Файл: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 706

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Российская Федерация признает себя социальным государством, что прямо указано в статье 7 Конституции Российской Федерации. Отличительной особенностью социального государства является нацеленная политика по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это означает, что человек, его развитие и жизнь являются приоритетными для такого государства. В данный момент социальное обеспечение и социальная сфера жизни, в целом, играют одну из самых ключевых ролей в России. Проблемы в социальной отрасли ощущаются особо остро из-за того, что напрямую связаны с нашей повседневной жизнью.

В данный момент в Российской Федерации существует ряд социальных проблем, решение которых требует грамотного правотворчества и правоприменения. Поэтому необходимо в данной ситуации правильно реализовывать и развивать систему социального обеспечения, которая во многом зависит от государственной политики в этой области. Основная цель социального обеспечения – это защита населения от рисков, влекущих неблагоприятные последствия. Система социального обеспечения в Российской Федерации имеет сложную структуру и нормативную базу, поэтому так важно провести исследование по данной проблематики.

Актуальность работы заключается в том, что пенсионная система играет сегодня в России ключевую роль в формировании социальной политики государства.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере социального обеспечения в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативно – правовые акты, регулирующие социальное обеспечение в Российской Федерации.

Цель данной работы заключается в анализе института социального обеспечения.

Исходя из поставленных целей, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие социального обеспечения;

2. Определить задачи и функции социального обеспечения;

3. Изучить государственную систему социального обеспечения в Российской Федерации;

4. Проанализировать правовое регулирование деятельности органов социального обеспечения в России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1.1 Понятие социального обеспечения в Российской Федерации и его основные признаки

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[1] Как следует из статьи Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, политика и цели которого заключаются в обеспечении достойной жизни и становления человека и общества. Это означает, что благополучие и становление человека Россия ставит в приоритет и хочет общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основными задачами социального государства являются: помощь слабым, влияние на распределение экономических благ и другие задачи, призванные обеспечить достойное человека существование.[2] Если говорить простыми словами, то государство берет на себя обязанность по заботе о своих гражданах путём принятия различных мер по защите его развития, труда, его благополучия и иных направлений его жизнедеятельности.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[3] В данной части статьи Конституции РФ указано, что государство ставит перед собой задачу по охране таких институтов, которые напрямую связаны с жизнью граждан. Например, государство охраняет труд. Это напрямую связано со статьёй 37 КРФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Российская Федерация проводит определенные экономические реформы, цель которых заключается в создании механизмов рыночного уклада, опираясь на которые будет возможность найти пути укрепления социальной защищенности граждан в поменявшихся условиях. К сожалению, следует констатировать, что данная задача в данный момент решается медленно, так как число лиц, оказавшихся за чертой бедности растет. В стране последовательно усиливается расслоение населения по доходам и материальному обеспечению. Постоянно снижается эффективность социального обеспечения населения.[4]


Человек, как субъект общественных отношений в процессе жизнедеятельности может столкнуться с такими жизненными обстоятельствами, которые могут привести к утрате его работоспособности, ухудшению здоровья и другими негативными факторами, которые не позволят ему работать и получать заработную плату – основного источника существования миллионов людей. Основными из названных обстоятельств могут быть: инвалидность, болезнь, старость и другие. К сожалению, такие обстоятельства зачастую не преодолеть самостоятельными силами, потому что стоит учитывать те социально – экономические условия, в которых мы живем. Названные обстоятельства влияют на социальную стабильность нашего общества, подрывают его экономическую устойчивость. В силу этого, государство как гарант защиты прав граждан берет на себя долю ответственности за обеспечение человека и организует систему социальной защиты.[5]

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.
  • С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).
  • экономического характера (безработица);
  • физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  • производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  • демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. 

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

  1. источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Теперь необходимо дать определение понятию «социальное обеспечение». Как утверждает В. М. Шайхатдинов в учебнике «Право социального обеспечения»: «Социальное обеспечение представляет собой институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в помощи и поддержке». Социальное обеспечение неразрывно связано с такими понятиями как «социальная политика» и «социальная защита населения». Социальная политика – целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения. [6] Социальная защита населения – это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Можно сказать, что она является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Она осуществляется на основе соответствующих нормативно-правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу органов, учреждений и организаций.[7]

С помощью мер социальной защиты населения производится охрана окружающей среды, оказывается материальная помощь женщинам – матерям, детям и семье, предоставляются медицинские и образовательные услуги, трудоустраивается незанятое население, осуществляется поддержка безработных и других лиц, находящихся в сложном материальном положении.[8]

Важное значение в понимании понятия «социальное обеспечение» внесла Ф.О. Дзгоева-Сулейманова. По мнению автора социальное обеспечение – это определенная форма распределения материальных благ не в целях обмена на потраченный человеком труд с целью удовлетворению необходимых личных потребностей различных категорий граждан (инвалидов, пожилых, детей и т.д.), а в целях защиты института здоровья и воспроизводства рабочей силы с помощью различных фондов и общественных организаций в случае и порядке, устанавливаемых правовыми нормами. [9]

Таким образом, можно дать следующее определение социальному обеспечению: это система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, органами местного самоуправления и организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и в соответствии с законом медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении определенных случаев (страховых и не страховых), влекущих утрату или снижение дохода, малообеспеченности и других случаях с целью предотвратить, смягчить или устранить негативные последствия и обеспечить поддержание минимального жизненного уровня гражданина.