться к самодисциплине и профессиональному росту. Каждый специалист точно знает свои обязанности, задачи и свою роль в достижении общего результата. Он несет личную ответственность за свой вклад в общее дело;
- каждый работник стремится улучшить работу предприятия, предложить новые решения, участвовать в обсуждении всеобщих вопросов, выполнять коллективные решения;
- каждый работник должен получать справедливое вознаграждение за свой труд. Он может обсуждать свое вознаграждение со своим руководителем. Система вознаграждения понятна каждому работнику и контролируема;
- предприятие должно быть направлено на обеспечение нормальных и комфортных условий труда для каждого работника и бригады;
- предприятие несет социальную ответственность за своих работников. Их трудовая деятельность оформляется надлежащим образом;
- в результате работник должен знать, что успех и развитие предприятия зависит от успеха и развития ее клиентов.
Детальная проработка и реализация политики развития кадровой стратегии малого предприятия как основополагающей осуществляется на уровне ее целевых подпрограмм, а именно:
а) программы анализа текущей величины трудового потенциала предприятия;
б) программы планирования кадров и управления их движением;
в) программы реализации трудового потенциала предприятия;
г) программы развития кадров.
Целью реализации программы анализа величины трудового потенциала является определение величины имеющегося у предприятия трудового потенциала и его составляющих, определение достаточности данного потенциала и планирование численности персонала на предстоящий период деятельности предприятия.
Задачами программы анализа величины трудового потенциала являются:
- оценка уровня профессионального образования работников;
- оценка текущей квалификации и профессиональной компетентности работников;
- анализ реализации творческого потенциала работников;
- анализ эффективности взаимодействия работников в процессе трудовой деятельности;
- оценка оптимальной требуемой величины трудового потенциала;
- определение оптимальной численности персонала предприятия.
Целью программы управления движением кадров является обеспечение своевременной и качественной комплектации кадрами, за счет внутреннего и внешнего поиска, в соответствии с потребностями и стратегическими задачами деятельности предприятия.
Реализация данной программы регулируется положениями кадровой стратегии и кадровой политики предприятия.
Программа реализации профессиональных и творческих способностей работников предприятия включает следующий блок вопросов:
- управление трудовой мотивацией;
- система оплаты труда;
- система нематериального стимулирования.
Программа развития кадров предприятия нацелена на решение таких задач как:
- организация технического и экономического обучения персонала;
- повышение квалификации сотрудников предприятия;
- формирование кадрового резерва (оценка кандидатов на вакантные должности и формирование базы данных потенциальных кандидатов);
- планирование деловой карьеры работников предприятия.
Целью данной программы является обеспечение постоянного кадрового развития в соответствии со стратегическими целями предприятия и потребностями работников в профессиональном росте.
Программа развития кадров учитывает условия деятельности малого предприятия, стратегию его развития и текущий уровень трудового потенциала.
Предприятие стремится организовать внутреннюю систему развития кадров – наставничество, ротация персонала, передача опыта наиболее квалифицированных работников молодому кадровому резерву, закрепление
персонала в компании, повышение его лояльности к предприятию, внедрение новых производственных технологий, внедрение проектных форм управления, развитие инновационной деятельности.
Приоритетные формы развития: внешние и внутренние формы обучения, повышение квалификации работников проблемных участков в предприятии, улучшение коммуникационных каналов; кружки качества, совещания по стратегии развития и задачам структурных подразделений, стажировки с отрывом от работы, семинары по актуальным вопросам деятельности предприятия, формирование программы наставничества на предприятии.
ГЛАВА 4. Государственная поддержка малого предпринимательства как необходимое условие формирования его кадровой политики
Кадровая политика предприятия, в основе своей, является продолжением государственной кадровой политики. Малое предприятие, в силу своей специфики, а также в силу того, что малое предпринимательство для России - новый, зарождающийся вид деятельности, является наиболее ранимым и зависимым от государства. Исходя из этого, малое предпринимательство больше всего нуждается в государственной поддержке, так же, как его кадровая политика.
Система государственной поддержки малого предпринимательства складывается из ресурсной, правовой, организационной, социальной и прочей государственной поддержки. Как и всякая система, она состоит из взаимосвязанных элементов, главными из которых являются: цели, принципы, методы, функции (направления) деятельности, государственные и общественные органы, инфраструктура и программа государственной поддержки малого предпринимательства.
Рассмотрим правовой механизм системы государственной поддержки малого предпринимательства, возможные пути его совершенствования.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие институты поддержки малого предприятия, существующие в зарубежной практике:
- финансовые, в т.ч.: фонды поддержки малого предприятия, страховые специализированные банки, финансовые корпорации и т.д.;
- лизинговые компании;
- бизнес - инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны и др.;
- агентства и центры развития малого предприятия;
- центры (пункты) информационного обеспечения;
- учебные центры;
- специализированные фирмы по оказанию бухгалтерских, аудиторских, рекламных, маркетинговых, транспортных и прочих услуг, а также помощи в подборе персонала. Государственные программы, подкрепленные соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются в развитых странах основной формой проведения государственной политики по отношению к малого предприятия. Они реализуются в рамках конкретной помощи различными институтами поддержки малого бизнеса.
Финансовая поддержка в США кредитно-финансовый механизм включает прямые и гарантированные займы, предоставляемые на основе кредитных программ Агентства по поддержке малого бизнеса (АМБ) и других государственных ведомств, целевые субсидии, налоговые льготы, ускоренную амортизацию. Финансовую помощь получают главным образом те фирмы, в чьей деятельности наиболее заинтересовано государство.
Прямые займы в настоящее время предоставляются только ветеранам и инвалидам. Большая часть всей финансовой помощи АМБ осуществляется в форме гарантированных займов. Предоставляют их частные кредиторы (банки), а агентство гарантирует до 90% суммы займа, но не более 500 тыс. долларов. В качестве своеобразной платы за гарантию АМБ получает от банка 1% суммы займа. Средний размер гарантированных займов составляет 175 тыс. долларов, а срок - около 8 лет (при финансировании капитального строительства - до 20 лет).
Финансовая поддержка реализуется в виде целевых кредитных программ. В США только АМБ осуществляет на конкурсной, как правило, основе до полутора десятков таких программ (развития внешней торговли, реконструкции предприятий, мероприятий по выполнению требований государственного регулирования, энергосбережения и защиты окружающей среды, местного развития, поддержки предпринимателей женщин, инвалидов, представителей национальных меньшинств и пр.) Программы поддержки осуществляются, как правило, на конкурсной основе.
Под руководством АМБ через инвестиционные компании оказывается также финансовая помощь мелким предприятиям. Средства в виде прямых займов направляются в основном для формирования их собственного капитала и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также в виде венчурного (рискового) капитала. Инвестиционные компании мелкого бизнеса, созданные отдельными лицами или организациями, лицензируются АМБ. Их сделки с мелким бизнесом, являющиеся по своему характеру частными, регулируются АМБ. Эти компании вправе приобретать пакеты акций опекаемых ими предприятий или ссужать им деньги. Причем гарантия по займу до 90% также может быть предоставлены АМБ. В отдельную программу выделена деятельность инвестиционных компаний мелкого бизнеса для представителей национальных меньшинств.
Управленческая поддержка
Большую работу в этой области, как правило, проводят торгово-промышленные палаты. В ФРГ обучение, консультирование и другие виды управленческой поддержки осуществляются в основном через эти организации (всего их - около 80). Они расположены во всех регионах и финансируются за счет взносов членов палаты и доходов от проведения учебных курсов.
Значительный интерес представляют широко используемые в США специальные программы управленческой подготовки и консультирования на льготных условиях, основу которых составляет добровольное и безвозмездное участие в них опытных управляющих и предпринимателей. Однако ведущую роль в становлении и развитии мелких предприятий и предпринимательства, проведении государственной политики в этой области на местах играют центры развития мелкого бизнеса, которые начали создаваться в середине 70-х годов. Сейчас в США их насчитывается более 60 (не менее одного в каждом штате) и более 600 пунктов. Первые центры создавались при университетах, и крупные научные учреждения играют в этом деле ведущую роль. Япония также имеет сходные структуры - центры совершенствования управления мелкими предприятиями. Они организованы при местных органах власти в столице, областях, префектурах и одиннадцати крупных городах страны. Разновидность центров - «инкубаторские центры», предоставляющие предпринимателям, начинающим собственное дело, различную организационно-управленческую помощь, в том числе помещение и оборудование, учетно-бухгалтерские и конторские услуги, обслуживание связью, оргтехникой, налаживание деловых контактов и связей и т.д.
Инновационная поддержка
Наибольшее внимание государственные органы уделяют мелкому бизнесу, занимающемуся активной научно-производственной и инновационной деятельностью. Так, федеральными фондами США финансируется примерно 35% расходов мелких фирм на исследования и разработки.
В 1982 году в США был принят Закон о развитии мелких инновационных фирм, который предусматривает расширение субсидирования их исследовательских проектов различными федеральными ведомствами, в том числе Национальным научным фондом, и дает возможность мелким предпринимателям получать безвозмездные целевые субсидии по контрактам на федеральные исследовательские проекты и заказам на производство новой продукции. В рамках введенной в 1992 году программы помощи мелкому инновационному бизнесу 12 федеральных ведомств, имеющих более 100 млн. долларов на НИОКР, рассматривают поступающие от мелких фирм предложения и выделяют им средства для разработки новых идей или продукции, если в них не принимают участия ни банковский, ни венчурный капитал. Такие отчисления составили в 1983-1988 гг. 1,5 млрд. долларов.