Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.2Peжим нaлoгoв и cбopoв взимaeмых c физичecких лиц
ГЛАВА 2. Обсуждение налогообложения физических лиц
2.1 Налоговые расчеты по налогу на доходы физических лиц
2.2 Анализ средств бюджета в городе Лысьва Пермского края от налогов физических лиц
2.3 Главные пожелания по налогообложению доходов физических лиц
-
-
- Налог на имущество физических лиц
-
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, поступает в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
Порядок налогообложения имущества физических лиц определен:
* до 1 января 2015 года - Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу с 1 января 2015 года);
* с 1 января 2015 года - главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
До 31.12.2014 включительно плательщиками налога оцениваются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона № 2003-1.
Начиная с 01.01.2015 налогоплательщиками налога оцениваются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
До 31.12.2014 включительно объектами налогообложения в соответствии с Законом № 2003 - 1 признаются[8]:
-жилой дом;
-квартира;
-комната;
-дача;
-гараж;
-иное строение;
- доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ).
Начиная с 01.01.2015 объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:
*жилой дом;
*жилое помещение (квартира, комната);
*гараж, мaшинo-мeстo;
*единый недвижимый комплекс;
*объект незавершенного строительства;
*иные здание, строение, сооружение, помещение.
Жилые cтpoeния, pacпoлoжeнныe нa зeмeльных учaсткaх, выдeлeнных для вeдeния личнoгo пoдcoбнoгo, дaчнoгo хoзяйcтвa, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. Ставки налога устанавливают нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять разделение ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения сообразно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории округа в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом округа налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (ст. 3 Закона № 2003-1)[9].
1.2.3 Налоговые вычеты
Самое главное, что нужно знать и понимать о налоговых вычетах, то, что могут претендовать на них каждый гражданин Российской Федерации, который получает доходы, облагаемые по ставке 13%.
Налоговый вычет - это сумма, которая сокращает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог. В некоторых случаях под налоговым вычетом трактуется возвратом части ранее уплаченного налога на доходы физического лица, например, в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и т.д. Возврату подлежит не вся сумма понесенных расходов в пределах заявленного вычета, а соответствующая ему сумма ранее уплаченного налога.
Типы налоговых вычетов:
1. Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ):
- на детей на 1-го и 2-го ребенка 1400 рублей в месяц до достижения общего дохода 280 000 рублей. На 3-го и последующего 3000 рублей;
- на ребенка инвалида в независимости от возраста 3000 рублей (этот вычет могут получить оба родителя/опекуна, но при отказе одного из родителей второй имеет право получить в двукратном размере вычет);
- 3000 рублей лицам, чья работа связана с радиационным воздействием на Чернобыльской АС, инвалидам ВОВ, инвалидам из числа военнослужащих и приравненным к ним;
- 500 рублей героям Советского Союза и РФ, участникам ВОВ, инвалидам детства, и 2 группы и др.
2. Имущественные налоговые вычеты в соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик может получить вычет с суммы до двух миллионов рублей по стоимости приобретенного имущества без учета суммы ипотечных процентов и до трех миллионов рублей с учетом ипотечных процентов[10].
3. Социальные вычеты предоставляются по расходам (ст. 219 НК РФ):
- на благотворительные цели и пожертвования;
- на обучение (собственное до ста двадцати тысяч рублей в год, на родственников до пятидесяти тысяч рублей в год);
- на лечение (до ста двадцати тысяч рублей в год кроме дорогостоящего лечения);
- по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное обеспечение;
- по расходам на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсий.
4. Профессиональные вычеты (ст. 221 НК РФ). По общему закону, профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Однако в исключительных вариантах, вместо учета фактически произведенных расходов, индивидуальные предприниматели могут получить вычет в размере 20% от общей суммы полученного ими дохода[11].
Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ). По общему закону налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются по завершение налогового периода (календарного года) налоговой инспекцией по месту жительства физического лица при подаче им налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ[12]) с приложением к ней необходимого пакета документов.
Налоговые вычеты не имеют возможности применять физические лица, которые освобождены от уплаты НДФЛ в связи с тем, что у них в принципе отсутствует облагаемый доход. К таким физическим лицам относятся:
- безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пособий по безработице;
- индивидуальные предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы.
ГЛАВА 2. Обсуждение налогообложения физических лиц
2.1 Налоговые расчеты по налогу на доходы физических лиц
В современных российских условиях налог на доходы с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны (он занимает пятое место, уступая НДС, НДПИ, налогу на прибыль и таможенной пошлине). Доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета РФ составляет чуть менее 10% и явно не хватает.
В бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее состояние, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.
Во многих странах применяется развивающаяся шкала налогообложения физических лиц. Приведем пример налоговых ставок некоторых стран (таблица № 1).
В большинстве странах мира, ставка налога зависит от совокупного годового дохода физического лица. И если, считать, что ставки по налогу на доходы физических лиц не очень высоки в РФ, то не надо забывать и о размере доходов граждан Российской Федерации.
Ежемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2013 году составила 29 тыс. 792 рубля, а в Германии среднемесячная заработная плата немца составляет 2500 Евро. Больше всех зарабатывают учителя, врачи, судьи, летчики, руководители компаний - от 6000 до 15000 Евро[13].
Размер налоговых ставок по НДФЛ в различных странах Таблица № 1
Страна |
Налоговая ставка |
Австралия |
17 - 47% (0%, если годовой доход ниже 6000 австралийских долларов) |
Австрия |
36,5 - 50 % (0 %, если годовой доход ниже 11 000 евро (2011 год)) |
Бельгия |
25 - 53,7 % |
Германия |
14 - 47,5 % |
Испания |
24 - 45 % |
Италия |
23 - 45,6 % (0 %, если годовой доход ниже 8000 евро (2008 год)) |
Канада |
15 - 29 % |
Китай |
5 - 45 % |
Люксембург |
0 - 42,1 % |
Нидерланды |
0 - 52 % |
Норвегия |
28 - 51.3 % |
США |
0 - 35 % |
Франция |
0 - 45% |
Швеция |
0 - 56,4 % |
Япония |
5 - 40 % |
Россия |
9%, 13%, 15%, 30%, 35% |
2.2 Анализ средств бюджета в городе Лысьва Пермского края от налогов физических лиц
За последние годы наблюдается регионализация экономических и социальных процессов, роль региональных бюджетов усиливается. С помощью региональных бюджетов государство сопровождает экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Создаются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов. Мне кажется, несмотря на то, что НДФЛ является федеральным налогом, он имеет огромное значение для консолидированных бюджетов регионов и местных бюджетов РФ.
Поступления налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации (с учетом поступлений от налогоплательщиков, администрируемых Межрегиональными ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) за 1 полугодие 2015 года составляют 111,9 млрд. рублей, что на 5,6 млрд. руб., или на 4,8%, меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Поступления от крупнейших налогоплательщиков, состоящих на налоговом администрировании в Межрегиональных ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее – МИФНС России), составляют 56,1 млрд. руб., что на 8,8 млрд. руб., или на 13,5%, меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
В поступлениях во все уровни бюджетов 41% поступлений приходится на налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), 15% на поступления налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), 16% на налог на прибыль организаций, 13% на НДС[14].
Поступления в федеральный бюджет за 6 месяцев 2015 года составляют 63,2 млрд. руб., что на 3 млрд. руб. или на 4,5 % меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В том числе поступления от крупнейших налогоплательщиков, администрируемых МИФНС России, составляют 44,4 млрд. руб., уменьшившись на 3,7 млрд. руб. или на 7,7 процента.
Поступления в консолидированный бюджет Пермского края за 6 месяцев 2015 года составляют 48,7 млрд. рублей. Снижение к уровню аналогичного периода 2014 года составляет 2,6 млрд. руб., или 5,1 процента. Поступления от крупнейших налогоплательщиков, администрируемых МИ ФНС России, составляют 11,7 млрд. руб. (снижение к уровню 2014 года – 5,1 млрд. руб., или на 30,2 процента).
Доходы консолидированного бюджета Пермского края определены, в основном, за счет налога на доходы физических лиц (удельный вес 35% в общем объеме доходов), налога на прибыль организаций (32%), имущественных налогов (16%) и акцизов (10 процентов).
Поступления в бюджет Пермского края (по данным Министерства финансов Пермского края) за 1 полугодие 2015 года составляют 38,7 млрд. руб., что на 2,3 млрд. руб., или на 6,3% больше, чем в аналогичном периоде 2014 года.
Фopмиpoвaниe дoхoдoв крaeвoгo бюджeтa в aнaлизиpуeмoм пepиoдe oбeспeчeнo, в ocнoвнoм, зa cчeт пocтуплeний нaлoгa нa пpибыль opгaнизaций (40%), нaлoгa нa дoхoды физичeских лиц (29 %), нaлoгa нa имущeствo opгaнизaций (13%) и aкцизoв (12%). Пocтуплeния пo нaлoгу нa пpибыль opгaнизaций увeличилиcь нa 1,5 млрд. руб., в тoм числe пoступлeния oт кpупнeйших нaлoгoплaтeльщикoв, aдминиcтpиpуeмых МИФНС Рoccии, умeньшилиcь нa 0,2 млрд. руб., или нa 3,7%, a пocтуплeния oт нaлoгoплaтeльщикoв, aдминиcтpиpуемых налоговыми органами Пермского края, увеличились на 1,7 млрд. руб., или на 21,7%[15].
Поступления налога на доходы физических лиц за 6 месяцев 2015 года составляют 17,2 млрд. руб. (снижение к уровню прошлого года составляет 0,9%). Кассовый план поступления доходов в краевой бюджет за 1 полугодие 2015 года выполнен на 101,8%. План по налогу на прибыль организаций выполнен на 103,7%, налогу на имущество организаций на 104,7%. Поступления налоговых доходов в местные бюджеты за 6 месяцев 2015 года снизились на 2,9%, к уровню аналогичного периода 2014 года и их объем составляет 9 млрд. рублей.
Формирование доходов местных бюджетов обеспечено за счет поступлений налога на доходы физических лиц (63%) и земельного налога (21%)[16].
Таблица № 2
Раздел I. Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в |
||||||||||
консолидированный бюджет РФ на 01.01.2016 год |
тыс.руб. |
|||||||||
. |
Код классификации доходов бюджетов РФ |
Код строки |
Начислено к уплате в текущем году (включая данные графы 1 по строке 3070, данные по графе 1 строк 3300, 3400, 3500, 3530 и 3540 - не включаются) |
Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы: |
||||||
федерального бюджета (включая данные графы 2 по строке 3070) |
консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (включая данные графы 3 по строкам 3300, 3400, 3500, 3530 и 3540) (гр.3>или=гр.4) |
из графы 3 - поступило в доходы местных бюджетов (включая данные графы 4 по строкам 3300, 3400, 3500, 3530 и 3540) |
||||||||
А |
Б |
В |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
ДОХОДЫ, АДМИНИСТРИРУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ (1010+3070) |
. |
1000 |
32 672 837 |
-2 354 449 |
40 090 197 |
6 787 789 |
||||
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ (1020+2370) |
. |
1010 |
32 672 131 |
-2 355 438 |
40 090 197 |
6 787 789 |
||||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ (1030+1200+1425+1508+1510+1720+1840+1970+3300+3400+3500+3530+3540) |
. |
1020 |
32 656 652 |
-2 365 408 |
40 083 861 |
6 781 535 |
||||
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ (1040+1130) |
18210100000000000000 |
1030 |
30 117 954 |
3 826 475 |
29 253 138 |
4 025 103 |
||||
Налог на прибыль организаций (1050+1070+1080+1090+1100+1110+1120) |
18210101000000000110 |
1040 |
20 296 004 |
3 826 475 |
16 015 950 |
0 |
||||
в том числе: |
||||||||||
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам (1055+1060+1065+1066) |
18210101010000000110 |
1050 |
18 229 902 |
2 004 137 |
16 015 585 |
0 |
||||
из него: |
||||||||||
налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет |
18210101011010000110 |
1055 |
473 309 |
470 992 |
XXX |
XXX |
||||
налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов РФ |
18210101012020000110 |
1060 |
6 482 329 |
XXX |
6 357 563 |
0 |
||||
налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемый в федеральный бюджет |
18210101013010000110 |
1065 |
1 532 553 |
1 533 145 |
XXX |
XXX |
||||
налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ |
18210101014020000110 |
1066 |
9 741 711 |
XXX |
9 658 022 |
0 |
||||
Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ |
18210101020010000110 |
1070 |
0 |
91 |
365 |
0 |
||||
Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам |
18210101030010000110 |
1080 |
12 167 |
20 520 |
XXX |
XXX |
||||
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями |
18210101040010000110 |
1090 |
5 889 |
5 252 |
XXX |
XXX |
||||
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями |
18210101050010000110 |
1100 |
2 045 524 |
1 793 728 |
XXX |
XXX |
||||
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями |
18210101060010000110 |
1110 |
0 |
0 |
XXX |
XXX |
||||
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам |
18210101070010000110 |
1120 |
2 522 |
2 747 |
XXX |
XXX |
||||
Налог на доходы физических лиц (1140+1150+1170+1180) |
18210102000010000110 |
1130 |
9 821 950 |
XXX |
13 237 188 |
4 025 103 |
||||
в том числе: |
||||||||||
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ |
18210102010010000110 |
1140 |
9 319 511 |
XXX |
12 620 989 |
3 883 226 |
||||
Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ |
18210102020010000110 |
1150 |
128 860 |
XXX |
108 565 |
36 267 |
||||
Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ |
18210102030010000110 |
1170 |
373 579 |
XXX |
382 023 |
105 610 |
||||
Налог на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента в соответствии со статьей 227.1 НК РФ |
18210102040010000110 |
1180 |
XXX |
XXX |
125 611 |
0 |