Файл: Кадровая стратегия современной организации. Особенности политики развития персонала малых предприятий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также, будет наблюдаться положительный социальный эффект, т.к. будут сохранены рабочие места.

Также необходимо продолжать расширять географию работ как интенсивно, так и экстенсивно, тогда не потребуется стратегия снижения издержек, т.к. произойдет расширение рынков сбыта товаров и услуг.

Для решения такой проблемы, как стандартизация процессов подбора, отбора и развития сотрудников малого предприятия должны быть разработаны следующие документы:

  • программа проведения оценки трудового потенциала;
  • программа организации системы планирования кадров и их движения;
  • программа развития кадров;
  • положение о кадровом резерве;
  • положение о системе стимулирования.

Реализацию мероприятий, предусмотренных документами кадровой стратегии, осуществляют руководитель и менеджер по персоналу, а также сотрудники предприятия, участие которых предусмотрено программами кадровой стратегии.

Реализация этих положений достигается за счет всеобщего соблюдения следующих принципов:

  • взаимодействие между сотрудниками и руководителями малого предприятия должны строиться на основе взаимного доверия, уважения и внимания к проблемам работников;
  • развитие малого предприятия должно обеспечиваться за счет профессионального, творческого и личностного развития его работников. Предприятие может осуществлять развитие работников (их обучение, стажировки, обмен опытом, участие в конференциях и прочее) за свой счет и с добровольного согласия работников;
  • малые предприятия должны относиться к высококвалифицированным работникам как к кадровой элите. Предприятие должно заботиться об оптимальных условиях их работы, профессиональном развитии и карьерном росте. Квалифицированные специалисты должны иметь приоритетное право занять управленческие должности;
  • предприятие должно приветствовать молодых специалистов – они ее будущее;
  • предприятие должно стараться максимально эффективно организовать сотрудничество работников, отлаженность работы бригад и координации их усилий;
  • успехи предприятия должны стать успехами ее сотрудников, результат работы – всеобщий результат труда, вклад каждого в общее дело. Каждый несет ответственность за качество своего труда перед коллегами;
  • предприятие должно быть открыто для своих сотрудников. Каждый работник открыт для конструктивного диалога. Результаты работы компании, ее успехи и ошибки, планы и цели известны каждому работнику;
  • каждый работник должен стремиться к самодисциплине и профессиональному росту. Каждый специалист точно знает свои обязанности, задачи и свою роль в достижении общего результата. Он несет личную ответственность за свой вклад в общее дело;
  • каждый работник стремится улучшить работу предприятия, предложить новые решения, участвовать в обсуждении всеобщих вопросов, выполнять коллективные решения;
  • каждый работник должен получать справедливое вознаграждение за свой труд. Он может обсуждать свое вознаграждение со своим руководителем. Система вознаграждения понятна каждому работнику и контролируема;
  • предприятие должно быть направлено на обеспечение нормальных и комфортных условий труда для каждого работника и бригады;
  • предприятие несет социальную ответственность за своих работников. Их трудовая деятельность оформляется надлежащим образом;
  • в результате работник должен знать, что успех и развитие предприятия зависит от успеха и развития ее клиентов.

Детальная проработка и реализация политики развития кадровой стратегии малого предприятия как основополагающей осуществляется на уровне ее целевых подпрограмм, а именно:

а) программы анализа текущей величины трудового потенциала предприятия;

б) программы планирования кадров и управления их движением;

в) программы реализации трудового потенциала предприятия;

г) программы развития кадров.

Целью реализации программы анализа величины трудового потенциала является определение величины имеющегося у предприятия трудового потенциала и его составляющих, определение достаточности данного потенциала и планирование численности персонала на предстоящий период деятельности предприятия.

Задачами программы анализа величины трудового потенциала являются:

  • оценка уровня профессионального образования работников;
  • оценка текущей квалификации и профессиональной компетентности работников;
  • анализ реализации творческого потенциала работников;
  • анализ эффективности взаимодействия работников в процессе трудовой деятельности;
  • оценка оптимальной требуемой величины трудового потенциала;
  • определение оптимальной численности персонала предприятия.

Целью программы управления движением кадров является обеспечение своевременной и качественной комплектации кадрами, за счет внутреннего и внешнего поиска, в соответствии с потребностями и стратегическими задачами деятельности предприятия.

Реализация данной программы регулируется положениями кадровой стратегии и кадровой политики предприятия.

Программа реализации профессиональных и творческих способностей работников предприятия включает следующий блок вопросов:

  • управление трудовой мотивацией;
  • система оплаты труда;
  • система нематериального стимулирования.

Программа развития кадров предприятия нацелена на решение таких задач как:

  • организация технического и экономического обучения персонала;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • формирование кадрового резерва (оценка кандидатов на вакантные должности и формирование базы данных потенциальных кандидатов);
  • планирование деловой карьеры работников предприятия.

Целью данной программы является обеспечение постоянного кадрового развития в соответствии со стратегическими целями предприятия и потребностями работников в профессиональном росте.

Программа развития кадров учитывает условия деятельности малого предприятия, стратегию его развития и текущий уровень трудового потенциала.


Предприятие стремится организовать внутреннюю систему развития кадров – наставничество, ротация персонала, передача опыта наиболее квалифицированных работников молодому кадровому резерву, закрепление

персонала в компании, повышение его лояльности к предприятию, внедрение новых производственных технологий, внедрение проектных форм управления, развитие инновационной деятельности.

Приоритетные формы развития: внешние и внутренние формы обучения, повышение квалификации работников проблемных участков в предприятии, улучшение коммуникационных каналов; кружки качества, совещания по стратегии развития и задачам структурных подразделений, стажировки с отрывом от работы, семинары по актуальным вопросам деятельности предприятия, формирование программы наставничества на предприятии.

ГЛАВА 4. Государственная поддержка малого предпринимательства как необходимое условие формирования его кадровой политики

Кадровая политика предприятия, в основе своей, является продолжением государственной кадровой политики. Малое предприятие, в силу своей специфики, а также в силу того, что малое предпринимательство для России - новый, зарождающийся вид деятельности, является наиболее ранимым и зависимым от государства. Исходя из этого, малое предпринимательство больше всего нуждается в государственной поддержке, так же, как его кадровая политика.

Система государственной поддержки малого предпринимательства складывается из ресурсной, правовой, организационной, социальной и прочей государственной поддержки. Как и всякая система, она состоит из взаимосвязанных элементов, главными из которых являются: цели, принципы, методы, функции (направления) деятельности, государственные и общественные органы, инфраструктура и программа государственной поддержки малого предпринимательства.

Рассмотрим правовой механизм системы государственной поддержки малого предпринимательства, возможные пути его совершенствования.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие институты поддержки малого предприятия, существующие в зарубежной практике:


  • финансовые, в т.ч.: фонды поддержки малого предприятия, страховые специализированные банки, финансовые корпорации и т.д.;
  • лизинговые компании;
  • бизнес - инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны и др.;
  • агентства и центры развития малого предприятия;
  • центры (пункты) информационного обеспечения;
  • учебные центры;
  • специализированные фирмы по оказанию бухгалтерских, аудиторских, рекламных, маркетинговых, транспортных и прочих услуг, а также помощи в подборе персонала. Государственные программы, подкрепленные соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются в развитых странах основной формой проведения государственной политики по отношению к малого предприятия. Они реализуются в рамках конкретной помощи различными институтами поддержки малого бизнеса.

Финансовая поддержка в США кредитно-финансовый механизм включает прямые и гарантированные займы, предоставляемые на основе кредитных программ Агентства по поддержке малого бизнеса (АМБ) и других государственных ведомств, целевые субсидии, налоговые льготы, ускоренную амортизацию. Финансовую помощь получают главным образом те фирмы, в чьей деятельности наиболее заинтересовано государство.

Прямые займы в настоящее время предоставляются только ветеранам и инвалидам. Большая часть всей финансовой помощи АМБ осуществляется в форме гарантированных займов. Предоставляют их частные кредиторы (банки), а агентство гарантирует до 90% суммы займа, но не более 500 тыс. долларов. В качестве своеобразной платы за гарантию АМБ получает от банка 1% суммы займа. Средний размер гарантированных займов составляет 175 тыс. долларов, а срок - около 8 лет (при финансировании капитального строительства - до 20 лет).

Финансовая поддержка реализуется в виде целевых кредитных программ. В США только АМБ осуществляет на конкурсной, как правило, основе до полутора десятков таких программ (развития внешней торговли, реконструкции предприятий, мероприятий по выполнению требований государственного регулирования, энергосбережения и защиты окружающей среды, местного развития, поддержки предпринимателей женщин, инвалидов, представителей национальных меньшинств и пр.) Программы поддержки осуществляются, как правило, на конкурсной основе.

Под руководством АМБ через инвестиционные компании оказывается также финансовая помощь мелким предприятиям. Средства в виде прямых займов направляются в основном для формирования их собственного капитала и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также в виде венчурного (рискового) капитала. Инвестиционные компании мелкого бизнеса, созданные отдельными лицами или организациями, лицензируются АМБ. Их сделки с мелким бизнесом, являющиеся по своему характеру частными, регулируются АМБ. Эти компании вправе приобретать пакеты акций опекаемых ими предприятий или ссужать им деньги. Причем гарантия по займу до 90% также может быть предоставлены АМБ. В отдельную программу выделена деятельность инвестиционных компаний мелкого бизнеса для представителей национальных меньшинств.


Управленческая поддержка

Большую работу в этой области, как правило, проводят торгово-промышленные палаты. В ФРГ обучение, консультирование и другие виды управленческой поддержки осуществляются в основном через эти организации (всего их - около 80). Они расположены во всех регионах и финансируются за счет взносов членов палаты и доходов от проведения учебных курсов.

Значительный интерес представляют широко используемые в США специальные программы управленческой подготовки и консультирования на льготных условиях, основу которых составляет добровольное и безвозмездное участие в них опытных управляющих и предпринимателей. Однако ведущую роль в становлении и развитии мелких предприятий и предпринимательства, проведении государственной политики в этой области на местах играют центры развития мелкого бизнеса, которые начали создаваться в середине 70-х годов. Сейчас в США их насчитывается более 60 (не менее одного в каждом штате) и более 600 пунктов. Первые центры создавались при университетах, и крупные научные учреждения играют в этом деле ведущую роль. Япония также имеет сходные структуры - центры совершенствования управления мелкими предприятиями. Они организованы при местных органах власти в столице, областях, префектурах и одиннадцати крупных городах страны. Разновидность центров - «инкубаторские центры», предоставляющие предпринимателям, начинающим собственное дело, различную организационно-управленческую помощь, в том числе помещение и оборудование, учетно-бухгалтерские и конторские услуги, обслуживание связью, оргтехникой, налаживание деловых контактов и связей и т.д.

Инновационная поддержка

Наибольшее внимание государственные органы уделяют мелкому бизнесу, занимающемуся активной научно-производственной и инновационной деятельностью. Так, федеральными фондами США финансируется примерно 35% расходов мелких фирм на исследования и разработки.

В 1982 году в США был принят Закон о развитии мелких инновационных фирм, который предусматривает расширение субсидирования их исследовательских проектов различными федеральными ведомствами, в том числе Национальным научным фондом, и дает возможность мелким предпринимателям получать безвозмездные целевые субсидии по контрактам на федеральные исследовательские проекты и заказам на производство новой продукции. В рамках введенной в 1992 году программы помощи мелкому инновационному бизнесу 12 федеральных ведомств, имеющих более 100 млн. долларов на НИОКР, рассматривают поступающие от мелких фирм предложения и выделяют им средства для разработки новых идей или продукции, если в них не принимают участия ни банковский, ни венчурный капитал. Такие отчисления составили в 1983-1988 гг. 1,5 млрд. долларов.