Файл: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО «СТРИТ СЕВЕН».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для правильного ведения учета кассовых операций требуется знание многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка их учета. Участок же учета денежной наличности требует от учетного работника не только знаний, внимательности, аккуратности, но и еще врожденных свойств характера - скрупулезности и педантичности.

Обращение к изучению именно этой темы обусловлено тем, что учет денежных операций является важным, трудоемким и сложным участком в работе бухгалтерии. Бухгалтерский учет и аудит денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения и эффективного использования финансовых ресурсов.

Основные задачи контроля денежных средств, кассовых операций состоят в том, чтобы выявить состояние сохранности денежных средств, правильность и законность их использования, подлинность и достоверность совершения денежных операций, отраженных в бухгалтерском учете, соблюдение кассовой дисциплины, полноты оприходования, целевого использования и условий хранения денежных средств.

Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитического учета.

Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию учета кассовых операций на основе проведенного исследования нормативной базы, бухгалтерских положений, правил организации кассы, анализа порядка ведения учета и методологии их ревизии в исследуемом предприятии.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. изучить теоретические основы организации кассы и учета кассовых операций;

2. проанализировать на примере исследуемой организации порядок образования кассы, документального оформления, аналитического и синтетического учета кассовых операций;

3. разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета наличных денежных средств.

Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Стрит Севен».

Предмет исследования - порядок ведения и отражения в учете кассовых операций, ревизия кассы.

Методы исследования - сбор, обобщение, систематизация и анализ полученной информации.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили труды классиков бухгалтерского учета, а также современных российских и зарубежных ученых по вопросам организации учета денежных средств предприятия, которые были тщательно изучены и нашли свое отражение в научных трудах известных отечественных экономистов: Е.П. Козлова, Н.П. Кондраков, В.М. Вахрушина, П.С. Безруких, П.И. Камышанов, А.Д. Ларионов и др. и др.


Курсовая работа соответствует поставленной цели и решаемыми задачами и содержит: введение (постановку целей и задач исследования, обоснование актуальности избранной темы), основную часть (две главы), заключения (содержащего выводы), а также список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАССЫ И касСовых операций

1.1 Понятие и сущность кассовых операций

В настоящее время большинство расчетов на предприятиях и в организациях осуществляется в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида.

Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных счетах, в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относятся также вложения в краткосрочные ценные бумаги и требования на получение денежных средств.

С экономической точки зрения денежные средства – это средства, аккумулированные в легко реализуемые активы предприятия, которые образуются в результате хозяйственной деятельности - расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками.

В рыночной экономике между предприятиями постоянно совершаются сделки по поводу покупки средств и предметов труда, реализации продукции (работ, услуг). За все приобретенное со стороны следует уплачивать деньги и соответственно получать платежи за отпущенную продукцию или оказанные услуги.

Помимо этого, расчеты с бюджетом, банками, органами страхования, различными общественными организациями, благотворительными фондами и другие, возникающие между предприятиями, ведутся при помощи денег. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием непрерывного процесса производства. [19, С.137]

Денежные средства используются также для наличных расчетов с работниками по оплате труда, подотчетными лицами, за проданные ценности за наличный расчет и др. Такие средства хранятся и обращаются через кассу. Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, то, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. [12, С.201]


Денежные средства - единственный вид оборотных средств, обладающий абсолютной ликвидностью, т.е. немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. [5, С.79]

В процессе предпринимательской деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами.

Нет ни одной фирмы или индивидуального предпринимателя, которые смогли бы вести свою деятельность, не сталкиваясь с кассовыми операциями. Расчеты с покупателями (клиентами, заказчиками), выдача денег подотчетным лицам на хозяйственные нужны, командировочные и представительские расходы, выплата зарплаты работникам - вот далеко не полный перечень ситуаций, в которых придется строго соблюдать порядок ведения кассовых операций, установленный законодательно.

Наибольшую подвижность имеют наличные денежные средства, движение которых совершается посредством кассовых операций.

При всем многообразии кассовых операций можно выделить основные из них, среди которых – выдача денежных средств на оплату труда, на административно-хозяйственные нужды, в подотчет и т.д. Денежные средства могут поступать в кассу с расчетных счетов, от покупателей и заказчиков за оказанные им работы (услуги); от покупателей за проданные им товары и т.д.

Использование наличных денег при расчетах регламентируется Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и др. Эти нормативные документы предусматривают несколько основных элементов контроля со стороны государства за движением наличных денежных средств.[3]

Во-первых, для приема, хранения и расходования наличных денежных средств в организации должно быть специально оборудованное помещение — касса, удовлетворяющее требованиям безопасности и надежности. Касса должна быть оснащена техническим оборудованием для работы с денежными купюрами. На практике касса чаще всего включает в себя главную кассу и ряд операционных касс. Главная касса выполняет функции по движению денежных средств и является держателем основных первичных и отчетных документов по их учету. Операционные кассы служат для приема наличных денежных средств за реализованные товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин и (или) документов строгой отчетности.


Руководство организации несет ответственность, если по его вине не были созданы условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке.

Во-вторых, для контроля движения наличных средств используются контрольно-кассовые машины (ККМ). Законодательством установлено применение ККМ при осуществлении денежных расчетов с юридическими и физическими лицами по товарным операциям, по оказанию бытовых услуг, так как эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только те организации, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки ККМ.

В-третьих, Центральный банк РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день. Лимит составляет 100000 рублей.

В-четвертых, организации обязывают хранить все свободные денежные средства в учреждениях банков. Проведение кассовых операций контролируют конкретные банки, которые обслуживают данную организацию.

В кассе денежные средства хранятся в пределах установленного лимита. С 01.01.2012 на юридическое лицо (организацию) и индивидуального предпринимателя (ИП) возложена обязанность самостоятельно рассчитывать и утверждать максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе (п. 1.2 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П) (далее - Положение).

Лимит кассы - это предельная сумма средств, которая может находиться в кассе организации (исчисляется согласно кассовой книге по остатку на конец дня). [15, С.21]

Сверх лимита деньги в кассе могут находиться только в дни выплаты заработной платы, пособий и пр. в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. [17, С.39]

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Руководитель утверждает следующие документы (с 01.01.2012):


- расчет лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации;

- приказ (распоряжение) об установлении суммы лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации.

Расчет лимита остатка наличных денежных средств определяется двумя методами.

Метод первый: по объему поступлений денежных средств в кассу.

Только вновь созданное юридическое лицо, а также "новый" ИП в расчете могут указывать ожидаемый объем поступлений выручки.

Для определения лимита остатка наличных денег учитывается объем поступлений наличных денег за выполненные работы, оказанные услуги, товары и др. Исчисляется по формуле (формула 1):

L = V / P x Nc, (1)

где L - лимит остатка наличных денег в рублях;

V - объем поступлений наличных денег за выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;

P - расчетный период;

Nc - период времени между днями сдачи денежной наличности в банк.

Расчетный период (P) с 01.01.2012 устанавливается организацией самостоятельно.

Согласно Положению этот период не может превышать 92 рабочих дня юридического лица (ИП).

Период времени между днями сдачи в банк денежной наличности (Nc) также исчисляется в рабочих днях. Если организация сдает наличную выручку в банк раз в неделю, но при этом у нее установлена пятидневная рабочая неделя, то показатель Nc должен иметь значение, равное 5 дням, при шестидневной неделе - 6 дням, а если организация работает без выходных - 7 дням. Важный момент: указанный период не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении юридического лица (ИП) в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - 14 рабочих дней.

Метод второй: по объему выдачи в подотчет (при отсутствии поступлений наличных денег).

Только вновь созданное юридическое лицо, ИП в расчете могут указывать ожидаемый объем выдачи денежных средств в подотчет.

Организация (ИП) при отсутствии поступлений наличных денежных средств от реализации выполненных работ, оказанных услуг учитывает объем выдачи наличных денег (за исключением выплат заработной платы, премий, материальной помощи и других выплат, включенных в фонд заработной платы и выплат социального характера). Расчет производится по формуле (формула 2):

L = R / P x Nn, (2)

где L - лимит остатка наличных денег в рублях;

R - объем выдачи наличных денег в подотчет;

P - расчетный период, за который учитывается объем выдачи наличных денег, в рабочих днях (например, период самого большого объема выдачи наличных денег). При этом расчетный период составляет не более 92 рабочих дней;