Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Налоги и сборы взимаемых с физических лиц, их система).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России

В Российской Федерации, как правило, основное налоговое бремя ложится на организации, но доля личных налогов в бюджетных доходах бюджетной системы также очень важна. Так, по данным Федеральной налоговой службы России в 2018 году общая сумма налогов, уплаченных в консолидированный бюджет Российской Федерации, составит 13788,3 млрд рублей. Только подоходный налог с физических лиц составил более 2 806,5 млрд рублей, что составляет 20,4% от общего объема налоговых поступлений.

Налоги на имущество физических лиц в настоящее время не входят в число основных статей доходов местных бюджетов, тогда как при создании налоговой системы Российской Федерации она должна была быть. Сегодня доля этих налогов очень низкая. Например, в 2016 году доля налогов на личное имущество составила всего 0,27% в Москве и 0,87% в Омске.

Низкий типичный уровень возмещения, а также необходимость повышения эффективности и потенциального налога на имущество, взимаемого с физических лиц, были причинами для реформирования этого налога. С 2015 года Федеральный закон РФ от 04.10.2014 №284-ФЗ внес изменения в налоговый кодекс РФ – была добавлена 32 глава «Налог на имущество физических лиц». Данное изменение регулирует стоимость, с которой будет взиматься налог – инвентаризационная стоимость заменена кадастровой.

В связи с тем, что кадастровая стоимость более точно отражает реальную рыночную стоимость объекта недвижимости, ожидается увеличение суммы налоговых платежей и, как следствие, повышение роли этих налогов для местных бюджетов [ 20].

Налоги на транспортные и имущественные налоги не играют существенной роли в формировании доходов областного бюджета. Однако сумма налоговых поступлений, получаемых от этого налога, увеличивается с каждым годом, скорее всего, это связано с ежегодным увеличением количества автомобилей [17].

В 2018 году доля выручки физических лиц в общей сумме выручки будет превышать 20,4%, поскольку здесь не учитываются такие налоги, как налог на имущество, налог на имущество физических лиц и налог. на транспорт оплачивается физическими лицами. Это связано с тем, что физические лица платят вышеуказанные налоги в следующем налоговом периоде предыдущего налогового периода на основании налогового уведомления, отправленного налоговыми органами. Это уведомление должно быть отправлено не позднее, чем за 30 дней до даты оплаты.


За последние четыре года доля личных доходов в среднем составила 22,2%, и в 2014 году наблюдался рост по сравнению с предыдущим годом. Экономический кризис, начавшийся в том же году, является предпосылкой снижения доли личных доходов.

Большая часть доходов физических лиц составляет налог с физических лиц. Исходя из 2018 года, мы видим, что доля подоходного налога с физических лиц среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, составляет 93,3%, что является одним из источников бюджетных доходов. самый стабильный и самый долговечный. На рост личных доходов бюджета влияют два основных фактора: количество занятых и рост средней заработной платы. Роль этого налога важна не только с точки зрения суммы налоговых поступлений в бюджет, но и того, что этот налог имеет ярко выраженный социальный характер. НДФЛ может влиять на уровень реальных доходов населения и, следовательно, на их уровень жизни. Это влияние достигается с помощью этих инструментов, которые регулируют личные доходы населения в виде налоговых ставок, а также различных систем льгот. Основной целью подоходного налога с населения является накопление финансовых ресурсов в государственном бюджете и их дальнейшее перераспределение между различными категориями граждан в пользу наиболее уязвимых слоев населения. [23].

С помощью подоходного налога государство может корректировать существующий уровень дифференциации доходов населения. Эта корректировка наиболее эффективна при дифференцированной системе налогообложения физических лиц, которая существует в большинстве зарубежных стран. Основой этой системы является принцип равного налогообложения для одного и того же дохода с учетом таких факторов, как экономическое и социальное положение налогоплательщика, его возраст, семейное положение и другие. В результате, более богатое население несет большую налоговую нагрузку [41].

Практика применения дифференцированной налоговой системы в нашей стране применялась с 1992 по 2001 год. Был введен прогрессивный подоходный налог, варьирующийся от 12% до 35%. Но в 2001 году после принятия современного налогового законодательства РФ была введена плоская шкала налогообложения и установлена ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13%. Данная ставка действует и в настоящее время [15].

Депутаты Госдумы неоднократно предлагали ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц, но Минфин не поддержал эти предложения. Не один раз в Госдуму поступали законопроекты на эту тему. Например, в 2007 году было предложено не взимать налог в размере до 60 тысяч рублей, а самая высокая ставка составляла 30% и была установлена ​​для ежемесячного дохода более 3,6 миллиона рублей. Были предложения в 2009 году, два предложения в 2010 году, одно в 2011 году. В 2015 году сразу были получены три законопроекта об изменении ставок подоходного налога. Первый предложил повысить ставку подоходного налога с населения до 16%, но в то же время освободил от налогообложения прожиточный минимум. Второй законопроект должен был облагаться налогом по ставке 50% дохода свыше 1 млн. Рублей в месяц. Третий предусматривал введение прогрессивной ставки подоходного налога с физических лиц, доход которых превышает 24 млн. Рублей в месяц..


Максимальная ставка предлагалась в размере 50%, при превышении месячного дохода 200 млн. рублей. Но ни один из данных законопроектов принят не был [28].

На сегодняшний день в России присутствует прогрессивная шкала налогообложения в отношении транспортного налога. При стоимости автомобиля более 3 млн. рублей при расчете налога применяется повышающий коэффициент. Его значение варьируется в промежутке от 1,1 до 3.

Налогообложение физических лиц играет очень значимую роль в налоговой системе России.

Во-первых, оно удовлетворяет государство в его потребности в дополнительном доходе для государственной казны, то есть выполняет свою фискальную функцию.

Налоги, полученные от физических лиц, играют очень важную роль в формировании региональных и местных бюджетов.

Во-вторых, индивидуальное налогообложение является одним из основных инструментов реализации государственной политики перераспределения доходов среди различных социальных групп населения. В частности, подоходный налог с физических лиц способен влиять на уровень реальных доходов населения и, как следствие, на уровень их жизни, а также помогает государству регулировать существующий уровень дифференциации доходов населения. Это воздействие реализуется с помощью инструментов, регулирующих личные доходы населения, таких как налоговые ставки, а также различные системы льгот. Основной целью подоходного налога с населения является накопление средств в бюджет государства и их дальнейшее перераспределение между различными категориями граждан в пользу наиболее незащищенных слоев населения

1.3 Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц

В большинстве европейских стран индивидуальное налогообложение основано на снижении неравенства доходов населения, влиянии на демографические показатели страны. Поэтому целесообразно начать процесс трансформации с изучения зарубежного опыта налогообложения физических лиц с последующим прогнозированием налогового механизма, действующего в Российской Федерации. В этом случае важно учитывать их характеристики в силу исторических, политических и экономических факторов.

Принципы подоходного налога в большинстве зарубежных стран одинаковы. Лица, разделенные на резидентов и нерезидентов, признаются в качестве соавторов.


Основными различиями в налогообложении физических лиц в нашей стране и за рубежом являются: налоговая шкала, порядок определения размера налоговой базы (налогооблагаемой прибыли), правила применения налоговых льгот, вычетов и скидок, методы налогообложения. сбор налогов.

С принятием главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации и его вступлением в силу 1 января 2001 года ставка налога на прибыль устанавливается для основных видов доходов и составляет 13%. Фиксированная шкала подоходного налога также существует в Гонконге, Джерси, Гернси, Эстонии, Литве, Латвии, России, Украине, Словакии, Грузии, Румынии, Исландии, Кыргызстане, Казахстане, Македонии, Албании, Чехии, Болгарии, Монголии.

Во всех развитых странах ставки подоходного налога являются прогрессивными и, как правило, строятся по сложной системе прогрессирования, что является показателем достаточно высокого уровня экономики. Стоит отметить, что прогрессивная шкала действует и в странах БРИК, (кроме России): в Китае – до 45 %, в Бразилии – до 27,5 %, в Индии – до 30 %. Размер ставки полностью зависит от суммы, полученного за налоговый период, дохода.

В Германии прогрессивная шкала колеблется от 19% до 53%. Максимальная налоговая ставка 53% применяется к гражданам, чей доход превышает 120 000 марок. В Швеции самая высокая предельная ставка. Здесь подоходный налог делится на муниципальный и национальный. Доход, не превышающий 209 100 шведских крон, облагается городским налогом по ставке 32%. Доход на эти суммы также облагается налогом в размере 25%. Таким образом, максимальная ставка налога на прибыль (муниципальная и национальная) составляет 57%.

В Соединенных Штатах люди платят три вида подоходного налога: федеральный, штатный и местный. Существуют разные виды: доход облагается налогом по разным схемам. Для налогооблагаемого дохода граждан применяется соответствующая ставка из шести налогов - 10, 15, 25, 28, 33 и 35%. В дополнение к федеральному подоходному налогу существуют налоги штата и местного налога. Каждый штат имеет право устанавливать собственные налоговые ставки. Минимальная ставка 1,4% установлена ​​в Нью-Джерси, а максимальная ставка 12% в Северной Дакоте.

Основой для исчисления налоговых обязательств за рубежом является совокупный годовой доход налогоплательщика, основными составляющими которого являются:

- заработная плата работников и служащих, надбавки, вознаграждение сверх базовой заработной платы;

- доход от предпринимательской деятельности;


- дивиденды, проценты по банковским вкладам, государственные ценные бумаги и т.д .;

- алименты на содержание детей;

- выплаты по безработице, болезни;

- взносы по страхованию жизни;

- доход от коммерческого использования недвижимости;

- пенсии и т. д.

По сравнению с общим годовым доходом налогооблагаемый доход, к которому применяется текущая налоговая шкала, уменьшается, поскольку прогрессивное налогообложение за рубежом используется в сочетании с широкой системой налоговых вычетов и льгот. Его можно использовать для определения уровня налогообложения в конкретной стране не по уровню налоговых ставок, а по допустимым налоговым вычетам в конкретной стране.

Одним из наиболее важных налоговых преимуществ для подоходного налога в промышленно развитых странах является необлагаемый минимум для налогоплательщика, так называемая стандартная налоговая скидка. В Австрии, например, эта сумма составляет 11 000 евро. В некоторых законах штата также предусмотрены скидки для детей и членов семьи в виде дополнительного необлагаемого минимума.

Кроме того, в развитых странах существует ряд преимуществ, которые называются нестандартными налоговыми льготами. Разница со стандартными скидками заключается в том, что сумма налогового кредита зависит от фактической суммы расходов, понесенных налогоплательщиком для конкретных целей, которые учитываются при определении налоговой базы..

Другой особенностью зарубежного опыта налогообложения является система подоходного налога с семей, в которой супружеская пара считается налоговой единицей. Во Франции, исходя из дохода, заявленного в семейной декларации, налоговые ставки варьируются от 0% до 40%: сумма дохода до 5875 евро - 0%; с 5 875 евро до 11 720 евро - 5,5%; от 11720 евро до 26030 евро - 14%; от 26030 евро до 69783 евро - 30%; от 69783 евро - 40%.

Что касается системы освобождения от налогов из источника, зарубежная практика не отличается от российской: подоходный налог взимается работодателями с текущих доходов рабочих и служащих. Это гарантирует относительную однородность и регулярность налоговых поступлений в бюджет при выплате заработной платы работникам. Налоговая база остается стабильной, независимо от изменений в экономической и политической сферах. Исключение составляют Франция и Швейцария, где подоходный налог, полученный в предыдущем году, оплачивается самими работниками, а не работниками.

Особая система налогового администрирования в Швеции и Норвегии. Налог уплачивается на основании налоговой декларации, которая заполняется налоговыми органами. В результате налоговые органы в этой стране имеют доступ ко всем базам данных о доходах налогоплательщиков, на основании которых они заполняют декларации и рассчитывают сумму налога, подлежащего уплате. Налогоплательщик, в свою очередь, имеет право опровергнуть информацию, содержащуюся в декларации, в вышестоящий налоговый орган.